Министерство образования Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Специальность 061000 – Государственное и муниципальное управление
Реферат по курсу «Культурология»
Тема: «Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве».
Культура Древней Греции
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Наше знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, проявившегося во всех сферах духовной и социально-политической жизни — в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Грека, создали науку, которую некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель. Этот список можно до бесконечности продолжать.
В целом для античной культуры характерны рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время соционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличать от Востока, где развитие культуры протекало в основном форме комментирования древних учений, ставших канонискими, в форме увековечивания традиции.
АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
Культуры Древней Греции и Древнего Рима объединяются понятием «культура античности». Термин «античный мир» был дан итальянскими гуманистами XV в., стремящимися возродить высокую культуру Греции и Рима. Античность по праву считается колыбелью европейской цивилизации. Она содержала себе истоки многих важнейших элементов современной европейской культуры.
О населении Древней Греции нет достаточно достоверных данных. Считается, что территория Греции и многочисленных окружающих ее островов была заселена уже в палеолите. В конце III тысячелетия до н. э. на юге Балканского полуострова появляются древнейшие греческие племена — ахейцы. В Средней Греции сохранились следы проживания там во II тысячелетии ионийцев. Древнейшим островным племенем были критяне.
История Древней Греции включает в себя несколько периодов, которые одновременно являются и культурными периодами.
Первый период (III тысячелетие до н. э.—XII в. до н. э.) связан с территорией островов и некоторых прибрежных районов. Эта эпоха получила название крито-микенской. На начальном этапе развития центром этой культуры был остров Крит. Там сформировалась высокая культура, как считается, немало позаимствовавшая у египетской культуры. К примеру, как и в Египте, царь Крита совмещал в своем лице и административную, и религиозную функции. След египетского влияния заметен и в религиозных представлениях критян. На острове почиталось мужское большинство, часто изображавшееся в виде быка. Однако Критская культура все же была самобытной.
Около 1450 г. до н. э. на остров вторглись более примитивные и воинственные, нежели критяне, племена ахейцев. Считается, что именно это вторжение положило конец критской цивилизации. Однако критская культура получила продолжение в культуре Материковой Греции и островов Эгейского моря. Одним из ее центров на этом этапе развития был крупный ахейский город в южной части Греции — Микены. Критская и Микенская культуры были однотипными, поэтому их объединяют под названием крито-микенской культуры. Именно к этому периоду относят легендарную Троянскую войну.
Примерно в XII в. до н. э. развитие крито-микенской культуры прервалось из-за нашествия новых греческих племен — дорийцев Данного этим переселения других племен. Такое вторжение привело к деградации культуры Балканской Греции, к возврату к родовым отношениям. Уже к XIв. греки жили изолированными общинами или своеобразными родовыми поселками. Этой исходной точки развитие греческой культуры начинается как бы заново. Однако во второй раз развитие охватило не только ограниченную территорию, как это было в крито-микенскую эпоху. Переход на новый культурный уровень произошел практически на всей территории Греции. Это в определенной мере обеспечивало устойчивость прогрессивных процессов, гарантировало от возврата к родовым отношениям.
XI—IX вв. до н. э. называют гомеровским периодом, поскольку он связан с деятельностью легендарного создателя «Илиады» и «Одиссеи» — Гомера. В этот период родовой строй снова постепенно разлагается. В это же время начинает складываться древнегреческая религия со своим пантеоном богов, живущих, как считали греки, на вершине Олимпа.
Особенностью архаического периода (VIII—VI вв. до н. э.) является возникновение полисов (городов-государств). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев и ремесленников, которые признавались полноправными членами полиса и имели право на собственность. Полисная система предполагала разделение общества на слои, при этом свободным гражданам противопоставлялись рабы.
В классический период (V—IV вв. до н. э.) происходит бурное развитие греческой экономики, основой которой становится труд рабов. Тогда же высшего расцвета достигает древнегреческая культура.
Распространение достигшей невероятных высот греческой культуры за пределы Греции произошло в эллинистический период (IV в. до н. э. -I в. н.э.). Особенно этому поспособствовали завоевания Александра Македонского.
