Магнитогорский Государственный Университет
Реферат по культурологии
Тема реферата:
Племена Майя
Выполнил студент 1 курса
ОЗО ПиМНО СКС и Т.
107 гр. Ахметова Г. М.
Проверила: Верблюденко Л.К
Магнитогорск 2007
Содержание
Первый этап развития
Второй этап развития
Социальное устройство
Повседневная жизнь и верования
Пирамиды
Юкатанский период
Гипотеза о происхождении майя
Литература
Первый этап развития
Возникновение цивилизации майя (индейской народности, проживавшей некогда в Мексике, Гватемале и Белизе) до сих пор окутано покрывалом таинственности. Известно лишь, что в первые века нашей эры культура этого народа уже достигла расцвета: к тому времени индейцы майя научились пользоваться солнечным календарем и имели свою письменность, которая была частично расшифрована в середине 1950-1960 годов российским ученым Ю. В. Кнорозовым. Цивилизация майя была в то время наиболее развитой, намного опередившей все другие. Так, например, именно майя ввели в математическую науку понятие нуля и высчитали время обращения Венеры вокруг своей оси. И это несмотря на то, что индейцы этого племени проживали на территории с неблагоприятным климатом.
Постоянная засуха, скудная растительность, обилие ядовитых рептилий и скорпионов - все это, казалось, никак не располагало к развитию наук. Однако майя все же удалось победить джунгли. На протяжении многих веков, вырубая леса, они возводили величественные каменные постройки и прокладывали многокилометровые дороги. Так продолжалось около десяти веков, но потом индейцы были вынуждены покинуть обжитые места и перебраться на полуостров Юкатан. Так закончился древнейший период истории этой цивилизации.
Второй этап развития
Перебравшись на Юкатан, майя построили там города Чичен-Ицу, Кабах, Сайиль, Тулум, частично сохранившиеся до настоящего времени. Второй этап развития этой цивилизации оказался менее прогрессивным, нежели первый.
Из расшифрованных рукописей стало известно, какова была последовательность земледельческих работ этого народа. Сначала вырубались леса, затем происходило выжигание участков, потом обрабатывали землю, высеивали культурные растения, производили орошение. Конечным этапом был сбор урожая. В качестве главного персонажа рукописей выступает бог Чак, изображенный с длинным носом и острыми клыками. В руках это божество держит орудия для обработки земли, используемые индейцами: палку-копалку, топор и факел. Характерно, что Чак, как бог плодородия и земледелия, в большинстве случаев изображался на фоне дождя.
В произведениях искусства майя мотивы дождя и подсечно-огневого земледелия встречаются часто. Так, на одном из каменных рельефов, найденном в древнем городище Тикаль, высечен жрец, костюм которого украшен изображением лягушки (любое земноводное считалось у этого народа символом дождя и плодородия). При этом жрец одной рукой упирается на усовершенствованную палку-копалку, а другую поднял к небесам, как бы вознося молитву.
На стелах Тикаля также можно встретить сцены ритуального сева, совершаемого правителем, который, стоя на коленях, бросает в землю горсть зерен. Голова правителя увенчана венком из листьев маиса. Каждая земледельческая культура у майя имела свое божество (бог маиса, бог какао).
Помимо общего земледелия, майя занимались садоводством, разбивая сады вокруг своих жилищ. Большой популярностью у них пользовались такие культуры, как хлебное дерево, папайя, авокадо, анона и гуайо.
Археологи не могут воссоздать для нас духовную культуру майяской цивилизации. Если предметы материальной культуры, хотя и частично, но сохранились, то литературные и музыкальные традиции, по всей видимости, утратились навсегда. Однако исследователи не раз предпринимали попытки.
Социальное устройство
Человек являлся ценным членом общества, пронося через всю жизнь то, чему его обучали в детстве. У народа майя существовали свои представления о красоте , например, одним из признаков красоты у них считалось косоглазие, для чего к волосам ребенка прикреплялась бусинка, которая должна была свисать между глазами и тем самым способствовать появлению желанного эффекта. Другим достоинством был высокий плоский лоб, являвшийся признаком ума и высокого положения. Этого тоже можно было добиться искусственным путем: обычно к черепу ребенка при помощи материи крепилась небольшая дощечка, которая деформировала череп именно так, как это было нужно родителям малыша.
По достижении определенного возраста, когда юноши и девушки уже могли считаться взрослыми, и те и другие подпиливали себе зубы. Острые зубы считались признаком красоты. При этом те, у кого была возможность, инкрустировали свои зубы нефритом или бирюзой.
