Смекни!
smekni.com

Переоценка ценностей в культуре XIX века (стр. 3 из 3)

Жизнь представляется неинтересной, лишенной идеалов. Г.Флобер пишет: "Куда укрыться, бог мой! Где найти человека? Гордость, уверенность в своем творчестве, преклонение перед прекрасным, - неужели все утрачено? Неужели у всех грудь переполнена всемирной грязью, в которой плаваешь по глотку?" Все интересное может происходить не в жизни, a в литературе, поэтому литература XIX века занимает огромную роль в формировании общественного сознания, обретая роль учителя и пророка.

Основное место в литературе начинает занимать роман, но роман второй половины XIX в. очень неромантичен, это уже начало реализма, который войдет затем в век двадцатый. В отличие от романтиков,которые заняты поиском идеала, роман выступает как этически нейтральное произведение, очень большое по масштабам, в нем огромное количество героев. Роман - зеркало, холодно и беспристрастно отражавшее действительность. Огромные панорамы общественной жизни создают О.Бальзак в "Человеческой комедии" и Э.3оля в "Ругон-Маккарах". Аналитический роман XIX в. ставит перед собой цель дать фотографическое отображение действительности, отказаться от украшательства жизни. Этим принципам и следуют Г.Флобер, братья Гонкур, А.Доде. Хотя беспристрастный реализм этих писателей не всегда признается современниками. Так, после выхода романа Г.Флобера "Госпожа Бовари" критики обрушились на писателя за искажение человеческой природы, за мизантропию, пессимизм, за равнодушие, беспристрастное описание добрых и злых сторон в человеке, за мрачный взгляд на жизнь. Романтического героя нет в этих произведениях в помине.

Рождаются бульварные литературные жанры: мелодрамы, детектив, приключения. Роман в желтой обложке становится компенсацией того, что вытесняет большой, беспристрастный роман: страсти, занимательность сюжета, наличие положительного героя. Мечты и грезы, не признаваемые большой литературой, воспроизводятся бульварной печатью.

Возникает детектив, в котором есть настоящий герой, который может быть внешне и незаметен, но он сражается с преступным миром, который ассоциируется с повседневным, скучным, обыденным миром, без идеалов, сражается силой своего ума. Честертон, Г. Леру, А. Конан-Дойль - мастера детектива создают этот мир опасный и привлекательный, где всегда можно быть уверенным в победе доброго начала над злом. Новой робинзонадой становятся приключения: Великий Жюль Верн, Maйн Рид, Стивенсон, герои их произведений - отважные моряки, путешественники, исследователи новых путей. В этих произведениях парадоксальным образом отражаются просвещенческие идеалы, но рационализированные, приспособленные к современным условиям, и, безусловно, политизированные.

Таким образом, очевидно, что культура ХХ века становиться своеобразной реакцией на просвещенческие идеалы, не оправдавшие себя. Основной чертой культурного состояния XIX века становится противостояние романтизма и реализма, поиск путей самореализации человека и бесстрастная констатация одиночества и обезличенности человека в век капиталистического производства.


Заключение

Для мыслителей XIX в. время, в котором они живут, представляется бездуховным и пустым, общество превращает человека в часть сложного общественного механизма, усредняя человека, лишая его индивидуальности, превращая его в объект манипулирования, неспособный отличать добро от зла. Философская мысль этого периода ищет выход из такого положения, в котором оказался человек, она занята поиском новых идеалов, которые могут вернуть человеку смысл его существования. Ценности Просвещения подвергаются критическому переосмыслению, в них начинают проглядывать зачатки будущего технократизма и тоталитаризма.

Культура ХIХ века становиться своеобразной реакцией на просвещенческие идеалы, не оправдавшие себя. Основной чертой культурного состояния XIX века становится противостояние романтизма и реализма, поиск путей самореализации человека и бесстрастная констатация одиночества и обезличенности человека в век капиталистического производства. Начинают все более стираться грани между культурой элитарной и культурой массовой, появляются новые виды и жанры в искусстве, направленные на заполнение духовной пустоты, оставленной разочарованием в несбывшихся надеждах, нереализованных ценностях Просвещения.


Список использованной литературы

1. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. - М.: Наука, 1970

2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.- 144 с.

3. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Проект, 2003. – 336 с.

4. Европейское искусство XIX века.1789-1871.- М.: Искусство, 1975

5. Эстетика раннего французского романтизма. – М.: Просве­щение, 1981

6. Яворская И.В. Западноевропейское искусство XIX в М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962