Смекни!
smekni.com

Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения (стр. 3 из 6)

Наиболее систематично выступил против идей католического автора Джаноццо Манетти. Среди многих его произведений выделяется глубиной своей гуманистической направленности трактат «О достоинстве и превосходстве человека», в самом названии которого заключена оппозиция трактату кардинала ди Сеньи.

Сопоставляя человека с животными, Манетти подчеркивает его физические и эстетические преимущества. Он указывает, что человеческие чувства, даже если они свойственны слабому, ущербному, бренному телу, позволяют человеку достичь более интенсивных и содержательных наслаждений по сравнению с любым животным. Универсальность человеческой деятельности имеет столько благотворных сторон, что в целостной человеческой жизни наслаждения сильнее тягостей, которые её столь часто омрачают. В обретении человеческой свободы душа играет решающую роль потому, что она заведует многообразными функциями человека. Христианское положение о бестелесности души вполне разделяется Манетти. Он считает, что роль души превосходит роль тела.

Больше всего специфика человека в качестве духовного существа определяется тем, что Бог наделил его способностью действовать и познавать, которая и составляет собственный долг человека. Тем самым молитвенное созерцание теоцентризма сменяется в антропоцентризме Манетти всемирным утверждением активности человека. Качеством, высоко поднимающим человека над животным миром и сближающим его с Богом, служит, наряду со способностью познания и запоминания, свободная власть воли. Знаменательно, что этой способностью человека наделили «либо Бог, либо природа». Свободная воля делает человека господином по сути всего земного. Если Бог – творец всего сущего, то человек творец цивилизации и культуры.

Преодолевая теоцентрическую созерцательность средневековой религиозной мысли, Манетти выдвигает понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека.

Опираясь на понятие свободы воли, отождествляя его с понятием свободы и связывая с понятием фортуны, гуманисты вступили на путь преодоления созерцательного понимания познания, которое преобладало у античных философов и полностью определяло его средневековые трактовки.

В гуманистическом морализировании, охватившем человека и как природное, и как социальное существо, невозможно не увидеть эпохальных философских и социальных достижений. Они в особенности связаны с провозглашением принципиальной доброты человеческой природы и, что ещё более важно, принципиального равенства всех людей независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию. Определение человеческой личности через личные заслуги человека, благодаря его собственной деятельности, а не через родословную принадлежность к тому или иному сословию было, возможно, наиболее ярким выражением роли гуманистов как идеологов нарождавшегося – буржуазного общества.

Другое важное направление морально-этических поисков гуманистов состояло в подчеркивании органической необходимости общества, социальности для гармоничного развития и существования человеческой личности. Этические поиски гуманистов – понимание и утверждение необходимости дружбы, любви, человечности, подчеркивание блага общества как высшей цели человеческих стремлений – отражали во многом республиканские идеалы пополанских слоев итальянских городских коммун той эпохи. Это направление философской мысли и этических поисков гуманистов того периода некоторые историки называют «гражданским гуманизмом».

3. Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

Франческо Петрарка

Поэт и философ Франческо Петрарка – общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии. Петрарка явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Он – один из величайших лирических поэтов Италии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лауре. Поэзия Петрарки играла огромную, в ряде отношений ведущую роль в развитии гуманистического, антиаскетического движения.

Петрарка возвещает одну из кардинальных гуманистических идей – настоятельную необходимость познания человека. Путь познания мучителен. Гуманист неоднократно высказывает мысль, что углубление во внутренний мир тесно связано с красноречием, дающим возможность общаться с другими людьми, ибо, обретя себя, человек находит своё место и в обществе.

В произведениях Петрарки звучит мотив, характерный для последующего развития новой идеологии. Разумом и мудростью, по его убеждению, наделены немногие образованные люди, остальные же – «глупцы», «стадо лишенных разума животных», лишь внешне сохранивших человеческий облик. Для Петрарки «народ», большинство тех, кто не заслуживает уважения, - люди неученые и корыстные, принадлежащие к самым различным слоям общества. Он противопоставляет себя «толпе жаждущих неизменной прибыли», свою ученость – невежеству многих.

