Смекни!
smekni.com

Первобытная и античная культура (стр. 3 из 3)

Аристотель против натуралистического копирования реальности, он за творческое ее отражение. Чтобы подчеркнуть большую выразительность, он считает возможным отойти от точного воспроизведения фактов. Но всякое отступление от верности натуре должно быть художественно оправдано. Таким образом, Аристотель одним из первых ставит вопрос о художественной правде в искусстве.

Принцип подражания распространяется им не только на изобразительные искусства (живопись, скульптуру), но и на музыку, поэзию и др. В зависимости от различных видов подражания Аристотель строит классификацию видов искусства. Музыка в качестве средства подражания использует звук, живопись и скульптура -краски и формы, танец - ритмические движения, а поэзия - слова. Особенность музыки он видел в том, что она способна воспроизводить внутренние переживания людей (гнев, кротость, мужество и др.), в то время как изобразительные искусства воспроизводят лишь внешние отображения нравственных переживаний. Названные виды искусства Аристотель разделил на искусства движения - танец, музыку и поэзию, и искусства покоя - живопись и скульптуру. Классификация видов искусства дополняется делением их на роды и виды. Так, словесное искусство Аристотель подразделяет на эпос, лирику и драму, а ее, в свою очередь, на трагедию и комедию.

Теория трагедии Аристотеля оказала огромное воздействие на всю художественную практику вплоть до XVIII в. Аристотель подробно описал все составные компоненты трагедии (фабулу, характеры, мысль, словесное выражение, музыкальную композицию, сценическое решение). Целью трагедии, по его мнению, является «катарсис», т.е. очищение человеческой души от ненужных страстей. К катарсису ведет развязка, которая должна органично следовать из развития фабулы и характеров.

В «Поэтике» - своем главном эстетическом произведении, Аристотель обобщает художественную практику своего времени и вырабатывает правила художественного творчества. Он был хорошо знаком с греческой драмой, эпосом, архитектурой, скульптурой, музыкой, театром, живописью. В своих рассуждениях об искусстве он постоянно ссылается на конкретные художественные произведения. Прекрасным для Аристотеля является нечто объективное и абсолютное, оно содержится в реальных предметах, их свойствах и отношениях, в нем заложена мера, порядок и гармония. Подражая прекрасному, искусство само уподобляется ему, и поэтому оно выполняет огромную воспитательную роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом. Искусство, по мнению Аристотеля, способствует улучшению нравственной жизни человека, оно подчинено задаче «усовершенствования в добродетели».

Духовно насладиться искусством можно лишь созерцая прекрасное, не думая в этот момент ни о каких практических целях. Такое свободное созерцание, считает Аристотель, родственно божественному, ибо оно обращено только само на себя. Однако далеко не всякое искусство способно облагородить душу. Поэтому, по мнению Аристотеля, необходим строгий контроль за тем, какое искусство человек воспринимает. В этом вопросе Аристотель солидарен с Платоном. Считая музыку важнейшим средством эстетического воспитания, он обращает внимание на то, что существует три типа мелодий: этические (воздействующие на моральные чувства человека), практические (возбуждающие в нем активность), энтузиастические (вызывающие экстаз).

Аристотель отдает предпочтение этическим мелодиям, поскольку те благотворно влияют на человеческую душу. К такого рода мелодиям он относит дорийский лад, способствующий воспитанию мужественного характера, а также лидийский, содействующий развитию благопристойности и благовоспитанности. Неподходящим для воспитания философ считает фригийский лад, ибо ему свойственен страстный, оргиастический характер. Воздействие такого рода искусства сказывается на человеке весьма неблагоприятно, вызывая ненужные эмоции.

Теория воспитания Аристотеля была связана с его учением о трех частях человеческой души - растительной, животной и разумной. Первая часть души определяла физическое воспитание человека, вторая - нравственное, третья - умственное. Таким образом, цель воспитания, согласно Аристотелю, - в развитии высших сторон души и формировании всесторонней и гармонически развитой личности.

Идеи эстетического воспитания, выдвинутые Аристотелем, по-прежнему звучат актуально, органично вписываясь в его философию и эстетику. Безусловно, что на его взглядах не могла не сказаться та уникальная историко-культурная и художественная атмосфера классического периода античности, в которой жил и творил Аристотель. Все последующие мыслители античной эпохи уже не могут сравниться с Аристотелем по глубине его эстетической концепции и широте материала искусства, который он сумел охватить. Эстетические взгляды Аристотеля по праву можно считать вершиной античной эстетики. К его идеям будут обращаться вновь и вновь в более позднее время, критикуя или объявляя себя их последователями.

Однако были последователи и у Платона. Философ Плотин, живший в III в. н.э. в эпоху разложения античной культуры, не только имел имя, созвучное своему учителю, но также и во многом сходные идеи. Являясь представителем неоплатонизма, он считал, что мир является эманацией (истечением) божественной полноты, а цель человека возвращение к Богу. По мнению Плотина, «Первоединый есть все и вместе с тем ни одно из существ. Начало всего не может быть совокупностью всех существ, начало есть все лишь в том смысле, что все к нему сводится, из него исходит».

Проблему прекрасного Плотин мистифицирует, рассматривая красоту вещи «через приобщение идее». При этом «сияние» добродетели, справедливость и умеренность он ставит выше красоты практических занятий. И чем больше душа освобождается от телесного, тем она становится прекраснее. Высшей красотой Плотик считал Добро. Лицезреть такую красоту - наивысшее благо, ради которого можно отказаться и от власти, и от богатства. Так же как и Платон, Плотин считает красивые вещи лишь отблеском высшей духовной красоты. Высшую красоту можно созерцать только духовным зрением, а для этого необходимо освободить, очистить душу от телесной скверны. По мнению Плотина, душа человека никогда не узрит прекрасного, не став сама прекрасной. А чтобы созерцать божественную красоту, ей необходимо сделаться богоподобной. Но человек забывает о Боге, как только душа его вкусила сладость самостоятельного бытия и дала полную волю своим прихотливым желаниям. Став на путь, противоположный своему первоначалу, душа человека отдалилась от Бога до степени полного забвения о том, что она «суть Его создание и Его достояние...», писал Плотин в 5-й «Эннеаде». Проповедуя аскетизм и презрение к чувственному миру, отказ от разума и мистическое созерцание высшей красоты, которая есть Бог, Плотин своей философской и эстетической концепцией предвосхищает взгляды теологов средневековья.

Список использованных источников

1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. –М., 2000.

2. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.