«В современном языке термин культура употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью».
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений.
Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием выступает человек, мера его развития. И тогда культурой нужно считать только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. В первом значении культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором - она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент делается на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приемах и данных. Оба подхода - широкий и узкий - по своему плодотворны. Первый подход принят на вооружение большинством антропологов и социологов, а также частью культурологов. Второй - частью культурологов и специалистами-практиками, работающими в области культуры: искусствоведами, архитекторами, филологами, планировщиками городской среды, работниками министерства культуры и т.д.
Второй, узкий подход предполагает, что культура - это либо сфера общества, либо аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер - социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектом» подходе общество также разделяют на сферы. Это могут быть те же четыре главных сферы. А нижегородские культурологи, например, выделяют 8 сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Количество сфер здесь не так важно, как качество. «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни».
Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) - выдающийся английский этнограф, один из основателей и антропологии. Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые черты, но суть культуры остается неизменной.
Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры -широкое и узкое.
Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру.[1]
В средние века слово «культура» означало «возделывание земли». Только в XVIII веке смысл его расширился настолько, что распространился на духовную сферу, и это слово постепенно приобрело целый спектр разнообразных, хотя и взаимосвязанных, значений. Среди них можно выделить несколько главных.
1 Культура в философском смысле. В философии под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческого поведения, общения и действия. Такие программы не наследуются биологически, поскольку принадлежат к надбиологическому уровню, а транслируются, то есть передаются из поколения в поколение посредством воспитания, образования, через знания, литературу, искусство и т.д.
2 Культура изучается также социальной антропологией. В антропологическом ракурсе главное значение приобретает сравнительный анализ культур различных обществ с тем, чтобы выявить общие черты, присущие им всем, и на их основе дать определение культуре как таковой. Определение предложил современный антрополог Клиффорд Гирц, рассматривающий культуру как систему символов, которые каждое общество интерпретирует по-своему. Он считает, что путь к пониманию культуры лежит через интерпретацию ключевых символов, которые у каждого общества свои. Согласно Гирцу, культура локализуется не в умах индивидов, а в специфическом «поле культуры», которое несводимо к простой сумме индивидуальных частей. Аналогичное понимание культуры присутствует у С. Грегори, который подчеркивает, что культура не имеет биологических корней и применительно к ней трудно говорить о каком-либо причинном объяснении. Потому она непредсказуема, и только отдельные ее характеристики могут отчасти обладать причинной обусловленностью.
Среди других антропологических концепций культуры следует выделить методологический экзистенциализм Д. Шнейдера. В отличие от Гирца Шнейдер предполагает, что культура не является особым полем значений, а просто предсуществует независимо от индивидов и агентов.
3 Культура в собственно социологическом смысле. Естественно, что приведенное выше определение культуры является базисным для всех изучающих ее наук. Но специфика каждой области знания накладывает свой отпечаток на то, какой именно аспект культуры рассматривается как основной. Поскольку социология исследует общество на разных уровнях вплоть до самых конкретных, культура здесь рассматривается более непосредственно, как система действующих в обществе или в рамках определенного социального класса общезначимых моделей поведения. Ф. Дюмон, современный социолог из Квебека, считает, что в культуре следует также выделять уровень первичной, или спонтанной, культуры - это непосредственные и не подлежащие обычно теоретическому осмыслению массовые навыки людей в быту, например, гигиенические навыки, этикет и т.п., и вторичной культуры - литература, кинематограф, живопись и т.д. С точки зрения социологии спонтанная культура как объект изучения продуктивнее, поскольку дает больше информации о непосредственной социальной жизни, в том числе и о жизни тех еще многочисленных социальных групп и индивидов, которые в значительной мере выпадают из радиуса действия вторичной культуры: не читают или мало читают книг, не интересуются искусством. Спонтанная культура разных обществ, социальных слоев и исторических эпох, а также Востока и Запада, христиан, мусульман, евреев и неверующих очень отличается.
Например, простейшие гигиенические навыки, без которых немыслима жизнь современного человека, были неведомы жителю средневековой Европы, как, впрочем, и России. Контраст для гипотетического очевидца был бы поразительным: в средние века на постоялых дворах люди плевали на пол и ели руками (вилки и ложки появились позже) из общей тарелки. Руки заменяли им и носовые платки. Привычка чистить зубы была им не свойственна. Люди средневековья не усматривали никакой связи между гигиеной и состоянием здоровья. Даже в медицинских трактатах гигиенические требования ограничивались поддержанием чистоты видимых частей тела - лица и рук, а то, что скрыто под одеждой, люди мыли крайне редко, считая это нормой.
Таким образом, спонтанная культура - это миллион больших и маленьких деталей, касающихся образа мыслей, взглядов и манеры поведения, присущих всем членам данного общества. Именно эти черты культуры делают похожими людей из одной и той же социальной среды и непохожими - людей из разных обществ и эпох. Ведь в то время, когда европейцы не имели практически никаких гигиенических навыков, их современники в исламских странах строго соблюдали предписываемое религией требование многократных ежедневных омовений, следили за чистотой рук и одежды, пользовались духами и благовониями.
Поэтому понятие «культура» имеет и такое производное значение, как «цивилизация». Мы говорим: «исламская культура», «современная западная культура», «эллинистическая культура» и т.п. В этом контексте под культурой понимается система представлений и моделей поведения, локализованная в конкретном регионе в конкретную эпоху.
Но и в рамках одного и того же общества могут сосуществовать разные культуры. Поведение русского дворянина XVIII века разительно отличалось от поведения крепостного крестьянина или купца. Они отличались одеждой, манерами, знаниями и умениями, даже языком, на котором говорили в своей среде: в высшем свете языком бытового общения был французский, а не русский. А крестьяне в большинстве были неграмотными. Впрочем, многие дворяне, пользуясь французским языком, полузабывали или изначально недоучивали русский и тоже были в нем не сильны.