Смекни!
smekni.com

Пина Бауш - гений жеста (стр. 1 из 3)

ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств

Факультет Институт танца

Кафедра Педагогика балета

Реферат

на тему:

Пина Бауш - гений жеста

Выполнил(а): студент(ка) 1 курса913гр.

Очного отделения

Иванова Дарья

Проверил (а): Волков Н.П.

г. Улан-Удэ.


Содержание

Введение

Глава 1. Современный танец – повод для раздумий

Глава 2. Школа «Фольванг»

Глава 3. Гений жеста

3.1 Лаборатория естественного движения

3.2 Структура хаоса

3.3 Театр на высоких каблуках

Заключение

Список литературы


Введение

В дословном переводе модерн - танец современный. В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица. Существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием.


Глава 1. Современный танец – повод для раздумий

Эксперименты в области движения начались в середине 19 века: теория «телесного выражения» Ф. Дельсарта, эксперименты Ж. Далькроза в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Первыми, в области сценического танца, были талантливые исполнители Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Айседора Дункан.

А. Дункан на сцене была совершенно свободна и использовала все возможности движения: танцевала босая в свободной тунике, использовала повседневные движения, шаги, прыжки, простые повороты. В приближении к естественности выражались её индивидуальность, интуиция, импровизационный характер танца. Танец Дункан не основывался на определённой системе движений, он исчез вместе с ней.

В это же время вела свои творческие поиски Л. Фуллер. В отличие от Дункан, движущей свои поиски от внутреннего, Фуллер касалась внешнего. Костюмы, декорации, свет, вся атмосфера спектакля были ареной для экспериментов, вызывающие к жизни фантастические формы, играя линиями и яркими красками. Планки с метрами шелковой ткани создавали образы бабочек, пламени, цветовые пятна, фосфоресцирующие материалы и проектор превращали танцора в объект, сливающийся с окружающим.

В работах Рут Сен-Дени чувствовалось влияние востока. В 1915 году она со своим мужем Тедом Шоуном открыта школа танца - модерн «Денишоун», которая стала символом профессионального танца (Чарльз Вейдман, Дорис Хамфри, Марта Грэхем). В «Денишоун» родился американский экспрессионизм в танце и до середины 30-х годов идеи танца - модерн развивались параллельно и в США, и в Западной Европе, прежде всего в Германии.

Теоретиками танцевального экспрессионизма был Рудольф фон Лобан, обратившийся к философии древней Индии. В труде «Кинетография» (1928) предложил универсальную теорию танцевального жеста, применимую для описания всех пластическо-динамических характеристик. Пространство, Время, Энергия – три константы теории движенияотказалась от традиционно красивых движений, наполняя их крайней напряженностью и динамикой формы.

В 30-е годы центр развития модерн танца переместился в США. Основоположниками модерн-танца считаются Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм, создавшие свою систему подготовки танцовщиков.

Марта Грэхем принадлежала к школе психологического реализма, позднее она обратилась к символической и легендарно-эпической теме («Фротьер» 1935 г., «Письмо миру» 1940 г., «Весна в Аппалачских горах» 1944 г.), создала спектакли, основанные на сюжетах античной и библейской мифологии. Формотворчество не было самоцелью, прежде всего Грэхем стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний.

Дорис Хамфри преподавала и ставила в труппе Хосе Лимона. Уделяя большое внимание пластической отточенности и технике, она выступала против красоты и утончённости стилизаторства Сен-Дени. Она первая стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге «Искусство танца».

В 50-е годы начинает творить третье поколение. Отказываясь от опыта предыдущих поколений, многие из них отрицали первичное сценическое пространство и перенесли спектакли на улицы, в парки, отрицали форму спектакля, вовлекая зрителей в театральное действие (хепенинг). Изменилось отношение к костюмам, музыке, хореографы использовали только ударные инструменты или шумы.

Хосе Лимон продолжил традиции предыдущего поколения, его хореография – это сложный синтез американского танца - модерн и испанско-мексиканских традиций с резкими контрастами лирических и драматических начал («Павана мавра», «Танцы для Айседоры», «Месса военных времен»).

