Петергоф
Доклад ученика 8б класса
МОУ- гимназии №1
Астафьева Павла
Всемирной известностью пользуется Петергофский парк с его величественными фонтанами на берегу моря. И, кто бы ни приехал в Петербург — из отдаленной ли республики, из Москвы или из другой страны, — каждый стремится посетить Петродворец, его парк, полюбоваться прославленными во всем мире фонтанами.
Это—парк фонтанов - исключительное произведение искусства.
В то же время это исторический памятник победам первого русского флота, памятник завоеванию моря.
Это и памятник неимоверному труду и технической изобретательности русского народа, создавшего в самом начале XVIII века на пустынном берегу грандиозное для того времени гидротехническое сооружение.
История Петергофского парка — славная история русской культуры.
Любовь к кораблям пробудилась у Петра еще в юности, когда он плавал на Переяславском озере в ботике, ставшем«дедушкой русского флота». Юношеская любовь превратилась в страстную мечту «ногою твердой стать при море».
Позади и первые поражения, и удивившая весь мир победа под Полтавой над самым могущественным государством Европы — Швецией. На берегу моря построена новая российская столица Санкт-Петербург. Мечта, совпавшая с государственной необходимостью, осуществлена. Русские, никогда не имевшие флота, создали его и уже одержали блестящие победы на море.
Создать памятник, достойный грандиозных свершений, — вот что замыслил опять Петр I.
Людовик XIV создал Версальский парк—дворец короля французской земли — гимн Солнцу.
Петр I создает дворец Морского царя и парк — гимн Морю.
У царя был «генерал-архитектор» Леблон. «Сей мастер из лучших, — говорил Петр,—и прямо диковинкою есть, как я в короткое время мог рассмотреть. К тому же не ленив, добрый и умный человек » …
Долго выбирали место для парка и наконец решили создать его против острова Котлина с крепостью Кроншлотом (Кронштадт). Здесь еще в 1709 году был сооружен «попутный дворец» — Монплезир («Моя услада») для отдыха царя при частых поездках в Кронштадт
«Услада» любящего море человека. Волны заливают площадку стоящего на берегу дома. Это совсем голландский домик — и форма крыши, и раскраска стен под кирпич, и окна с частым переплетом. Сквозь остекленные галереи, окружающие дом и придающие ему прозрачность, видно море.
Из Монплезира виден и низкий берег моря, и возвышающийся над ним обрыв. Именно здесь, на обрыве, будет величественно возвышаться дворец с террасой, а внизу раскинется целый сад фонтанов. Так возник проект создания «Питер-Гофа» — Петрова двора.
После победы русского флота при Гангуте в 1714 году начинается постройка дворца и грота. В 1716 году Жан Батист-Александр Леблон принимает руководство строительством Петергофского Большого дворца и парка. Но через три года, не привыкший к суровому климату, Леблон умирает.
Создание Петергофа идет с «поспешением». Царь приказывает «канал до моря выкопать».
Возникает много проектов снабжения водой будущих фонтанов. Выкапывают канал от болота за деревней Лапиной и от реки Каваши, строят запруду на реке Шинкарке, направляя ее воды к Петергофу.
Выписали для парка много деревьев, главным образом каштанов, которые особенно полюбились Петру, а для подстрижки — «бушбом» (букс). Букса требовалось очень много, а зимою он вымерзал в этой местности.
Меньшиков, ближайший помощник царя во всех его начинаниях, предложил заменить иноземный «бушбом» и «таксика (тисс) русским можжевельником. Об этом он и писал в 1716 году: «В настоящую весну не пропустя удобного времени можжевельнику сколько можно в Петергофе в доброй земле насажаем и подстригать манирою против таксикового дерева будем».
Прошло пять лет. Канал от реки Каваши мимо Ропшинской мызы выкопан на 20 верст в восемь недель, а рабочих было сперва 900 человек, а потом 2000.
8 августа 1721 года открыли течение воды из реки Каваши в новый, только что законченный водопровод. Вода дошла до Петергофа к следующему утру, к 6 часам, и тогда же пущены были все фонтаны и каскад.
Таким образом, 9 августа 1721 года и является датой открытия Петергофа. Спустя два года Петр I дает указ сделать в гроте «кран с брызганием» и поставить над каскадами «историю Еркулову, который дерется с гадом семиглавым, называемым гидрою, из которых голов будет идти вода по каскадам».
Украшение Петергофского парка продолжается. На каскаде поставили свинцовые фигуры, покрытые золотом, и открывали все новые фонтаны. Петергофские фонтаны изобиловали водой и могли бить все время, не так как в Версале, где воды хватало только на несколько часов и то не каждый день.
Фонтанная самотечная система Петродворца — одна из самых мощных в мире. Строителем фонтанного водопровода и руководителем «плотничьими и канальными работами» был Василий Туволков. Вода, подводимая двумя каналами к Верхнему саду и опускающаяся оттуда по трубам, питает более двух тысяч струй. Ежедневно, пока бьют фонтаны, выбрасывается сто тысяч кубометров воды.
