Слава Платову-герою! Победитель был врагам!
Победитель был врагам! Слава донским казакам!
Но казаки пели не только походные исторические песни, рассказывающие о подвигах отцов и дедов, но исполняли «играли» также веселые, игровые песни.
Вечной спутницей женского рукоделия была женская лирическая песня. Долгими зимними вечерами при свете лучины, свечи, а потом и керосиновой лампы казачки шили и вязали необходимые для семьи вещи. И помогала им в этой работе прекрасная женская лирическая песня, главной темой которой была любовь, ожидание мужа с войны или со службы:
Ой, да ты подуй, подуй ветер низовый,
Ой, да ты надуй, надуй тучу грозную,
Ой, да ты ударь громом,
Ты пойди, дождик
Ой, да сильный крупненькай
На мой сад зелененькай.
Отдай меня маменька,
За кого хочется
Ой, да не за старого,
Ой, да не за малого.
Мне за старым жить – Сухота одна,
Ой, да за Казаченькой – Красота моя!
В содержании лирических песен преобладает характер русской народной лирики вообще. Отношения в семье: муж-жена, свекровь-невестка-сын, отношения в семье, между молодыми людьми. Эти песни отражают далеко не все ситуации, какие встречаются в реальной жизни: можно заметить, что в них больше внимания отдано ситуациям драматическим, острым, таким, в которых особенно отчетливо видно столкновение характеров, различных взглядов. Народной песне, в том числе и лирической, присущи конфликтность и драматизм, а не созерцательность. В ней житейские ситуации и отношения часто нарочито заостряются, им придается не вполне правдоподобный вид, многое изображается не прямо, а через устойчивые символы и поэтические картины, которые не следует воспринимать как точное воспроизведение быта. Донская песня с высокой правдивостью и подлинной поэтичностью раскрыла существенные стороны домашней жизни казаков в прошлом, характерные черты патриархальных норм и отношений, столкновение косных правил с душевными стремлениями. Глубина и сила истинных человеческих чувств в столкновении с жестокими обстоятельствами действительности – вот внутренняя тема этих песен.
В самом подборе образов, символов, типовых картин, которые должны передать чувства, видна ориентация на светлые, привлекательные стороны природы и быта с непременным грустным оттенком, с яркой эмоциональной окраской. Предметы, явления окружающего мира осмыслены в песне не в их прямом бытовом и природном назначении. Они поэтически как бы отвлечены от обыденности, приподняты над ней, наполнены человеческими страстями, горестями, радостями, надеждами. Удивительно, с каким искусством песня преображает простую житейскую ситуацию, превращая ее в типовую поэтическую картину, вызывающую ряд ассоциаций и смысловых связей: девушка идет за водой, заходит в родительский сад, она заблудилась в лесу, ей нужно перебраться на другой берег, парень приезжает на украшенном коне, возвращается из города с подарками и т. д. Каждый из этих эпизодов содержит как бы второй смысловой план, гораздо более значительный, серьезный, нежели план непосредственный, прямой, потому что этот второй план подразумевает душевные переживания персонажей, их драматические столкновения с жизнью, поиски выхода, счастливые либо горестные развязки.
Нередко песенный сюжет строится как загадочная история. Прекрасный пример тому — песня «Размалым мало спалося». Девушке снится, будто ночью к ней приходил милый, разговаривал с ней. Проснувшись, она не находит никого. Значит, это был сон? Но на столе доказательства чьего-то прихода: пряники, конфеты... О том, что картина эта радует девушку,— значит, то не был сон — говорят слова: «На столике лежат, всяю горенку красят». Но девушка переживает не только радость: «Один пряник на меду — на мою горе-беду». Здесь мы сталкиваемся с обычной для песен символической трактовкой предметов и ситуаций. Она бросается искать «милого следы», но их «погодушкой занесло», «сильным дождем прибило». Так песня о сновидении, песня о желанном милом, в начале своем проникнутая светлой девичьей надеждой, кончается выражением душевного крушения. А загадка так и остается нераскрытой... Такого рода поэтические жемчужины в донской песне — не редкость.
Иногда песня, давая поэтическую картину отношений, избегает развязки, словно бы предлагая самим певцам или слушателям представить, как развернутся события в дальнейшем. Недосказанность, незавершенность — характерная черта лирических песен, и она еще усиливается от того, что в живом исполнении часто песни не допеваются до конца, обрываясь где-то на подступах к финалу. Вот образчик песни, в которой недоговоренность органична: «Уж вы ветры мои, ветерочки». Ветры видят сизую голубку с тремя голубями, она умывается ключевой водой, утирается беленьким платочком, накотором три цветочка. Замечателен этот естественный и незаметный переход от голубки-птицы, символизирующей девицу, к голубке-девице. Подобно тому, как из трех цветочков один «алее всех», так и из трех милых дружков один «милее всех». Песня оставляет ситуацию, которая должна иметь какое-то продолжение: окончательный выбор ли, столкновение из-за девицы, или что-то другое...
