Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины — физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными, как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает
Витрувий, «в подражание девичьей грации». Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Как уже отмечалось, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком — для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.
Каково значение архаической эпохи для последующего развития Греческой цивилизации?
Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) ознаменовался важнейшими событиями, которые сильнейшим образом повлияли на развитие греческой цивилизации. В это время происходила великая колонизация — освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. Другим значительным достижением о появление алфавитного письма. Появляются первые философские системы. В это же время зарождаются естественные науки, Четности астрономия и геометрия. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.
Одним из наиболее значительных событий стало появление в архаическую эпоху специфического типа политического устройства — полиса. Полис, т. е. город-государство, был объединением частных землевладельцев и ремесленников. Они признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Свободным гражданам противопоставлялись рабы. Размеры городов-государств сильно разнились. Население полисов колебалось от тысячи до нескольких десятков тысяч человек. Политически активная часть полиса состояла из свободных и полноправных граждан, достигших 30 лет.
Древними греками был создан принципиально новый тип цивилизации. Основными ее принципами были рыночная экономика, основанная на добросовестном труде граждан, высокая культура демократического руководства и свободное развитие личности. Экономика опиралась на малое семейное хозяйство, использующее в основном личный труд селянина и его семьи (от греч. oikonomike — «домашнее хозяйство» — ведет свое происхождение слово «экономика»). В результате засушливый и некогда пустынный горный край, доведенный в эпоху варварства почти до истощения, за несколько столетий был превращен греками в цветущую землю с прекрасными городами, продуктивным земледелием и скотоводством.
Возможно, сами суровые природные условия повлияли на формирование предприимчивого и внимательного характера грека. Греки использовали каждую мелочь, каждое новшество, способное повысить эффективность труда, будь то ремесло, строительство или земледелие. К примеру, греки учитывали, какое удобрение нужно внести для определенного сорта винограда, чтобы не испортить вкус вина и одновременно добиться наивысшей эффективности, как наиболее рационально разместить на
ограниненной территории максимальное число виноградных лоз и т.п.
В результате создания такой интенсивной системы хозяйствования греки смогли составить конкуренцию традиционным аграрным регионам восточных цивилизаций.
В городском хозяйстве превалировали мелкие ремесленные, мастерские — эргастерии. В мастерскую входил мастер, нескор ко учеников, от 5 до 30 рабов. Крупных мастерских (100—120 рабов) было немного.
В эпоху архаики формируется единое сознание греков и появляется самоназвание «эллины». Из разрозненных верований складывается целостная античная мифология. В литературе в начале эпохи преобладает эпос (к примеру, эпические поэмы Гесиода «Теогония» и «Труды и дни»). Позже все большее распространение получает лирическая поэзия со свойственным ей вниманием к внутреннему миру человека и событиям современной жизни. Величайшими представителями лирической поэзии были Архилох, Анакреонт, поэтесса Сапфо и др.
В искусстве складывается ордерная система: появляются дорический и ионический стили. Суровому, несколько тяжеловатому дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В более утонченном ионическом стиле стройная колонна наряду с функциональной несет и декоративную нагрузку. Для нее характерны капитель с завитками-волютами — и более сложный цоколь. В период архаики I утверждается синтез архитектуры и скульптуры — храмы снаружи украшаются рельефами, внутри устанавливаются статуи богов. В особенности характерны для этого периода два вида I скульптур: обнаженный юноша — курос и задрапированная I в мягкие ткани девушка — кора. Интересно, что скульптура в Греции обычно раскрашивалась.
Греческое искусство невозможно представить себе без керамики. Живопись в современном виде — как изображение на плоскости холста — в то время не существовала. Однако существовал другой вид изобразительного искусства, достигший невероятных высот, — вазопись (роспись керамики). Около 700г. до н. э. коринфские мастера изобрели чернофигурную технику росписи сосудов: изделие из неглазурованной красной глины расписывалась мифологическими и батальными сценами, раскрашенными черным цветом. Около 530 г. до н. э. афинские гончары предложили прямо противоположный вариант — красно-фигурную керамику. Этот метод отличался более тщательной прорисовкой и разработкой деталей.
Таким образом, эпоха архаики была важнейшим периодов в истории развития греческой цивилизации. В это время произошло становление всех основных элементов античной культуры. Сложилась уникальная форма социально-политической и экономической организации общества — полис. Современные демократии всего мира обязаны своим происхождением именно полису. В сфере искусства также были достигнуты значительные
Успехи. Сложившаяся в эпоху архаики гармония человека и общества и во многом связанный с этим взлет культуры стали непревзойденным образцом, на который позднее ориентировалась европейская культура.
Каких высот достигла греческая культура в эпоху классики?
Эпоха классики (V—IV вв. до н. э.) была временем расцвета зрелой греческой культуры. Само название этого периода говорит о том, что его достижения впоследствии стали восприниматься как непревзойденный пример.
Эпоха классики связана с именами великих античных скульпторов — Фидия, Мирона, Поликлета и Праксителя. Одна из известнейших скульптур Мирона (V в. до н. э.) — «Дискобол» — изображает обнаженного спортсмена — метателя диска. В этом и других своих произведениях Мирон достиг вершин в реалистической передаче движения человеческого тела. Скульптуры работы Фидия (середина V в. до н. э.) украсили Парфенон — храм в Афинском акрополе. Произведения Поликлета представляют собой образ идеального гражданина — физически и духовно совершенного
человека.
В целом скульптура в это время освобождается от архаической статичности и переходит к динамике. Позы статуй усложняются, появляются асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия и красоты. Помимо мрамора, широко используется бронза.
Эпоха классики ознаменовалась и великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее современные памятники религиозного и светского искусства. Пожалуй, самый знаменитый памятник того времени — Афинский акрополь (акрополь — это возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города). Разрушенный персами в 480 г., он заново отстраивается на протяжении всего Vв. до н. э. под руководством великого древнегреческого скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл. Акрополь и по сей день воспринимается как символ эпохи наивысшего расцвета Афин. Акрополь - храмовый комплекс, включающий ряд сооружений пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескры-Победы) и главный храм Афин — Парфенон. Парфенон представляет собой периптер — т. е. тип храма, окруженного со всех сторон колоннами. Фронтоны храма украшены скульптурными изображениями богов. На рельефном фризе изображено торжественное шествие афинян вдень праздника Великих Панафиней - торжества, посвященного покровительнице города — богине Афине. Темы изображений, украшающих метопы (прямоугольные фрагменты фриза, чередующиеся с триглифами), — борьба греков с троянцами, кентавромахия и гигантомахия (т. е. борьба с легендарными кентаврами и гигантами). Как видно, в скульптурных изображениях Акрополя получили отражение вся древнегреческая история и мифология. Прекрасно найденные пропорции, тонкая лепка архитектурных деталей, великолепное сочетание архитектуры и скульптуры делают Парфенон одним из шедевров мировой архитектуры.
В понятие высокой классики входят также литературные достижения — создание жанров трагедии и комедии. Наивысшего расцвета греческая трагедия достигает в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Считается, что трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога, сопровождавшиеся пением и танцами. Слово «трагедия» (от греч. tragos — «козел, жертвенное животное» и ode — «песнь») можно перевести как «жертвенная песнь».