Смекни!
smekni.com

Поздняя любовь (стр. 9 из 10)

Однако в XIX веке родителей невесты стали приглашать уже прямо к столу и при них поднимали молодых. В конце XIX начале XX вв. происходят еще большие изменения: молодых не отправляют на брачное ложе, и они находятся на празднике до конца.

После встречи молодых шло действо, которое получило название "княжий стол". По приглашении свах все гости садились за стол, после чего произносились четыре тоста: за молодых "князя с княгинею", за родителей жениха, за родителей невесты и за "гуску", перевязанную красными лентами, и пели:

Через сад гуска летела,

С перцем капуста кипела,

И с луком, и с перцем,

Просим вас всем сердцем.

А милые, любимые гости,

Просим вашей чести,

Чтоб пили, да ели,

Да веселыми были,

Хлеба-соли да покушали,

Хозяина да послушали,

Хозяина да с хозяйкою,

Молодого с молодайкою.

А кто пьет, тому наливайте,

Кто не пьет, тому не давайте.

А кто пьет, тому подносите,

Кто не пьет, того попросите.

Брязнули рюмки, тарелки,

Брязнули рюмки, тарелки,

Дайте по чарке горелки,

Хоть по маленькой махоточке,

Промочить наши глоточки,

Хоть по маленькой чарушечке,

Промочить наши душечки.

А сват скупой, скупой,

А сват скупой, скупой,

Да нечасто подносит,

Нечасто подносит, неусердно просит!

А свашенька подобрее, подносит частее.

Тебе, дружко, да не дружковати,

Тебе, дружко, да не дружковати,

Тебе, дружко, свиней пасти,

Да и с черною собакою,

Да с большою лохматою.

Когда начинали петь:

А дружко каравай краит,

А дружко каравай краит,

Серебряным ножечком маит,

На серебряной тарелочке,

Пожалуйте, наши девочки!

Нарезанный кусками каравай клали на подносе, который застилали платком. Дружко, обращаясь к отцу-матери, говорил: "Отец и мать, благословите каравай внести и молодых ввести". Эти слова он повторял трижды. Тут же ставился столик, вокруг которого на стульях усаживали молодых и ставили каравай. Мать накрывала каравай платком, который кто-нибудь из гостей снимал и им перевязывали дружку. Свах с обеих сторон, от жениха и невесты, также перевязывали материей крест-накрест.

После этого дружко разносил каравай, начиная с родителей жениха и невесты. Каждый из гостей, принимая каравай, должен был одарить молодых. Это действо называлось "дарами". Поднося гостю каравай и стопку водки, дружко говорил: "Сыр, каравай принимай, молодых одаряй".

В XVIII веке каждая частичка каравая была украшена серебряным лебедем или золоченой сосенкой и на каждую клалось немного сыра. "Дарами" закладывалась экономическая основа новой семьи. Дарили деньги, материю, посуду, барашков, коров и т.д. После окончания даров свахи объявляли, что и сколько надарили. Молодые вставали и благодарили родителей за проведение свадьбы. Затем веселье продолжалось до поздней ночи.

Широко и красочно отмечался второй день свадьбы, когда носили "калину" - символ непорочности и чести невесты. Калину должна была первой запеть свекровь. Но если девушка не сохраняла свою честь, то на родителей невесты надевали уздечку, хомут, намекая на то, что они не сумели удержать дочь. Иногда перед ними ставили рюмки с дырками, и вино, наливаемое туда все, время вытекало. Иногда, правда, редко, но случалось, что такую невесту на второй день снова возвращали родителям домой, что было страшным позором.

Если все обходилось благополучно, и свекровь все-таки запевала "калину", то гости, человек 15-20, во главе со свахами и дружко рядились в одежду: мужчины обычно одевались в женскую, а женщины - в мужскую. Свахи брали две большие ветви любого дерева и украшали их лентами и бумажными розами. Обязательно присутствовал гармонист, из шумовых инструментов были бубен и трещотки. Вся эта веселая и шумная компания двигалась по улицам станицы в дом невесты благодарить мать за дочь и по пути, приглашая всех гостей на вторые столы. Идя по улицам, они пели следующую песню:

У нас нынче новая новина,

У нас нынче новая новина,

А Леночка - калина-малина,

А Леночка — калина-малина

Весь род взвесилила.

