Как и в Синганпуре, охотничьи сцены здесь полны динамики и драматизма. Человек подброшен носорогом в воздух с нелепо раскинувшимися ногами и руками. Зоологические признаки животных переданы уверенной, смелой и точной кистью. В сцене на реке представлены лодка и большая загарпуненная рыба. В рисунке пятнистого оленя можно узнать читала - современную породу животного. Изображены и крупные хищники кошачьей породы. На скале у реки Бхалдарья, близ Ахраура, с большим правдоподобием нарисованы высокие голенастые птицы. В фигуре оленя (сохранившейся частично) с тонко нарисованными красивыми ветвистыми рогами переданы легкость и пластичность движения животного. С большой выразительностью изображен раненый вепрь с разверстой пастью, очевидно, страдающий от боли.
Красящим пигментом для рисунков на откосах хребта Каймур служила жженая охра или красная окись железа, залегающая в местных горах в чистом виде, вероятно, растертая с животным жиром. Встречаются также следы белой, черной и желтой краски. Писали кистью, или, как установили археологи по характеру наложения краски, какой-то подушечкой, или, быть может, лапкой зайца или другого животного.
Живопись второй по времени группы рисунков исполнена тоже красной краской поверх древних рисунков, а еще более поздняя, имеющая геометрический характер, - грязновато-белым пигментом.
К более позднему периоду искусства в мирзапурских скалах относятся охотничьи сцены, изображения наездников на лошадях и слонах, групп животных и отдельных человеческих фигур. Такова живопись на скале в Кохбаре, где интересна сцена энергичного танца двух мужчин, одного с луком и второго, по-видимому, со щитом. На тех же мирзапурских скалах, в Ликхунья Дари, сохранилась сцена, где умело изображены фигуры конных и пеших охотников, окруживших кольцом двух слонов: фигурки вдали уменьшены в масштабах, что свидетельствует о стремлении выразить единство всей многофигурной сцены и о попытках композиционного построения.
В мирзапурской живописи времен мезолита встречается изображение копья характерной формы, с большими шипами с обеих сторон, которое охотник вонзает в грудь лани. Вероятно, это форма и гарпуна, которая в Индии затем повторяется в раннем металлическом оружии.
В районе Беллари (штат Карнатака), на Павлиньем холме в Капгаллу, тоже открыты наскальные изображения охоты, крупных зверей и птиц, относящиеся ко времени неолита и уступающие по художественным достоинствам более древним рисункам Синганпура и Мирзапура.
Наскальная резьба, открытая в разных местах Индии, относится к неолиту и в художественном отношении мало интересна. В этой технике изображаются люди, животные, различные древние символы, например свастики. Резные контуры фигур очерчены грубо. Человеческая фигура, обнаруженная в Гхатсиле (округ Сингхбхум, штат Бихар), напоминает примитивные фигуры, вырезанные на скалах в Австралии. Неолитическая резьба на камне найдена также в Едакале (район Вайнад, штат Керала) и в других местах.
В истории первобытного искусства наступает период, когда в живописи преобладает орнаментальное начало, достигающее значительно высокой ступени в неолите, которое человек мог наблюдать в самой природе, хотя бы в оперении птиц, в крыльях бабочек, в цветах. Но и в самом богатом природном узоре не встречается регулярного повторения одного и того же декоративного мотива, создающего раппортное ритмическое построение узора и деталей. Поэтому ритм - особый элемент художественного творчества человека. Он возникает гораздо позже и играет в индийском искусстве огромную роль, придавая движение и жизнь орнаментальной форме. Однако появление самых примитивных декоративных мотивов оказало влияние на реалистическую сюжетную живопись каменного века, сделав ее более геометризованной благодаря применению в изображении животных и людей орнаментальных форм. Стремление к схематизации рисунков усиливается в самом конце палеолита и еще заметнее в более поздней группе живописи в Мирзапуре.
Древняя Индия в достижениях своей культуры ничуть не уступает таким странам, как Египет или Месопотамия, скорее, даже в некоторой степени превосходит их. Самым важным и интересным для нас было осветить сохранившееся от позднего палеолита и неолита подлинное искусство наскальной живописи (тем более что ее история начинается только с 3 в. до н.э). Дальнейшая культура Индии представляет по всей стране разнородную и еще во многом неясную картину.
Новая яркая страница в развитии культуры и искусства Индии открывается с энеолитической эпохи, со сравнительно высокой Цивилизации долины Инда (4-2 тыс. до н. э), ничего подобного которой по степени развития культуры и искусства не открыто во всех рассмотренных эпохах на всей территории Индии.