В чем специфика крито-микенской культуры и культуры Ахейской Греции?
Приблизительно в 2300 г. до н. э. на Крите начался подъем экономики и культуры. Пик расцвета критского общества пришелся на XX—XVI вв.до н. э. Культуру Древнего Крита называют минойской — по имени легендарного царя Миноса — сына Зев и Европы.
Центрами минойской культуры были дворцы, планировка которых напоминала огромный лабиринт. Особенно знаменит дворец в Кноссе. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижних этажах располагались преимущественно хозяйственные и складские помещения, комнаты прислуги, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек. В верхних этажах были расположены парадные залы, покои царицы и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца была ванная и комната для купания. Кносский дворец строился более полувека и позже не
достраивался и перестраивался. В итоге, заняв территорию около 16 тыс. кв. м, дворец превратился в маленький самостоятельный город.
В центре критских городов, недалеко от дворца правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Улицы были вымощены камнем, система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам в дома поступала вода. Хранящиеся во многих музеях мира предметы из камня, слоновой кости, бронзы, фаянса свидетельствуют о высоком развитии критского ремесла. Археологами было обнаружено немало украшений из золота и аметиста. Были найдены также покрытые искусной резьбой печати. Удивительно красивы небольшие скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.
После введения в конце III тысячелетия до н. э. гончарного круга стало развиваться гончарное ремесло. Оно достигло наивысшего развития в так называемых «яичных скорлупках» — небольших чашечках с очень тонкими стенками и вазах стиля «камарес». Особое место в критском прикладном искусстве занимала роспись керамики. В росписи ваз преобладали рисунки, навеянные критской природой, — стебли растений, морские существа.
Судя по египетским источникам, между Критом и Египтом существовали довольно тесные связи. Это в определенной мере повлияло на критское искусство. В некоторых обнаруженных на острове изображениях людей влияние Египта прослеживается статочно отчетливо: профиль, фронтальное изображение глаза. Но в отличие от египетской линии — четкой, отточенной веками — в критском искусстве преобладает линия свободная, легкая, волнообразная.
Судя по всему, в религиозной жизни критян преобладали культы Бородин. Археологами были обнаружены статуэтки богини- матери. Немалое значение для Критской культуры имел образ быка. Очевидно, бык в культах плодородия символизировал мужское начало. Изображение этого животного нередко встречалось на фресках. В легендах, связанных с островом, фигурирует еще один бык, вернее, полубык - получеловек — Минотавр. Сын жены царя Миноса от противоестественной связи со священным быком Посейдона, Минотавр был заключен Миносом в лабиринт.
Очевидно, почитался на Крите и Зевс, которого мифы называют отцом Миноса. На острове было обнаружено немало двусторонних топориков (лабрисов) и их изображений. Такой топорик был одним из самых древних предметов культа Зевса. Очевидно, и слово «лабиринт» является производным от слова «лабрис».
Когда не стало критской культуры, на Греческом материке, еще около трех столетий существовала близкая ей по духу микенская культура. Микены — город в южной части Материков Греции — в XVII—XIII вв. до н. э. был одним из наиболее крупных центров высокой культуры. Временем расцвета микенской культуры, находящейся под сильным влиянием Крита, считаете период между 1600 и 1200 гг. до н. э.
Микены располагались на площади приблизительно 30 тыс кв. м и были окружены внушительной городской стеной, выложенной из огромных камней: ее длина составляла 900 м, а ширина — 6 м. У городских ворот располагался обширный некрополь с огромными купольными гробницами. Поэтому, описывая архитектуру Микен, искусствоведы нередко говорят о «циклопической» монументальности архитектурного стиля города. Одной из наиболее значительных построек Микен является так называемая Сокровищница царя Атрея периметром 14,5 м и высотой 13,2 м. В этой гробнице были найдены многочисленные драгоценные украшения. Непременная часть убранства царских погребений — изделия из слоновой кости, янтаря, эмали — свидетельствуют об обширных торговых связях микенцев.