Несмотря на все позитивные изменения, происходящие в семье, эксперты считают, что брак в Китае и семейные ценности в целом находятся под угрозой. Прежде всего их тревожат широкое распространение внебрачных связей, рост разводов и насилие в семьях. Так, ведущий специалист по вопросам брака и семьи Шанхайской академии наук Сюй Аньци считает, что ослабление института брака создает ряд серьезных проблем, негативно влияющих на состояние китайского общества, подрывая его стабильность. Внесение поправок в закон о браке направлено прежде всего на стабилизацию семьи в условиях модернизирующегося общества. Согласно социологическому исследованию, проведенному Всекитайской федерацией женщин, более 90% опрошенных в десяти провинциях и в крупных городах КНР высказались за необходимость обновления действующего закона о браке. Новая редакция закона должна способствовать созданию более прогрессивного и демократичного института семьи и брака, отвечающего современным потребностям и условиям интенсивно развивающегося китайского общества, положить конец нарушениям имущественных прав женщин в случае расторжения брака, насилию в семьях, от которого чаще всего страдают женщины, дети и старики.
Принятию новой редакции Закона КНР о браке предшествовала более чем пятилетняя работа комиссии по вопросам законодательства ПК ВСНП. Выработка новых формулировок оказалась процессом длительным и достаточно сложным. Особое внимание законодатели уделяли вопросам юридической оценки внебрачных связей, ответственности за нарушение моногамии и супружеской верности, раздела семейной собственности при расторжении брака, насилия в семьях и ухода за стариками.
Парламентарии бурно обсуждали поправку, предусматривающую выплату компенсации жене мужем, имеющим любовницу, при расторжении брака. В действующем законе о браке денежные выплаты женщине при расторжении брака предусматривались только в случаях двоеженства и издевательств со стороны мужа. Включение в основания для компенсации параграфа о внебрачных связях специалистами расценивается как "настоящий прорыв", способствующий защите прав и интересов замужних женщин. Особая актуальность проблемы законности нерегистрируемых браков связана с тем, что крестьяне считают достаточным проведение свадебной церемонии без официальной регистрации брачных отношений, что не может не беспокоить власти, поскольку подрывает политику ограничения рождаемости.
В Пекине, в Шанхае и в провинции Гуандун были проведены специальные совещания-конференции, на которых ведущие специалисты по семейному праву, социологи и психологи высказали свои мнения относительно тенденций развития семьи в Китае, уделив особое внимание проблеме внебрачных связей. Были выделены следующие формы существования внебрачных отношений: бигамия, как правило, в форме двоеженства (наличие двух семей), внебрачное сожительство (гражданский брак, т.е. неоформленные законом супружеские отношения), внебрачные связи (сексуальные отношения помимо супружеских). Рост уровня жизни и доходов стимулировал распространение внебрачных связей состоящих в браке мужчин. Некоторые китайские социологи и политические деятели расценивают это явление как возрождение многоженства, характерного для феодального Китая. Действительно, в императорском Китае состоятельный мужчина мог иметь несколько жен и наложниц, живших под одной крышей. Современные китайские мужчины не особо афишируют свои внебрачные отношения и наличие вторых жен, поскольку двоеженство запрещено и карается законом.
Круг рассмотренных и обсужденных законодателями, специалистами и средствами массовой информации в этой связи проблем достаточно широк - от двоеженства в реальной жизни до виртуальных внебрачных связей. Относительно последних многие специалисты придерживаются мнения, что несмотря на то, что любовные связи в виртуальном пространстве всего лишь игра, она бросает серьезный вызов традиционной этике, семейным ценностям (верность, преданность, приоритет семейных интересов перед личными и иными интересами, солидарность), формируя у молодого поколения несерьезное отношение к браку и супружеским обязанностям, что, бесспорно, не может не волновать общественность и экспертов. Высказывались мнения, что закон в интересах будущих поколений китайцев должен содержать пункт о супружеской верности, другие считали необходимым усилить акцент на соблюдении и защите прав супругов. Проблема супружеской верности - должна ли она контролироваться законом, либо останется лишь моральным обязательством - была предметом бурных обсуждений в Китае на разных уровнях.
В результате обсуждения ученые пришли к заключению, что любовные связи на стороне достаточно сложно фиксируются и затрагивают интересы нескольких сторон, именно поэтому при разработке санкций, применяемых к нарушителям супружеской верности необходимо учитывать реальные возможности реализации наказания и в первую очередь бороться с толерантностью общества по отношению к таким явлениям. Средства массовой информации должны способствовать укреплению семейных ценностей.
