Смекни!
smekni.com

Первобытное искусство Индии (стр. 2 из 3)

До сенсационного открытия С. Андерсоном наскальных рисунков в Синганпуре в 1910 году в мире были известны только три большие группы памятников искусства палеолита: в Европе, Африке и Сибири. После этого открытия их стало четыре и одна из них оказалась в Индии. Большинство же подобных находок в Индии сделано начиная лишь с 1923 года, и новые открытия делаются до сих пор.

Синганпур - деревня, прилепившаяся к подножию одного из скалистых холмов в районе Райгарх (штат Мадхья-Прадеш), в 3,5 от ближайшей железнодорожной станции Нахарпали (линия Бенгалия - Нагпур). На высоте около 180 м от уровня обработанной почвы с естественной площадки хорошо видна живопись, нанесенная на впадине отвесного обрыва скалы, ориентированной на юг. С этой платформы открывается живописный вид на окрестности с рекой Манд в песчаном русле; поблизости протекает ручей, что, очевидно, было удобно для стоянки первобытного человека. Здесь были пещеры, которые теперь обвалились.

Эта группа „пещерных" рисунков каменного века является для Индии уникальной по высоте художественного уровня и богатству сюжетов. Скальная впадина с живописью представляет собой остатки обширной пещеры, другие рисунки находятся сбоку от нее, в глубокой расселине, и на совсем открытой поверхности скалы, которая была задней стенкой другой неглубокой пещеры, совсем обвалившейся. Недостаточная защищенность от воздействия дождей и солнца и ноздреватость несглаженной и незагрунтованной скальной поверхности обусловили неполную сохранность изображенных фигур, и их контурные и внутренние линии прорисовок почти нигде не сохранились.

Обнаружив рисунки, Андерсон их частично зарисовал, а затем сообщил о своей находке археологам. Организованную ими экспедицию атаковали рои диких пчел, гнездившихся поблизости, и археологи, спасая жизнь, обратились в стремительное бегство. Лишь через год новая экспедиция, хорошо защищенная москитными сетками и перчатками, полностью изучила и скопировала наскальные рисунки Синганпура.

П. Браун относит эту живопись к двум эпохам. Рисунки древнейшей группы (поздний палеолит) выше по мастерству, технике и художественным качествам, они крепче по форме, более искусны, краски приготовлены тщательно. Датировке этих рисунков помогли найденные здесь же каменные орудия. Древность живописи Синганпура также подтверждается рисунками с изображениями кенгуру, который очень давно обитает только в Австралии. Этот факт указывает на возможно существовавшую когда-то материковую связь с Австралией. Живопись второй группы отличается более грубым исполнением, краски приготовлены хуже и характеризуются нечистым цветом. Красящим пигментом служил природный красный железняк (окись железа) местного происхождения. Писали, как полагает Браун, тупыми кончиками бамбука (который произрастает вокруг) или тростника, а не мягкой кистью.

Это видно на незаконченных частях рисунка, где поверхность заштрихована пересекающимися линиями, но образованные ими квадратики не заполнены краской. Преобладает плоскостной размыв краски одного цвета, но иногда встречаются слабо выраженные следы оттенения и моделировки объемов.

По содержанию живопись Синганпура распадается на охотничьи сцены, на изображения групп людей, отдельных крупных животных, рептилий и примитивных идеографических знаков (письмена-картины). Из животных встречаются бизоны, быки, слоны (или, быть может, мамонты), олени, лошади, лани, кабаны, медведи, носороги, тигры и кенгуру.

Непосредственность, удивительная жизненность и одушевленность изображений животных, живость передачи сцен, основанные на меткости наблюдения и остроте восприятия, производят большое впечатление. Чувствуется вдохновение и глубокая заинтересованность в передаче волновавших человека событий. Рисуя опасные и трагические ситуации, столкновение людей с дикими животными, поражение зверей оружием или гибель человека, автор - сам охотник - в своем сопереживании событий стремился к правдивости и эмоциональности их воспроизведения. Не умея обобщать, он точно передавал детали, динамичность сцен и движения животных и людей.

На одном рисунке медведь обхватил лапами человека, другой охотник пытается спасти его, нападая на зверя сзади с дубиной в руках. На других рисунках тигр уносит человека, лежат убитые и раненые, охотники с копьями преследуют быка, охотятся на слонов (или мамонтов).

Необыкновенно живо и точно изображена ползущая ящерица (ил.6) с гибко изогнутым туловищем и хвостом или распластавшаяся на месте, но с энергично шевелящимися лапками.

Важно и интересно изображение самих людей, которые, к счастью, занимают важное место в живописи Синганпура. Непосредственный рассказ древнего человека о самом себе внезапно приоткрывает завесу десятков тысячелетий.

