Смекни!
smekni.com

Первый русский фарфор (стр. 1 из 2)

1. Первый русский фарфор

Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы, изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней. Наиболее ранним образцом виноградовского фарфора является уже упоминавшийся ставок. Ставок еще не имеет живописи, но украшен лепным рельефным рисунком. На нем нанесена подглазурной кобальтовой краской марка. Она представляет собой как бы дробь, в числителе которой стоит год изготовления «1748», а в знаменателе «W». Так Д.И. Виноградов помечал свои изделия, ставя год изготовления и заглавную букву своей фамилии латинским шрифтом.

В первые годы создания Невской порцелиновой мануфактуры там изготовлялись лишь изделия небольших размеров – «посуда малой руки», как выражался Виноградов. Такие изделия менее капризны в производстве. Кроме того, объемы существовавших тогда обжигательных печей не давали возможности делать крупные вещи.

Об ассортименте изделий, выпускавшихся на порцелиновой мануфактуре в 1749-1750 годах, можно судить по «Запискам о фарфоре» Д.И.Виноградова, где он упоминает о миске, чашках с крышками, о кофейнике, чайных чашках и фарфоровых яйцах. В апреле 1750 года были изготовлены блюда, а также коробки с выпуклыми цветами. Д.И.Виноградов писал, что коробки, которые «цветами обложены», он сам возил «господину барону».

Из выполненных в 1749 году изделий до наших дней дошла чашка с рельефным украшением, изображающим виноградную лозу. На чашке имеется марка ------- , нанесенная подглазурной кобальтовой краской.

Этот редкий экземпляр первого русского фарфора хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.

К числу первых виноградовских изделий принадлежит также высокая фарфоровая стопка с восьмигранным низом, хранящаяся в Русском музее в Ленинграде. Синей подглазурной краской на изделии изображена марка ---- -------- , а также выдавленный в массе знак «4.16». Знак, очевидно, показывает номер массы, из которой было изготовлено изделие.

Та же, в Русском музее, среди образцов старого фарфора можно увидать несессер в виде спеленутого ребенка с маркой --- ------------- ; знак «СПБ» точно устанавливает, что это изделие было изготовлено на Невской порцелиновой мануфактуре.

В 1751 году на порцелиновой мануфактуре было начато изготовление фарфоровых табакерок. Как известно, в то время в среде придворной знати была распространена мода нюхать табак. В 1753 году в большом ходу были фарфоровые табакерки, изображавшие запечатанный почтовый конверт со штампом и фамилией адресата. Они понравились Елизавете Петровне, и на порцелиновой мануфактуре было налажено их производство по заказу знатных особ.

В газете «Санктпетербургские ведомости» от 19 марта 1753 года было опубликовано такое объявление:

« Господин бергмейстер Виноградов объявляет всем знатным особам, а особливо придворным обоего пола, которые изволят иметь порцелиновые табакерки в форме пакета с надписями, те б изволили присылать к господину Советнику Монетной канцелярии Ивану Андреевичу Шлаттеру, в Санктпетербург, формуляры, какую кто надпись и на каком языке изволит, которыми он господин Виноградов желает всех того требующих удовольствовать, а цена за табакерку с надписью, кроме обделки по 20 рублев» .

Кроме пакетовых табакерок, то есть имевших форму конверта, на порцелиновой мануфактуре делались также табакерки самых разнообразных форм и размеров. Так, например, среди вещей, оставшихся после смерти Д.И.Виноградова и хранившихся у него, значилось около ста круглых, овальных, четырехугольных табакерок, расписанных пурпуром, золотом и прочими красками.

В 1758 году порцелиновая мануфактура выпускала, кроме табакерок, самые различные фарфоровые изделия: чайники, молочники, масленки, кружки, чайницы, чашки, колокольчики, пуговицы, сахарницы, чашки полоскательные, блюдечки, подсвечники, кофейники, пуншевые ложки, курительные трубки, шпажные эфесы и др.

Из перечня видно, что порцелиновая мануфактура в то время представляла собой вполне налаженное производство.

Д.И.Виноградов был всей душой предан новому делу и страстно его любил. Он говорил: «Порцелинная фабрика ничто иное есть, как горная манифактура и между всеми прочими великолепнейшая».

Когда в России не было фарфора

До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Это были фарфоровые изделия из Китая, где впервые их стали изготовлять на рубеже VII-VIII веков. В Европу фарфор завезли купцы в XIII веке

Несмотря на то, что ввоз фарфора в европейские государства с годами заметно увеличивался, в описях королевского и княжеского имущества XVI века фарфоровые предметы все еще находились среди самых ценных и считались дорогими подарками. Вскоре фарфор стал модой, предметом собирательства и украшения дворцов.

Фарфор начали употреблять также и в качестве парадной посуды.

Европейцы пытались сами найти способ производства фарфора, но все их попытки до начала XVIII века кончались неудачами. Однако во время поисков был изобретен ряд превосходных материалов, по своему внешнему виду очень напоминавших дорогостоящий китайский фарфор. Так появилось венецианское молочное стекло, испано-мавританская керамика, итальянская майолика, английские и голландские фаянсы.

Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, - в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля.

С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор.

В Европе фарфор называли порцелином. Это слова произошло от итал. «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом (формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутые из воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят. Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. О его происхождении среди ученых существуют различные суждения. По мнению наиболее вероятному, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, - так называли на Востоке лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ.

Привозной фарфор по-прежнему стоил недешево. Им могла пользоваться только знать. Простые люди во всем мире пили и ели, используя глиняную, деревянную и металлическую посуду.

Не знавшая своего фарфора Россия достигла непревзойденного мастерства в обработке художественных изделий из дерева, металла и керамики, среди которых большое место занимала посуда.

Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития. Только в первой четверти XVIII века было создано свыше двухсот навых предприятий металлургической, текстильной, судостроительной и других отраслей промышленности. Россия постепенно освобождалась от необходимости ввозить многие промышленные изделия из-за границы. Некоторые отрасли промышленности приходилось создавать заново. Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора.

Отсутствие фарфора чувствовалось все острее.

Тезисы

- Фарфор в течение многих столетий служит символом роскоши, достатка владельца. Фарфор – как и дорогие ювелирные украшения, например, - всегда в моде, он радует и восхищает, дорогой фарфор и антикварный фарфор по-прежнему доступны немногим.

- До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов.

- Европейцы пытались сами найти способ производства фарфора, но все их попытки до начала XVIII века кончались неудачами.

- Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, - в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля.

- С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор.

В Европе фарфор называли порцелином. Это слова произошло от итал. «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом (формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутые из воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят. Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. О его происхождении среди ученых существуют различные суждения. По мнению наиболее вероятному, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, - так называли на Востоке лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ.

- Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития.

- Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора.

Отсутствие фарфора чувствовалось все острее.

- Первые опыты организации фарфорового производства в России относятся ко времени царствования Петра I. В 1718 году в Россию был выписан голландский мастер Эггебрехт. Он имел свою фаянсовую фабрику в Дрездене и отправился в Россию испытать счастье. Однако Эггебрехт пробыл здесь недолго, и получить фарфор ему не удалось.

- фарфоровое производство намечалось организовать на Невских кирпичных заводах, расположенных в 8 километрах от Петербурга. «Порцелинная ея императорского величества манифактура, что при Санкт-Петербурге на кирпичных заводах» - как назвал Д.И.Виноградов первый русский фарфоровый завод – разместилась на левом берегу реки Невы по дороге в Шлиссельбург, на том самом месте, где ныне находится Государственный фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова.

- Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы, изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней.