Во многих вещах эти две функции сочетаются, например в архитектуре. И здесь многое зависит от самого человека, поскольку для извлечения неутилитарного смысла из вещи необходим некий уровень, например эстетического развития. "Духовность" вещи не первосозданна, она заложена в нее человеком и превращает эту вещь в средство диалога между людьми. Духовная культура специально создается ради такого диалога с современниками и потомками. В этом ее единственное функциональное назначение. Материальная культура как правило, многофункциональна.
Стоит заметить и то, что общечеловеческое наиболее ярко и отчетливо проявляется именно в материальной культуре. Ее ценности, принципы и нормы, оказываются более долговечными, чем ценности принципы и нормы духовной культуры.
Материальная культура служит цели удвоения человеком себя в предметном мире (К. Маркс). Человек трудится, прилагая к продукту труда свою человеческую меру, исходя из единства "меры вещи" и "меры человека". У духовной культуры существует лишь одна мера – человеческая. Материальная культура внутренне скрыто, латентно содержит в себе духовное. В духовной культуре духовное опредмечивается в материальные знаковые системы. Духовный текст материально культуры скрыт, спрятан в ней; духовная культура дает свое гуманистическое содержание открыто.
Формально под словом "культура" может подразумеваться решительно все, что возделывает или производит человек. Поэтому в океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству, но по формальным признакам не может быть исключено из сферы культуры. Например, искусно сделанная реклама сигарет формально относится к культуре, поскольку готовят ее профессиональные художники, и по их замыслу эта реклама должна удовлетворять эстетическому вкусу потенциальных покупателей. Но совесть, Минздрав и пострадавшие от курения люди предупреждают об огромной и нередко смертельной опасности курения. Поэтому для понимания и изучения культуры очень важно иметь ориентир, который помог бы безошибочно указать на образец подлинной культуры, то есть того, что созидает и украшает жизнь, а не омрачает, не отнимает и не укорачивает священный дар жизни. Итак, культура — это не только область художества и эстетики. Культура обнимает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, разумное, доброе и вечное.
Среди различных теорий происхождения культуры в русской философской мысли выделяется теория, которую развивали два известных философа — священник Павел Флоренский и С.Н. Булгаков, в 1918 году также ставший священником. В целом ряде своих философских трудов они показывали, что культура произрастает из религиозного культа. Религию они считали материнским лоном культуры и этим объясняли тот неоспоримый факт, что великое множество самых знаменитых памятников мировой культуры носят религиозный характер.
С.Н. Булгаков о происхождении культуры писал следующее: Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, ее духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы "культуры" были более или менее тесно связаны с культом, имели сакральный характер: искусство, философия, наука, право, хозяйство.
Связь культуры с культом есть вообще грандиозного значения факт в истории человечества, требующий к себе надлежащего внимания и понимания.
В религиозном миропонимании культура, как сохранение окружающего мира и забота о нем, является богозаповеданным деланием человека. Библия говорит, что Бог, создав человека, дал ему заповедь возделывать и хранить окружающий мир как прекрасное творение Свое.
Отсюда понятно, почему слово "культура" является однокоренным со словом "культ", которое означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Еще не так давно священнослужители Русской Православной Церкви официально назывались "служителями культа". И в гражданском законодательстве Российской Федерации употребляется словосочетание "религиозный культ".
В современной культурологии принято считать, что существует целый ряд культурных систем, или "пластов" культуры. Важнейшими из них признаются язык, наука, религия, искусство, этика и право. Предполагается, что именно в этих системах находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость — те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
Подводя итог работы, можно сделать следующие выводы.
Культура оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение и деятельность людей. Однако только в последние годы менеджеры начали понимать и ценить значение общей культуры для производства.
Термин "культура" (от лат. culture) - понятие многоплановое, сложное, неоднозначное.
Прежде всего культура - это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.
Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только помогла человеческому виду выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.
Культура - это также усвоенное поведение и знания, которые интегрируются группой и разделяются членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.
Таким образом, можно выделить черты культуры:
разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;
передается старшими членами группы младшим;
формирует поведение (мораль, законы, обычаи) и структуру восприятия и видения мира.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
В широком смысле культура является механизмом воспроизведения социального опыта, помогающим людям жить и развиваться в определенной среде, сохраняя единство и целостность своего сообщества.
1. Воскресенский А.Д. Политические системы и политические культуры Востока. Издательства: АСТ, Восток-Запад, 2007. – 832 с.
2. Книжин Р.Г. Организационная культура. Издательство: Экзамен, 2008. – 656 с.
3. Королев В.К., Бакулов В.Д., Драч Г.В. История мировой культуры: Учебное пособие. Издательство: Феникс, 2009. – 534 с.
4. Круглов А. Религиоведение. Издательство: Тесей, 2008. – 648 с.
5. Мартынов В. Культурология. Издательство: Асар, 2008. – 848 с.
6. Нурзанова А.К. Теория культуры. Издательство: Питер, 2008. – 592 с.
7. Окладникова Е.А. Социология культуры. Издательства: СПбГИЭУ, Бизнес-пресса, 2008. – 312 с.
8. Парфенов Н. История русской культуры. Издательство: Эксмо, 2007. – 832 с.
9. Пронь Я. Культурология. Издательства: Альфа-М, Инфра-М, 2009. – 416 с.
10. Фаликов Б.З. Культы и культура. Издательство: РГГУ, 2007. – 265 с.
11. Эриашвили Н., Павловский В. Религиоведение. Издательство: Юнити-Дана, 2010. – 320 с.