В одежде бедных и богатых майя существовали различия. Бедняки обходились набедренными повязками из хлопчатобумажной ткани и сандалиями из кожи (мужчины), широкими мантиями и плащами (женщины). Состоятельные люди могли себе позволить одеваться с большим изыском. Одеждой им служили достаточно длинные белые плащи, украшенные богатым орнаментом, жилеты и юбки из шкуры ягуара, также причудливые шляпы.
Согласно археологическим изысканиям, стало известно, что за всю историю существования этой древней цивилизации народ майя никогда не был сплоченным. Так же как и во многих других древних государствах, общество было поделено на касты. К высшим кастам принадлежали правители, жрецы и крупные землевладельцы, к низшим — простые труженики. При этом последние, задушенные непомерными налогами, едва сводили концы с концами и вели полуголодное существование.
Что касается жилищ, то в то время как рядовые общинники ютились в маленьких хижинах с оштукатуренными стенами и крышами, крытыми тростником, жрецы и представители правящей верхушки размещались в каменных зданиях, самое лучшее из которых принадлежало верховному жрецу. Его дворец также был построен из камня.
Центральные районы городов были заселены жрецами и другими представителями высших каст, чьи особняки располагались вокруг храма. Окраины города были местом жительства бедного люда. Характерно, что все городские колодцы были сосредоточены в центральных районах около домов сановников и жрецов.
Повседневная жизнь и верования
Мужчины майя с раннего утра и до позднего вечера работали на полях, пережидая только полуденный зной. Во время этого короткого отдыха они в основном устраивались в тени деревьев и утоляли жажду напитком из воды и кукурузного теста. Но так продолжалось только до тех пор, пока не был снят урожай.
В остальное время мужчины племени трудились на строительстве дамб, прокладке дорог, добыче камня; обязанности распределялись не на добровольной основе, а по желанию властителей. Если человек заболевал, то к нему приходили колдуны и знахари, назначавшие лекарство на основе целебных растений и изгонявшие злых духов.
В некоторых случаях их помощь оказывалась кстати (секреты врачевания хранились в тайне и передавались из поколения в поколение), однако так было не всегда. Даже такая развитая цивилизация, какой была цивилизация майя, обладала лишь небольшой крупицей знаний, которые в наши дни известны едва ли не каждому. Если болезнь в те времена оказывалась неизлечимой, то знахари предсказывали родственникам больного, когда он умрет и что его ждет после смерти. Верования народа майя имели свои особенности. Люди считали, что во всех несчастьях, которые с ними происходят, виноват дьявол. Именно он насылает и уносит с собой души умерших. Ланда так описывает день похорон: «Нужно было видеть их тоску и плач по своим умершим, и общее горе, которое это им причиняло. Они оплакивали их днем в молчании, а ночью с громкими и горестными воплями, так что слышать их было очень грустно».
Чаше всего умерших кремировали, однако в некоторых случаях родственники хоронили тела своих близких около дома, из которого сами перебирались на новое место. При этом тело всегда пеленали в кусок ткани, а в рот помещали кукурузную муку и кусочек нефрита. Вместе с покойниками в землю закапывали его личные вещи, вырезанные из камня фигурки богов и немного пищи.
В те времена простой народ испытывал страх перед всеми необъяснимыми явлениями; из-за этого знания хранились у жрецов, а те требовали очень высокую плату, которая многим была просто не по карману. Кроме того, жрецы зачастую ссылались на богов, мол, те не хотят открывать свои секреты и их нужно задобрить, то есть построить в их честь храм, принести жертву и т. д.
Простые бедняки верили во все это и трудились, не покладая рук, возводя все новые и новые святилища в виде пирамид, украшенных барельефами.
Пирамиды
Одним из древнейших и прекраснейших городов индейцев майя, выстроенном в Лакандонских джунглях, является Паленке, знаменитый своими пирамидами - невысокими храмами, фронтон которых украшен причудливым геометрическим орнаментом
Четыре главных храма-пирамиды размещены в центральной части города, где находится знаменитый дворец, имеющий четырехугольный фундамент и занимающий площадь 104x80м. Вокруг каждого находятся галереи, о назначении которых до сих пор ничего не известно. Однако это касается не всех галерей; в галереях северо-восточного внутреннего дворика имеется парная и три клозета, по своему устройству напоминающие современные.
Стены дворца украшены рельефами с изображениями военнопленных. Согласно некоторым источникам, именно здесь пленники расставались с жизнью. Однако не на всех рельефах запечатлены скорбные фигуры несчастных, есть здесь и изображения высоких сановников, отмеченных специальными знаками власти. К ногам сильных и могущественных властителей жмутся их рабы, готовые в любую секунду исполнить прихоть своего господина. Кое-где на рельефах остались жалкие следы замечательных красок, со временем потускневших и стершихся.