Как правило, изображения человека схематичны, условны, малохудожественны и не идут ни в какое сравнение с превосходными образами животных, которые удивительно выразительны, отличаются точностью и мастерством передачи форм и движения. Но отдельные фигуры людей в синганпурской живописи раннего периода, несмотря на отсутствие линейной прорисовки деталей, впечатляют уже своими силуэтами. Выразительно изображен человек, стоящий в позе кулачного бойца, готового к нападению (ил.7). Его ноги твердо расставлены, левая рука выдвинута вперед, правой он замахивается, отведя кулак к плечу. Эта коренастая фигура с короткой сильной шеей впечатляет своей суровой силой, твердой решимостью. Умело нарисована группа, где представлены жестикулирующая фигура в платье наподобие длинного, почти до пят мешка, рядом стоящий подросток, тоже с поднятыми вверх руками, и человек, держащий трезубец. Высота этих фигур невелика, около 25 см.

Художественный уровень искусства наивного первобытного реализма очень высок сравнительно с примитивностью породившего его общества каменного века. На этой ступени палеолита древний человек выразил, уже в эстетической форме, свое познание природы, особенно животного мира, поскольку именно охота давала ему средства к существованию.

По характеру трактовки образов животных син-ганпурские рисунки в общем подобны живописи пещеры Фон-де-Гом (во Франции) и еще ближе рисункам в Когуле (в Испании) периодов солютре и мад-ленского, то есть периоду позднего палеолита и его конца.

На одном из рисунков в Синганпуре прекрасно исполнено изображение юной лани, стоящей в грациозной позе с вытянутой шеей. Несмотря на то что линия контуров и внутренняя прорисовка туловища вовсе отсутствуют, изящество этого животного, выражение кротости и даже нежности нрава переданы превосходно.

Уверенно и свободно нарисована бегущая лошадь (ил. ю). Ее корпус вытянулся в быстром, но плавном движении. Объемность выражена слабо, но все же чувствуется, что формы намечены не энергичными контурами, как, например, у бизонов, изображенных в известной пещере Альтамиры в Испании, а мягкими очертаниями. Объемность туловища лишь слегка подчеркнута продольными светлыми линиями чуть ниже хребта и под брюхом, слегка высветлены часть крупа и ноги. Легкая черная контурная линия сохранилась только под горлом и мордой.

Изучение произведений искусства столь отдаленной эпохи каменного века имеет исключительное, ни с чем не сравнимое значение для нашего представления о жизни человека, его культуре, особенно духовные ритуалы, где люди нередко показаны с воздетыми, точно в мольбе, руками. Одна фигура, по-видимому, женщина, танцует в паре в очень изящно и живо переданной позе.

Многие сцены, очевидно, связаны с магическими или тотемными обрядами. Так, одна антропоморфная фигура представлена в позе кенгуру, другие - в масках. Удивительно эмоционален образ женщины, силуэт которой призрачен, как тень. Пятки ее ног плотно сдвинуты, носки же расставлены врозь. У нее молитвенно воздетые руки, с плеч ниспадают широкие, короткие края одежды или накидки, придающие фигуре какую-то крылатость. Другая женщина, тоже в длинной до пят мешковидной одежде, бежит в сопровождении ребенка с поднятыми вверх руками, ее движения переданы легко и даже изящно. Все это создает впечатление не только одушевленности, но и какой-то одухотворенности.

Интересно отметить, что в сценах, где изображено перенесение тяжестей, люди пользуются особыми корзинами конусовидной формы, какие и теперь в ходу в этой местности; они плетутся из грубых веревок, и рисунок плетения образует крупные ромбовидные ячейки.

Идеограммы палеолита еще примитивно выражали мысль, хотя иногда были сложны в начертаниях и трудно разгадываемы. Они часто бывают подобны бегущим зигзагообразным линиям. Считают, что подобные знаки могут быть схематичным изображением каких-либо охотничьих ловушек или форм жилищ людей. В разных частях света среди рисунков эпохи палеолита иногда встречаются одинаковые знаки, как, например, в Синганпуре и Когуле, что объясняется стадиальной общностью характера и уровня мышления, а также технических возможностей.

В Синганпуре встречаются изображения в виде диска - очевидно, солнца, окруженного лучами. Один рисунок представляет собой горизонтальную линию, от которой ниспадают толстые „струящиеся" параллельные линии. Браун считает, что это водопад (ил.9), тем более, что поблизости, в расположенном примерно в 6,5 км от Синганпура хребте и сейчас есть водопад, сходный по очертаниям с рисунком.

Вторая, более поздняя группа рисунков Синганпура, относящаяся к неолиту, менее интересна по художественным качествам. Она характеризуется, как и рисунки пещеры в Когуле, более удлиненными пропорциями фигур.

В Индии до последнего времени не было открыто собственно „пещерной" живописи, потому что вся она находится не в пещерах, а на поверхности скальных навесов и во впадинах. Но было обнаружено много пещер и скальных убежищ с рисунками в горах Виндхья, где первые открытия древней живописи сделал в 1880 году Кокбёрн. Скальные убежища, где расположены рисунки, находятся на южном крутом откосе хребта Каймур, над долиной реки Сон, в районе Мирзапура, между Аллахабадом и Варанаси (штат Уттар-Прадеш). В изученных группах древнейших рисунков, датируемых поздним палеолитом, представлены крупные изображения животных, исполненные с большим искусством и тщательно (ил. и).