Ценности в духовной жизни общества создают смысловые поля. Человек, в поисках смысла своих действий, находится либо в оппозиции к существующим смыслам, либо принимает их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы. Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности; все развитые культуры – полиморфны. Развитая культура способна создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она изменяется. Культура должна иметь иерархию ценностей, чтобы они функционировали согласованно.
Овладев всеми подсистемами культуры, человек может предпринимать усилия по ее освоению, по ее использованию и воссозданию, т. е. он становится субъектом культуры. Чтобы действительно быть субъектом культуры, человек должен действовать сознательно, исходя из знаний о культуре.
Знание, в культурологическом смысле – это не только научное знание. Знание для культурологии — объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий. В культуре всякое знание сопряжено и сопоставимо с определенным видом или уровнем жизнедеятельности человека. Знание может быть житейским, духовным, художественно-эстетическим. способно, следовательно, усиливать продуктивность творчества человека, повышать эффективность усилий человека в поиске и создании новых материальных или духовных средств жизнедеятельности.
Таковы основные компоненты культуры.
Чем выше уровень культуры человека, тем продуктивней действует он как создатель, носитель и потребитель ценностей, и тем богаче и совершеннее сама культура - как ресурс и источник развития человека.
Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе
Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека.
Главная функция культуры – «сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его»[2]. Кроме нее, существует еще несколько основных функций культуры (разными исследователями они могут по-разному называться, но, по сути, обозначают примерно одинаковые понятия), это:
1) Нормативная (или регулятивная) функция. Эта функция осуществляет нормативизацию (регулирование) действий, средств и целей жизнедеятельности человека. Культура подразделяет действия человека на положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные и т.д. Кроме того, культура формирует ценности и вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания – ориентируясь на эти идеалы, человек определяет приемлемые для себя жизненные цели.
2) Познавательная функция. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. В культуре осуществляется художественное, нравственное, религиозное познание и др.
3) Смыслообразующая (или информационная) функция. Эта функция осуществляется с помощью творческих приемов, различных для каждого вида духовной деятельности, с помощью языка и знаков, символов и образов, понятий и идей.
4) Коммуникативная функция. Культура создает определенную систему коммуникаций для обмена и взаимодействия участников культурного процесса, а также обеспечивает взаимодействие людей через ценности, поддерживает и развивает целостность общества. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.
5) Функция «общественной памяти». Эта функция создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры возможно формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека.
6) Рекреативная функция культуры. Эта функция заключается в создании способов и учреждений (это храмы, театры, музеи и др.), где человек может восстановить свои духовные силы, обновить духовный потенциал, провести «духовное очищение».
Следует отметить, что некоторые ученые выделяют одни функции культуры и не учитывают другие, либо подразделяют одну широкую функцию на несколько узких. Например, А.И. Кравченко выделяет защитную, креативную, релаксационную и др. функции[3]. В нашем случае, мы пользовались достаточно распространенной, общей классификацией функций культуры.
Практически все функции культуры, так или иначе, связаны с ее ролью в обществе. Культура не только взаимодействует с природой, но и влияет на ход истории человечества, на развитие общества. В то же время общество во многом определяет существование культуры. Только в обществе возможно накопление ценностей, общество создает условия для демонстрации и использования этих ценностей.
Культура своими нормами и ценностями взаимодействует с другими системами саморегуляции в обществе, такими, как политика, право и т. п., но в отличие от них нормы культуры амбивалентны и могут использоваться на принципах свободного выбора.
Заключение
В заключение можно сделать несколько выводов по изложенным выше вопросам.
Предметом культурологи является культура – сложная и многообразная система, единого определения которой до сих пор нет. Однозначным является то факт, что культура связана с жизнью общества.
Культура имеет многокомпонентную структуру, состоящую из различных элементов. Элементы культуры подразделяются на материальные и нематериальные, или духовные. Соответственно, существует материальная и духовная культура, и они взаимосвязаны друг с другом.
Функции культуры чрезвычайно разнообразны, единой классификации их также нет. Большинство ученых выделяет нормативную, познавательную, коммуникативную, смыслообразующую и другие функции культуры.
Культура тесно связана с обществом. Роль культуры в обществе важна, культура является одним из определяющих элементов прогрессивного развития общества. Культура во многом способствует новым научно-техническим достижениям, социальным изменениям.
Понимание структуры и функций культуры помогает уяснить само понятие культуры как целостного комплекса, представить, как взаимосвязаны компоненты культуры.
Список литературы
1. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М., Изд-во Михайлова, 2005.
2. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М., Академический проспект, 2003.
3. Культурология:Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001.
4. Культурология. ХХ век. Словарь. – Спб., 1997.
[1]Культурология:Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001, с.51
[2]Культурология:Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001, с. 58
[3] Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М., Академический проспект, 2003.