Смекни!
smekni.com

Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве (стр. 4 из 5)

Эсхил (525—456 гг. до н. э.) ввел в представление второго актера. Так в трагедию входит диалог и драматическое действие. Постепенно роль хора уменьшается. У Софокла (496—406 гг. до н. э.) число актеров достигло трех. В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события.

Античные драматурги раскрывали конфликт между личностью и неодолимой судьбой — безличной силой, господствующей в природе и обществе. Зритель, переживая все коллизии действия вместе с героем трагедии, испытывал катарсис (греческое слово, означающее «очищение»). Эсхил воспел Прометея, давшего людям огонь и восставшего против тиранической власти Зевса («Прометей прикованный»). Софокл («Царь Эдип», «Антигона») делает одной из главных тем своих трагедий соотношение человеческой воли и слепого рока, причем победа всегда оказывается на стороне последнего. Внимание Еврипида привлекает столкновение интересов личности с окаменевшими старинными традициями. В трагедии Еврипида «Медея» перед нами предстает человек, раздираемый страстями, непредсказуемый, вступающий в противоборство с внешним миром.

В это же время творил Аристофан (приблизительно 455—386 гг. до н. э.) - драматург, в творчестве которого достиг наивысшего развития жанр комедии. Из 44 созданных им комедий до нас дошли только 11. В комедии «Мир» Аристофан остросатирически изобразил войну, в «Лисистрате» показал, как женщины изобрели средство покончить с войной, а в «Осах» высмеял судопроизводство и страсть афинян к судебным процессам. В IVстолетии до н. э. Греция переживает экономический и политический упадок. Однако развитие культуры на этом не останавливается. Небывалого расцвета достигает философия в лице Сократа, Платона и Аристотеля. Очень высокого уровня в это время достигает риторика — наука об ораторском искусстве. Речи Исократа (436—338 гг. до н. э.) и Демосфена (384—322 гг. до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами ораторского мастерства.

В искусстве IV век до н. э. именуют поздней классикой. В это время творили великие скульпторы - Пракситель, Скопас, Лисияп. Пракситель (около 390—около 330 гг. до н. э.) впервые в греческом искусстве показал красоту обнаженного женского тела. Лисипп, заставший уже период предэллинизма, известен портретными бюстами Сократа и Александра Македонского, в которых мастер сумел отразить сложный внутренний мир этих выдающихся личностей.

В 338 г. до н. э. после битвы при Херонее Греция теряет свою политическую независимость и подчиняется власти македонского царя Филиппа II — отца Александра Македонского. С правлением последнего связано распространение греческой культуры, достигшей за период классики непревзойденных высот, по всему Средиземноморью.

Каковы особенности развития и распространения греческой культуры в эпоху эллинизма?

Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет собой эллинизм (323—30 гг. до н. э.). В это время культура эллинов (греков) распространилась по всей территории огромной державы Александра Македонского. Греческая культура вступала в сложные связи с местной культурой, за счет чего происходило, с одной стороны, их взаимное обогащение, с другой — нивелирование культуры. В итоге по всему Средиземноморью была создана единая эллинистическая культура, сохранившаяся Даже после распада державы Александра на ряд самостоятельных государств.

В этот период получают развитие философия и наука. Одним из важнейших центров научного знания и духовной жизни в целом становится Египетская Александрия, основанная в 331 г. до н. э. Александром Македонским. В IIIв. до н. э. правителем Птолемеем II в этом городе была основана огромная Александрийская библиотека, фонды которой насчитывали около миллиона свитков и держали древнее собрание рукописных книг. Все рукописи библиотеки были систематизированы, а особый отдел занимался

переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов разных стран. Наиболее известным был перевод Еврейских Писаний (Ветхого Завета) с еврейского на греческий язык. Этот перевод получил название Септуагинта, т. е. «перевод семидесяти6 так как по преданию перевод был осуществлен семьюдесятью учеными.

Библиотека входила в состав Мусейона (греч. museion означает «храм Муз»). Мусейон представлял собой совокупность научных и учебных учреждений; этот комплекс включал в себя и бесплатное жилье для ученых.