Хоть она до полночи ходила,

При себе славу носила,

Да носила столько лет,

Да нашему Васечке да на совет,

На совет, на совет

Да на весь мясоед,

Зеленого луга калина,

Честного рода детина.

А сказали да вороги-люди,

А сказали да вороги-люди,

Что Леночка не честная будет,

В честный род пришла,

Честную славу нашла.

Да все хорошенько,

Да все пригоженько,

Зеленого лугу калина,

Честного роду дивчина.

Сваха сваху ждала,

Сваха сваху ждала,

Коврами двор стлала,

Коврами-маврами, черными соболями.

Запрягу я серую кобылу,

Запрягу я серую кобылу,

Да поеду в лес по калину,

Да сломаю веточку, повяжу под веточку,

Да чтоб мою веточку да не заломали,

Да чтоб мою родную да не поломали.

А у нас весь род честной,

А у нас весь род честной,

Свекор-батюшка грозный,

А свекруха неродная мати,

Чтоб не выгнала с хаты.

На совет, на совет,

Да на весь мясоед,

Зеленого луга калина,

Честного рода дивчина.

Следует заметить, что и в наше время свадьбы, которые играются в хуторах и станицах Дона, сохранили некоторые обрядовые действия. Это и сватовство, и "княжеский стол", и второй день свадьбы - "калина".

Не по погребу бочоночек катается

1. Не по погребу бочоночек катается.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

2. Как Иван над женою величается.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

3. Ой, Марьюшка, ты разуй,

Да Ивановна разобуй.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

4. Я бы рада разобудь,

Да не знаю, как зовуть.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

5. Одну ноженьку разула,

Иванушкой назвала.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

6. А другую разобула

Василичем назвала.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

7. Василичем назвала,

Да подпоясочку сняла.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

8. Подпоясочку сняла,

Да милым дружком назвала.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

9. Подпояску на крючок,

Сама к нему под бочок.

Лебедин мой лебедин

Лебедь белый, молодой.

Музыкально-теоретический анализ

Форма произведения куплетная. Где запев состоит из четырех куплетов, в которых в начале звучит альтовая партия и на середине слова вступает сопрановая партия второго альта, что характерно для казачьих песен. И на цепном дыхании хор переходит к запеву, который тоже состоит из четырех тактов. Интонационно строится на четырех нотах. Мелодия идет от четвертой ступени к первой. С опеванием основных ступеней лада и последующим постепенным движением вниз от четвертой к первой ступени. Запев также строится на звуках тонического трезвучия с последующим их опеванием, что характерно для казачьих песен. Размер произведения 2/4.

Вокально-хоровой анализ и трудности в работе над произведением

Основная тональность Dmoll. Способ изложения хоровой структуры аккордовый. Гармония, которая встречается в произведении: тоника, VII35. При чем трезвучие натурального минора. Натуральный минор чаще всего встречается в народных песнях.

Аккомпанемент интонационно поддерживает строй хора, гармонию. Темброво окрашивает произведение. Поддерживает темп, метр, ритм. Что создает характер плясовой, энергичный. Написано произведение для трехголосного женского хора, и исполняется в составе 8 человек.

Тесситурные условия произведения удобные. К трудностям относятся: распев слогов, необходима работа над строем произведения, горизонтальным и вертикальным, над слитностью звучания. В связи с быстрым темпом возникают трудности дикционные. Над которыми необходимо работать во время репетиции.

Сценическое воплощение номера

Динамически произведение исполняется на меце-форте. Звуковедение легато. Куплет исполняется на цепном дыхании, а между куплетами дыхание общехоровое. Яркой кульминации в произведении нет. Что характерно для казачьих плясовых песен. Это произведение может быть исполнено в начале концертной программы.