В Петергофе вода поступала в трубы с высокого обрыва. В канал, который кажется нам теперь узким, раньше входили небольшие суда до самого дворца. Об этом пишет Берггольц в своем дневнике. «Немедленно по прибытии нашем, мы вошли в прекрасный большой канал, протекающий прямо перед дворцом. Этот канал длиною до полверсты и так широк, что в нем могут стоять рядом два буера; император сам ввел в него флотилию, и мы, пройдя половину канала, продолжали путь по одному из шлюзов. Все суда, числом около 115, выстроились по обеим сторонам канала. Когда вышли на берег, император сам начал водить всех знатных гостей всюду; особенно хороши были фонтаны, изобилующие водою».
Стоя на балконе, Петр сказал французскому послу Компредону: «У вас в Версале нет такого чудного вида, как здесь, где с одной стороны открывается море с Кронштадтом, а с другой виден Петербург».
Расчет Петра I был в том, чтобы удивить, поразить величием парка, созданного на севере, среди болот, на топком берегу Балтийского моря.
В Петергофском парке мы убеждаемся на каждом шагу, что в нем прославляются вода и море. Об этом говорят все фонтаны, все скульптуры парка. Уже при Петре большой водоем в Верхнем парке был украшен фонтаном «Нептунова телега» — колесницей в виде раковины с сидящим в ней морским богом Нептуном, которую везли дельфины. В конце XVIII века на месте обветшавшей «Нептуновой телеги» поставили величественную фонтанную группу «Нептун». Около 40 различных фигур — наяд, тритонов, дельфинов, морских коней — окружают грозного бога морей, держащего трезубец в руках. Скульптура была сделана в 1660 году в Нюрнберге и приобретена для Петергофа в 1798 году.
Пруд с фонтаном «Нептун», так же как и два квадратных водоема, выкопаны по предложению Леблона для накопления воды. Затем создали еще два круглых бассейна меньших размеров. В одном из них было поставлено «свинцовое дерево званием дуб и при нем тритонов три, дельфинов шесть». В других бассейнах стояли отлитые по рисункам К. Б. Растрелли скульптурные группы.
Царство воды и ансамбль скульптур, олицетворяющих море, открывается восхищенному взору в Нижнем саду. Двумя каскадами по широким ступеням льется вода вниз, в бассейн, имеющий форму ковша.
Здесь и фигуры рек Волхова и Невы, и множество богов и героев Греции и Рима, «прибывших на торжество». Их золотые фигуры стоят по краям каскада. Барельефы каскада на тему древних мифов. Триумф Нептуна, Персей, спасающий Андромеду, иносказательно восхваляли победы петровской армии.
На фоне грота в бассейне остров с возвышающейся над ним громадной фигурой Самсона. Из раздираемой пасти льва выбрасывается на высоту 20 метров мощный столб воды, и струи восьми фонтанов, окружающих его, скрещиваются со струями труб сирен, наяд, нимф, тритонов.
Уже после смерти Петра, в ознаменование 25-летия со дня Полтавской победы, Екатерина I поставила у грота фонтан со скульптурой легендарного библейского героя Самсона, разрывающего пасть льву. Эта скульптура имела в то время политический смысл. «Самсон российский рыкающего льва свейского (шведского) преславно растерзал». Изображение льва было на гербе Швеции. Под Самсоном подразумевался царь Петр. Скульптуры «Падение Фаэтона» и «Нарцисс» являлись аллегориями поражения шведского короля Карла XII. Скульптуру Самсона, как и ряд других, сделанных из свинца, впоследствии смятых и попорченных, заменили в 1806 году новыми — бронзовыми.
Автором богатырской фигуры Самсона являлся скульптор М. Козловский.
А по обе стороны канала — целая аллея фонтанов на фоне зелени стройных, подстриженных деревьев.
Многообразны формы движения воды; спадающие вниз каскады; поднимающиеся ввысь и скрещивающиеся струи фонтанов — все шумит, блестит, оживляет золотые статуи, создавая водную феерическую симфонию. Льющиеся в разных направлениях серебряные воды — словно пышный фейерверк.
Вся композиция петергофских фонтанов у Большого каскада создает настроение радостного праздника, торжества. Сияние воды и золота, плеск струй, гармоничность и роскошь всего ансамбля усиливают впечатление сказочности.
Действительно, Петергоф—это сад фонтанов, сад льющейся вниз и вверх воды. Посетители парка невольно забывают о деревьях, о цветах. Они любуются только причудливой игрой воды.
В настоящее время в парке Петродворца действуют 3 каскада и 129 фонтанов.
Все фонтаны парка Петродворца расположены симметрично и многие из них связаны между собою в группы или большие ансамбли. Пять фонтанов во главе с Нептуном перед дворцом в Верхнем саду являются как бы спокойной прелюдией к фантастической и бурной игре воды в Нижнем саду.
Нижний парк делится на три части. Центральный Большой каскад с гротом и каналом до самого моря против Большого дворца. С одной стороны у залива — Монплезир, с другой - Марли.
От дворца идет терраса тремя уступами, на которых подстриженные деревья и небольшие фонтаны. Против Большого каскада по обе стороны канала раскинут партер с узорными клумбами и бьют два фонтана. В XVIII веке с двух сторон партера стояли деревянные галереи с фонтанами и скульптурами внутри и «клокшпилем», то есть органом со стеклянными колокольчиками, звенящими под действием вод фонтанов. В начале XIX столетия по проекту Воронихина, строителя Казанского собора, эти деревянные галереи были заменены каменными. На крыше колоннад и позолоченных куполах павильонов тоже журчали фонтаны.