Александрийские ученые внесли заметный вклад в развитие естествознания, математики, техники, а также филологии. Александрийский математик Евклид (IIIв. до н. э.), автор труда «Начала», обобщил, систематизировал и завершил достижения своих предшественников в области геометрии. В Александрии же учился Архимед (около 287—212 гг. до н. э.). Этот исследователь разработал предвосхитившие интегральное исчисление методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. В своих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) ученый дал образцы применения математики в естествознании и технике. Помимо этого, Архимед был автором большого числа изобретений: архимедов винт, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.

Работавший в Александрии греческий ученый Эратосфен (около 202 г. до н. э.) открыл способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Гиппарх Александрийский (190—125 г. до н. э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца.

Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры.

В эпоху эллинизма получила развитие новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология: грамматика, критика текста, литературная критика и т. п. Здесь опять же ведущая роль принадлежала александрийской школе. Главной ее заслугой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: поэм Гомера, произведений трагиков, комедий Аристофана.

Эллинистическая литература по сравнению с классической становится более разнообразной, однако уже не может подняться до высот греческой классики. Эпос, трагедия становятся более рассудочными, на первый план выходят эрудиция автора, изысканность и виртуозность слога. Продолжается развитие комедии. В жанре реалистической бытовой комедии работает афинский драматург Менандр (середина IV—начало III в. до н. э.). Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан — мимы.

Скульптура эллинистической эпохи отличается интересом к человеку и его внутреннему миру. Наиболее значительные произведения архитектуры и скульптуры поздней античности были созданы на Родосе, в Александрии и Пергаме. Пергамский алтарь Зевса интересен своим рельефом, расположенным под колоннадой. В это же время были созданы статуя богини победы Ники Самофракийской, скульптурная группа «Лаокоон», а также скульптура Венеры Милосской, ставшая воплощением идеала

женской красоты. А не дошедший до нас Колосс Родосский — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 М; — считалась одним из чудес света. В эллинистический период появляются новые философские учения — эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. Во всех этих учениях резко усиливается роль субъекта, который противопоставляет себя всему окружающему миру. Огромную роль в них играют также представления о судьбе, доходящие порой до крайнего фатализма. Преобладающими в эту эпоху настроениями оказываются усталость, разочарование, пессимизм. Древнегреческая культура начинает клониться к своему закату. Однако своими достижениями она не только во многом повлияла на свою преемницу — римскую культуру, — но и легла в основу культуры европейской.

Какую эволюцию претерпели религиозные взгляды древних греков?

Греческая мифология развивалась параллельно с родовой общиной. Древнейшую ступень мифологии ученые называют до-олимпийской, поскольку в то время еще не сформировалось представление о семье богов, живущих на Олимпе. Античная мифология в то время была доантропоморфной — боги еще не представлялись внешне подобными людям и обладающими человеческими страстями и даже пороками. Исследователи также применяют к этому пласту мифологии термин «хтоническая» (от греч. chthon — «земля»), поскольку в сознании архаичного грека земля мыслилась всеобщей матерью, которая все порождает и вскармливает. Поэтому все окружающее человека мыслилось одушевленным. Такие представления послужили основой для фетишизма. В Греции был особенно развит фитоморфный фетишизм, т. е. почитание деревьев и растений, таких как лавр, виноградная лоза, кипарис, дуб.

Очевидно, и сам архаический человек ощущал себя слитым с природным миром, ощущал себя и мир порождением одной и той же матери — природы. «Поскольку границы между «я» и «не я» размыты, неясны, то человек еще не чувствует себя в полной мере человеком, а неким животным организмом, частью природного тела». Поэтому для древнейшей греческой мифологии были характерны смешанные формы, например сочетание человека и коня (кентавры) или смесь человека и змеи (Ехидна).

Гесиод в своей поэме «Теогония» («Рождение богов») то, как греки представляли себе происхождение мира (по-гречески «космоса»). В самом начале мир представлял собой (в переводе с греч. — «зияние»), из которого выделилась богиня Земли Гея. От Геи произошел Уран — бог неба. Уран и Гея роди? ли титана Кроноса и других титанов. Потомков Кроноса называют третьим поколением богов. Появление представления о семействе богов, живущих на горе Олимп в Фессалии, знаменует второй — классический — этап в развитии древнегреческой мифологии. Классическая мифология во многом была антиподом архаической, однако это не означает, что архаические представления полностью исчезли. Древнейшие верования, трансформировавшись, продолжали свое существование.