Главным достоинством, благодаря которому человек возвышается над «толпой», Петрарка считает не знатное происхождение, а высокую образованность, занятия наукой, поэзией, иными словами – сопричастность новой культуре. Пренебрежительное отношение к людям необразованным и людям, помышляющим о материальных благах, имело и другую сторону: оно было связано с гуманистическим представлением о том, что благородство человека основывается не на знатности, а на его собственных деяниях.

Петрарка считал испорченным свой век, в котором якобы всё более исчезают мудрость и добродетель, и искал прибежища в античности. «С наибольшим рвением предавался я изучению древности, ибо время, в котором я жил, было мне всегда так не по душе, что если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век, и, чтобы забыть этот, постоянно старался жить душою в иных веках». Эти «иные века», разумеется, не Средневековье, а древность.

Несущественно, что реальная жизнь Петрарки, отнюдь не всегда совпадала с той, какой он изображал её в письмах и других произведениях: важно, каким он представлялся людям XIV в. Они видели в нем достойный образец для подражания.

Николай Кузанский – выдающийся философ и теолог своего времени, отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Первый философский труд Кузанца назывался «Об ученом незнании». В нем автор рассматривал Бога как бесконечный максимум. Мир же представлялся ему проявлением Бога. Бог являлся всем и ничем, т.е. считалось, что он имеет свойства бытия и небытия. Точно также весь мир состоит из противоположностей, а их единство есть Божественное существо. Человек же согласно идее Кузанского является конечно-бесконечным. Как земное существо, имеющее телесную природу, он конечен, но как имеющий душу человек бесконечен. Человек является «вторым Богом» по той причине, что человеческий ум способен разворачивать понятия, скрытые в мире. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Главное в жизни человека – это деятельность.

Кузанец считал, что в процессе познания совершенствуются знания человека. Ум есть система способностей. Философ характеризует каждую способность ума и рассматривает, как они взаимодействуют друг с другом. В тот период особое внимание уделялось чувственно-эмпирическому познанию, и Кузанец утверждал, что чувства играют большую роль в познании. Однако при этом одного чувственного познания мало, ибо оно дает только частное знание. Рассудок же упорядочивает полученные знания.

Пико делла Мирандола – глубоко образованный аристократ, знавший древние языки, восточные языки и философию. Видный гуманист, смело выступивший против засилия схоластики и догматизма. В 1486 году Пико опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме», которые открывались работой «Речь о достоинстве человека».

Пико трактовал известный христианский тезис о создании человека Богом по своему образу и подобию в свете идей античной философии. Человек – это центр Вселенной, «микрокосм», поэтому человек выше всех смертных существ и может творить свою собственную природу. Человек свободен, его свобода не ограничена вмешательством Бога. Человек имеет свободную волю, которая ограничена только «мировым порядком». Если человек преступает «мировой порядок», он теряет свое высокое достоинство. Бог не подавляет человека, его творческих возможностей, предоставляет ему свободу поступков и мыслей в рамках законов природы и общества.

Когда человек познает свою природу, свою деятельность, законы мира, пути к истине и благу, он «естественно счастлив». Человеку доступны все виды счастья. Сначала он через этику очищается от своих пороков, затем совершенствует свой разум философией, через теологию познает божественное. Без философии нет человека, считал Пико, поэтому каждый должен ею заниматься.

Основу достоинства человека Пико видел в способностях к творчеству и познанию законов «мирового порядка». Высшие законы доступны через веру, через высшее откровение. Законы мира постижимы через разум.

Эразм Роттердамский – выдающийся мыслитель эпохи Возрождения. Он обращается к конкретному человеку, показывает, что без человеческих пороков и слабостей нет и самого человека. Эразм понимает, что обладание универсальным знанием, если бы оно было возможно, лишило бы человека его индивидуальности. Поэтому одну из своих работ он называет «Похвала глупости». В этом памфлете он сатирически изображает полностью добродетельного, лишенного эмоций мудреца. Познание человеческих пороков и его глупости, как неотъемлемой части его индивидуальности, в названную эпоху было во многом уникальным явлением в истории западной философии вплоть до современной стадии её развития.