Замечено, что лирические песни* живут небольшими циклами, где варьируется сходная ситуация, предлагаются различные положения и развязки. По отношению к только что приведенной песне такой вариацией будет песня «В саду-садочку, в саду зелёном». Здесь судьба голубки совсем иная: молодец подстрелил ее, принес к себе; она не пьет, не ест, «все по голубю гудёт». Когда охотник говорит ей, что у него в саду семьсот голубей, она с горечью отвечает: «Всем-то по паре, а мне парочки нет». Сюжетно песню можно продолжить, но поэтически тема полностью завершена.
Народным песням присущи разнообразие тем, эмоциональных решений, сочетание грусти с веселостью, подчас — живая задиристость тона, насмешливость характеристик. В сборнике есть песни шуточного склада, песни-насмешки. «Посидите, гости, побеседуйте» — образчик «небывальщины»: предлагаются ситуации, невозможные в действительности, да и в правдоподобие их не заставляют верить. Перед нами — словесная, поэтическая игра фантазии. Более серьезная шутка — песня «Посеяли лен за рекою», где остро высмеивается попытка старика жениться на молодой. В других песнях насмешкам подвергаются неумение что-нибудь делать, лень, проступки нравственного порядка.
В старом крестьянском, казачьем быту поэзия жила только в форме песен. Собранные в книге, они воспринимаются нередко как стихи и порой их склонны судить по законам книжной поэзии. Между тем такой подход в корне неверен. Народную традиционную песню по-настоящему можно воспринимать лишь в единстве слова и напева, она никогда не читалась, но всегда пелась. Дело не только в том, что пение придает особенную выразительность и эмоциональность словам, что без пения многое утрачивается; очень важно, что вся поэтическая организация текстов, их сюжетика, образность, композиция обусловлены песенным началом. У стихов – свои законы постоения и выражения, у песен – свои. То, что в чтении может показаться необязательным, даже подчас утомительным (например, многочисленные повторы, возвраты и т.д.), в песне составляет структурную, смысловую основу. Народную песню надо читать медленно, вчитываясь не просто в каждое слово и в каждую строку, но и всматриваясь в ее построение, возвращаясь с конца к началу, стремясь разгадать скрытый смысл образов и символов, соотнося одни тексты с другими. Народная песня воспринимается не только единичными текстами, но и циклами и целыми разделами. Вот почему не следует бояться повторяемости текстов, похожести, напротив – именно приобщение к массе схожих текстов, вариантов, кажущихся повторений даст настоящий поэтический эффект.
В Донских песнях эпоха революции и становления социализма, события Великой Отечественной войны нашли одновременно и общее, характерное для всего советского искусства, и специфически свое художественное выражение. Эти песни помнят донских героев и события истории, непосредственно вверившиеся на донской земле в годы гражданской войны. В лирике, рожденной событиями Великой Отечественной, слиты патриотическая героика и трагические переживания и простых людей, и здесь общенародные настроения и чувства тех лет получают свое выражение в образах, картинах, окрашенных донскими красками, - постоянно упоминаются Ростов, Дон, станицы …. Стремление воспеть родной край, передать свою любовь к нему, показать красоту его людей характерно и естественно для авторов песен. Через свое, близкое, раскрывается общее. Дон выступает частицей русской земли и одним из ее символов.
Песня сопровождала казака в течении всей его жизни. лежа в колыбели, он слушал песни матери, подрастая, жил в атмосфере песен, которые про подвиги казаков пел ему дед. И как-то само собой происходило, что казак и сам начинал петь или как у казаков «играть» песни. Когда у одной казачки спросили, почему песни «играют», а не поют, она ответила, что понятие петь песни связано с пением по нотам, а вот «играть» песни – это то, что идет от души и сердца, то, чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей.
Свадебная казачья песня
Свадебная «игра» создавалась в течении многих столетий, впитывая все лучшее, полезное, отбрасывая ненужное, потому-то в ней все так поэтично, так совершенно по форме и по содержанию. Из истории известно, что почти до начала второй половины XVII столетия в станицах свадебной «игры» не было, как не было и брака, освященного церковью. Казак, добывший себе жену, то ли полонянку, то ли из соседних с Доном русских селений, выводил ее на казачий круг, который и подтверждал брак своим решением. Кланяясь невесте, казак говорил: