Смекни!
smekni.com

Первые контакты с кельтами (стр. 1 из 3)

В середине I тыс. до н.э., в период так называемого второго железного века, Европу охватило нашествие кельтов. Мы сейчас не будем углубляться в различные версии прародины этого загадочного народа, в причины их неожиданного движения - нам важно, что именно в это время они захватили небывало обширные территории: Галлию и Богемию, Англию и Ирландию, Северную Италию и средний Дунай. По словам Н.С. Широковой: "С 390 по 207 годы до н.э. почти каждый год кельты совершали походы в южные страны Европы, наводя ужас на обитателей античного юга грабежами, неустрашимостью и презрением к смерти. Разграбив Грецию, пройдя через Фракию, кельты переправились в Малую Азию, где организовали быстро эллинизировавшееся Галатское государство. Некоторые отряды кельтов достигли Дакии, Силезии, Украины. На протяжении второй половины I тыс. до н.э. кельты представляли один из самых важных военных факторов древней Европы". И не только. Вместе с военной экспансией кельты несли свою удивительную культуру. Культуру настолько загадочную, что о ее происхождении идут постоянные споры.

Академик О.Н. Трубачев отмечает: "С середины I тысячелетия до н.э. для славян, как и для других племен, живших в Дунайской котловине, возникла кризисная ситуация в связи с экспансией кельтов. На территорию Чехии и Подунавья проникли бои и вольки-тектосаги. Последние, выйдя из Галлии и двигаясь на восток вдоль южных границ тогдашнего германского ареала, приобрели известность под германизированным именем. Экспансии кельтов сопутствовал их культурный подъем в гальштатское и позднее - в латенское время IV-III вв. до н.э. В Чехии, Моравии и Паннонии возник симбиоз местного населения с кельтами. С этого момента начался контакт славян с волохами, как назвала кельтов начальная русская летопись, отразив германскую форму". Впоследствии этот контакт перерастет в самые тесные связи.

О том, что волохи - это кельты, писал еще классик славистики П.И. Шафарик. Словенский исследователь Йожко Шавли считает, что "влахами" называли воспринявших кельтскую культуру славян с территории Польши, которых соседние народы до сих пор называют "лехи". Не будем к тому же забывать и знаменитых волхвов - языческих жрецов Древней Руси, чье название также указывает на кельтское происхождение. Нельзя исключать того факта, что кельты могли быть и религиозными учителями славян.

Академик О.Н. Трубачев считает, что помимо культурного влияния кельтов в условиях мирного симбиоза, не обошлось и без военного нажима, в результате чего, значительная часть славян была оттеснена на север. Запомним эту важную мысль, к которой мы не раз будем возвращаться.

Славяно-кельтские контакты, вылившиеся в своеобразный симбиоз этих двух народов, сыграли далеко не последнюю роль в развитии Европы, а что касается ее центральной части, то здесь смело можно говорить об определяющей роли этого симбиоза, давшего в дальнейшем значительные культурные импульсы на север и на восток.

Данные этнолингвистики подтверждают и материалы археологических раскопок, проведенных на территории Центральной и Восточной Европы.

Огромный интерес для выяснения кельтско-славянских связей представляет так называемая пшеворская культура II в. до н.э. - начала V в. н.э., которая является одной из наиболее ярких археологических культур Центральной Европы, возникновение которой напрямую связывают с кельтами. Видный польский ученый Й. Костшевский, опираясь на лингвистические работы Т. Лер-Сплавинского и К. Тыменецкого, разработал теорию непрерывного процесса развития славянской культуры на территории Польши. Он небезуспешно попытался выявить генетические связи между пшеворской культурой и культурой раннего средневековья, а также между пшеворскими и позднелужицкими памятниками. Эти данные подтверждают и российские археологи. "На основе подробной типологии керамики, сделанной по единой схеме, и корреляции ее в комплексе с вещевыми находками, основами погребального обряда и деталями домостроительства И.П. Русанова выделила группы археологических комплексов, которые, по ее мнению, отражают наличие в пшеворской культуре славянского, кельтского и германского компонентов. При этом подчеркивается, что разноэтничные комплексы располагаются часто на одних и тех же памятниках, что обусловлено передвижением населения и его смешением. Пшеворские комплексы, сохраняющие традиции предшествующей им подклешевой культуры и имеющие продолжение в раннесредневековых древностях, связываются автором со славянским этносом". Эта этническая чересполосица пшеворской культуры вместе с тем несла в себе самый сильный культурный элемент - именно кельтский! И именно этот культурный импульс сказался впоследствии и на развитии западных и восточных славян. И, более того, оказался определяющим.

Археологические материалы о славяно-кельтских связях обобщены в монографии В.В. Седова "Славяне". "В начале III в. до н.э. часть кельтов пересекла Судеты и, оторвавшись от основного их массива, поселилась на плодородных землях Силезии. Во II в. до н.э. другая группа кельтов преодолела Карпаты и разделилась на две части. Часть кельтов продвинулась в Силезию и осела среди ранее пришедшего сюда кельтского населения, другая группа их расселилась в верхнем течении Вислы, среди проживающего здесь славянского населения, представленного культурой подклешевых погребений. Так начался период активного кельто-славянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян".

Кельты были не обычными завоевателями - подобно древним грекам они несли свою удивительную цивилизацию другим народам. Можно без преувеличения сказать, что на протяжении двух столетий под кельтское духовное влияние попала огромная территория - от Испании до Северного Причерноморья и Малой Азии. И создай кельты свою государственность раньше римлян, имея к тому же такого мощного союзника как славянские племена, вряд ли рациональный Рим смог бы их завоевать.

Подобным стремительным восхождением тысячелетием позже были отмечены, пожалуй, только славянские народы, так же неожиданно возникшие на европейской арене и происхождение которых столь же загадочно, а появление так же неожиданно, как и появление кельтов. Вместе с тем история этих двух народов оказалась настолько тесно взаимосвязана, что эти народы постоянно путали, как античные, так и средневековые историки. И к этому есть свои предпосылки, позволяющие говорить об их глубокой связи, если не прямом родстве. Подробный анализ славянских и кельтских этнонимов будет сделан в следующей главе.

Славяне, отступившие к северу, на Вислу, увлекли за собой и кельтов. В южной Польше, по данным археологии, существовало сильное кельтское влияние, особенно в металлургии, где отмечены следы сосуществования кельтов со славянами. Отмечена также топонимия кельтского происхождения: например, название гор Pieniny, занесенное кельтами и этимологически тождественное названию гор Pennine в Англии от кельтского pennos - голова. Вместе с тем по-словенски реп - вершина горы и данный топоним мог быть как привнесен кельтами, так и воспринят ими от славян.

Славяно-кельтские контакты не ограничились регионом верхней Вислы. Очень скоро между отдельными кельтскими племенами и славянами налаживаются довольно тесные взаимоотношения. На территорию культуры подклешевых погребений, которая считается многими археологами славянской, поступают многочисленные кельтские изделия: фибулы, браслеты, различные поясные украшения, наконечники копий латенского облика, топорики, а также золотые и серебряные кельтские монеты.

"Наиболее мощное кельтское воздействие на развитие культуры подклешевых погребений приходится на II в. до н.э. Постепенно оно активизируется, и к концу этого столетия культура трансформируется в новую, получившую наименование пшеворской... Постепенно пшеворская культура распространилась по всему ареалу культуры подклешевых погребений, а затем и вышла за ее пределы. На западе в территорию этой культуры вошли области по течению Одера, где прежде проживали кельты, а в последнем столетии до н.э. и в верхнем течении Вислы. К концу II в. до н.э. перестают функционировать собственно кельтские поселения и могильники в Силезии, в конце I в. до н.э. и на остальной части Польши. Таким образом, кельты, расселившиеся в землях севернее Карпат, были полностью ассимилированы славянами. В Малопольше известен целый ряд кельтско-пшеворских памятников, отражающих этап ассимиляции кельтского населения".

Но не только кельты воздействовали на славян - было и влияние славян на кельтов, да еще в столь сакральной традиции, как захоронение покойников. "Кельты в процессе ассимиляции и метисации сменили обряд трупоположения, свойственный им, на славянский. В могильниках пшеворской культуры Силезии и междуречья Варты и Вислы лишь изредка встречаются захоронения по обряду ингумации, сопоставимые по всем деталям с собственно кельтскими".

Таким образом, можно смело утверждать, что пшеворская культура, возникшая на территории современной Польши и отражающая культурный и этнический симбиоз местного славянского населения и пришлого кельтского, начала отсюда свое победное шествие по Центральной, а затем и Восточной Европе, разнося все дальше и дальше среди славян культурные и духовные достижения кельтской цивилизации. С этого момента, с периода становления и развития пшеворской культуры, и возникли те славянские племена, которые вышли несколькими столетиями позже на мировую арену под именами склавен и антов.

Об активном проникновении кельтов в славянскую среду говорят и разнообразные и многочисленные находки, среди которых хочется выделить культовую кельтскую палочку из могильника Весулки, кельтские бусы с личиной из Домановиц, фибулу со звериной головкой из Кацице. В могильниках Спицымеж и Вымыслово найдены глиняные изображения голов быка - священного животного у кельтов и славян. В больших количествах найдены также латенские фибулы, скоро ставшие обязательной принадлежностью пшеворского костюма. Производство фибул было налажено здесь по кельтским образцам.