Духовным «отцом» хореографического авангарда был Мерс Канингем. Он организовал собственную школу и технику танца, рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. Многие идеи композитора Джона Кейджа, Канингем перенёс в свои спектакли, построенные на «теории случайностей», считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера – создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и движение. Представителями авангарда так называемого «пост-модерна» были Пол Тейлор, Алвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк. К началу 70-х годов сложилось несколько основных школ модерн-танца: Марты Грэхем, Дорис Хамфри, Хосе Лимона и Мерса Канингема. Естественно педагоги и хореографы синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца. Лестер Хортон положил начало модерн-джаз танцу, техника которого объединила джазовый танец и модерн- танец. Джек Коул систему Хинди-джаза, объединив технику изоляции «чёрного» танца с движениями индийского фольклорного танца и достижениями «Денишоун». В 1966 году появился учебник Гаса Джордано посвящённый технике джаз-модерн танца. Первые семинары американских педагогов в Западной Европе начали проводиться в 1959 году Уолтер Никс, в 1961 Аллан Бернард. Таким образом, к началу 70-х годов возникло новое явление – джаз-модерн танец.

Глава 2. Школа «Фольванг»

Школа «Фольванг» связана с именами знаменитых хореографов таких как: Мери Видман, Пина Бауш и других.

Пина Бауш: начала ставить танцы, когда была танцовщицей, потому что хотела больше танцевать. Сочиняла и танцевала, и никогда не думала, что станет хореографом. Её стали просить разные люди, чтобы она для них ставила танцы. Её талант постепенно развивался. Мастерство исполнения и постановки танцев завоевывали популярность. Пина Бауш вышла на большую сцену, из разрозненных танцев рождались композиции великолепных и необычных спектаклей.

Некрасивое оказывается прекрасным, если оно становится фактом искусства (сказал кто-то из древних мудрецов). В рамках спектакля Пины Бауш «КАФЕ МЮЛЛЕР» нет привычной балетной красивости. Его язык, язык несчастливых людей воплощает потаенные мечты персонажей. Каждый человек находится в плену своих не осуществлённых желаний.

Сегодняшний немецкий театр танца начинается с выразительных средств хореографии и исполнительском искусстве. Существует некоторые кадры, которые сняли молодую танцующую Пину Бауш. Учителями Пины Бауш были пионеры новой немецкой хореографии и среди них знаменитый - Курт Йос, автор балета « ЗЕЛЁНЫЙ СТОЛ».

В этом спектакле языком гротеска (преувеличение) Курт Йос рассказал об ужасах войны и показал тех, кто на ней наживается.

Тема постановок современных хореографов в Германии очень разнообразна. Молодая коллега Пины Бауш Сезанна Ленки в женском балете в обобщённой форме показала, как на женщин действует домашний труд. В женских руках полотнища превращаются то в половую тряпку, то в грязное бельё. В различных спектаклях с Сезанной Ленке возникало огромное количество тем касающихся жизни немецкого народа.

Говоря о работах Сезанны Ленке, следует упомянуть имена ее великих предшественников: Мери Вигман, Доры Вайер, чье творчество всегда вдохновляло ее.

Дора Вайер - важная фигура в немецком танце, первая попытка его реконструкции. Аскетичная фигура, граничные линии танца, трагизм, а главное- игра тела. Вся техника сосредоточена на пластике рук, на игре кистей, где каждый жест- искусство. В истории танца ее почти не вспоминают, несмотря на проделанную работу. Творчество Сезанны Ленке - это своего рода напоминание о Доре Вайер.

Дора Хоер одна из самых трагических фигур. Она шла наперекор традициям, что влекло за собой моральные и материальные проблемы. После войны танцовщица решила, что ее искусство никому не нужно и покончила жизнь самоубийством.

Сезанна Ленки танцует вместе с молодым хореографом Урсом Дитрихом. Это одна из надежд немецкой хореографии 1993г. Она поставила балет «сангвин» - (кровь) – человек приходит в этот мир и оказывается в мире хаоса.

Сезанна Ленки и Дитрих в спектакле «аффект». Мужчина и женщина вечное противоборство, вечный бег по жизни. Мужчина оказывается сильнее, а женщина отстаёт. Но и в мировой хореографии, и в немецком театре танца ситуации прямо противоположны.

Олицетворением силы боли стало искусство Пины Бауш.

Может быть, для женщин сегодня жизнь стала намного труднее.

Пина Бауш говорит, что существует огромное количество вещей, которые она не может себе позволить. Но для нее никогда не было проблем, что она женщина хореограф. Ее учителя Курт Йос, Энтони Тюдор. Они потрясающе играли женские роли. Могли сыграть любую женскую роль лучше, чем женщина. Они создали очень красивую хореографию для женщин.

Сейчас все больше и больше женщин хореографов. Пина Бауш считает что, они хотят контрастировать сами с собой.

«Весна священная» на музыку Стравинского один из ранних балетов Пины Бауш. Поставлен почти одновременно с «Кафе Мюллер».