Нельзя не отметить, что, говоря о традиционных семейных ценностях, китайские специалисты несколько лукавят, так как понятие "супружеская верность" не входит в разряд таковых. Вернее существовал "двойной стандарт" - традиция строго предписывала супружескую верность исключительно женам и не распространялась на мужей. Именно поэтому Всекитайская федерация женщин настаивала на более четком определении прав женщин и защиту со стороны закона их интересов, поскольку практика "содержания вторых жен и любовниц" распространена среди мужчин и не нова для китайского общества.
Разводы, являясь характерной чертой модернизирующегося общества, наносят ущерб обществу, осложняют контроль над рождаемостью и угрожают социальной стабильности в целом. Тем не менее, социологи отмечают и положительные аспекты указанного явления. Если раньше развод считался в китайском обществе чем-то позорным и предосудительным, то в настоящее время китайцы, особенно молодое и среднее поколения, стали более толерантными к расторжению брака, что свидетельствует о формировании уважения к индивидуальному выбору индивида и признании свободы такого выбора от давления родственников и общества, реальном повышении статуса женщин.
Новая экономическая ситуация в стране в значительной степени отразилась на отношении к браку, внутрисемейных отношениях и гендерных ролях китайцев. По мнению одного из ведущих китайских специалистов по проблемам семьи и брака Ли Иньхэ, взгляды молодого поколения на семью и брак становятся все более свободными, что связано как с бурным экономическим развитием и модернизацией, так и с пагубным влиянием чуждой западной культуры. Ежегодно в брак вступают около 9 миллионов пар. В 2000 году, согласно официальной статистике, в брак вступили 8,480 миллиона пар, 1,210 миллиона пар расторгли супружеские отношения. В 1998 году 38,5% из всех обратившихся за разводом пар органами внутренних дел и судами было отказано в расторжении брака.
Разводы негативно отражаются на воспитании детей в неполных семьях, их психологическом состоянии и социальной адаптации (так, согласно статистике, более 40% подростков из неполных семей совершают противоправные действия). Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, негативные последствия разводов на детей не стоит преувеличивать. Бесспорно, детей травмируют плохие отношения между родителями, скандалы и насилие в семье. По статистике 60% разводов обусловлены насилием в семьях, а в 30% всех китайских семей имеет место насилие. Именно поэтому при рассмотрении вопроса о введении возможных ограничений расторжения браков необходим сбалансированный подход. На одной чаше весов лежит социальная стабильность, а на другой - право гражданина на личную жизнь и свободный выбор брачного партнера. Были внесены предложения о финансовой компенсации виновной в распаде семьи стороны невиновной, о праве на финансовую компенсацию стороне (как правило, это относится к женщинам), которая в период брака заботилась о детях и стариках и обеспечивала другой стороне благоприятные условия и возможности полностью посвятить себя карьере и бизнесу. Согласно предлагаемым дополнениям, после неудачных попыток сохранить брак развод будет гарантирован судом одной стороне, даже в случае нежелания другой стороны расторгать брак.
Социальные и экономические процессы последних двух десятилетий негативно сказываются на традиционном отношении к старшему поколению. Распространяется практика плохого обращения со стариками, отказ от выполнения обязательств по уходу за ними, что свидетельствует о размывании традиционного уважения и заботы о родителях и старших по возрасту. Быстрый экономический рост, ускорение темпов жизни, миграция оказывают значительное влияние на межпоколенные отношения, делая их более эгалитарными. Молодое поколение делает ставку на карьеру и хорошо оплачиваемую работу, быстро усваивая западные ценности в отношении старшего поколения и ответственности перед ним. Отсутствие у старшего поколения собственности, передаваемой по наследству, в определенной мере подорвали власть родителей над детьми. Трансформация структуры китайской семьи от традиционной формы (родители + сын/сыновья вместе со своими семьями, живущие под одной крышей) к нуклеарной также нанесла определенный ущерб социальной безопасности стариков, изменив отношения между членами семьи и гендерные роли. При практическом отсутствии системы социального страхования более 2/3 стариков, особенно в сельской местности, зависят от финансовой поддержки своих взрослых детей. Старики, нуждающиеся в помощи и уходе как в городе, так и на селе могут рассчитывать исключительно на детей или других родственников. Руководство КНР, прекрасно представляя ситуацию в сфере социального страхования и учитывая традиции, считает необходимым законодательно закрепить обязанности детей по отношению к престарелым родителям, обеспечить старикам гарантии со стороны государства, что чрезвычайно важно в условиях быстро стареющего китайского общества.