Смекни!
smekni.com

Портретное искусство (стр. 3 из 4)

Однако важно подчеркнуть, что поступательное движение живописи пошло в другом направлении, в сторону усиления черт декоративности и монументальности. Произведения Серова и Коровина 1880-х годов стали важным звеном в развитии портретного жанра. Во многом расширяя его понятие, они явили собой подлинно новый тип портрета. Общепринятой формой портрета во второй половине XIX века было поясное, реже погрудное или поколенное изображение. Художники сосредоточивали почти все внимание на изучении лица человека.

Представленный на нейтральном фоне, он как бы изолировался от окружающего мира, замыкался в самом себе. В "Девушках" Серова и портрете Любатович Коровина пространство взято значительно щедрее, шире. Интерьер или пейзаж, являются не просто фоном, а органичной естественной средой. Здесь проявилась также одна из основных тенденций в развитии русского портретного искусства данного периода - тяготение к обобщенно-синтетическому картинному претворению образов. Ведь это не просто портреты, а портреты-картины. Таковыми делает их как наличие антуража, так и содержательность, значительность самих портретных характеристик, их синтетический строй. Не случайно серовские "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" стали символом вневременных ценностей - молодости, красоты жизни, близости человека и природы.

Их сила в точно найденной мере частного и общего, конкретно-индивидуального и типического, чувственного и рационалистического, мгновенного и вечного. Расширение жанровых пределов открывало перед художниками новые возможности. В характеристику портретируемого включались дополнительные компоненты, помогающие более разносторонне обрисовать модель, рассказать о ее образе жизни, вкусах и интересах, манере одеваться, держаться и прочее. У многих художников интерес к околичностям способствовал усилению эмоциональной выразительности образа, у других приглушал его звучание, переносил внимание на второстепенные детали, ослабляя психологическую трактовку личности.

Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века - явление большого художественного масштаба. Он необычайно многообразен то своим формам, стилистическим особенностям, изобразительному 1зыку. Самые высокие проявления жанра характеризуются творческим осмыслением натуры, поэтической образностью, обогащением выразительных средств, артистизмом. И даже если личность модели не раскрывается в них подчас во всей полноте, они все же ярко характеризуют эпоху, выявляют особенности ее духовной жизни и художественных исканий. Глубокое чувство времени, острота ощущения эпохи -одна из наиболее сильных сторон лучших портретов, созданных на рубеже веков. Творческий путь художников, талант которых формировался в это трудное переходное время, был нелегким. После Великой Октябрьской революции деятельность многих мастеров кисти получила новое направление. Малютин, Бродский, Петров-Водкин, Нестеров, Сарьян, П. Кузнецов, Машков, Кончаловский, Альтман, Лентулов, Осмеркин и многие другие влились в ряды советских художников и стали строителями искусства социалистического реализма.

Большую роль играет портрет в советском искусстве. Потребность запечатлеть образ нового человека, отмеченного такими духовными качествами, как коллективизм, революционная целеустремленность, стимулировала дальнейшее развитие реалистического портрета-типа; такие произведения, как “Председательница” Г. Г. Ряжского (1928, ГТГ), “Партизан” Н. И. Струнникова (1929, ГТГ), “Академик И. П. Павлов” М. В. Нестерова (1935, ГТГ), стали емкими символами эпохи социалистического переустройства общества. Целостный, живой и многогранный образ В. И. Ленина воссоздает “Лениниана” скульптора Н. А. Андреева — уникальная серия, состоящая более чем из 100 скульптурных портретов вождя пролетариата (1919—1932, Музей В. И. Ленина и ГТГ).

Лучшие качества советских людей нашли отражение в портретах периода Великой Отечественной войны. Широко и многопланово развивался советский портрет в послевоенные годы. Типические, устойчивые черты народного характера воплощал в образах крестьян-земляков А. А. Пластов. Неожиданные композиционные ракурсы, контрасты локальных цветовых пятен подчеркивают остроту психологической характеристики в работах П. Д. Корина. Т. Т. /Салахова (“Композитор Кара Караев”, 1960, ГТГ). Значительность характеров, постоянная готовность к действию ощущаются за внешней бесстрастностью персонажей картины Д. И. Жилинского “Гимнасты СССР” (1964, ГТГ). Современный советский портрет не только позволяет глубже заглянуть во внутренний мир нашего современника, но и активно участвует в формировании новых духовных ценностей советского общества.

Одной из существенных граней этого жанра остается запечатление в живописи, графике, скульптуре образов выдающихся советских государственных и общественных деятелей, а также представителей науки, культуры и искусства. О большом общественном интересе к жанру портрета свидетельствуют регулярно проводимые в последние годы специальные выставки портрета.

Девочка с персиками. Портрет Веры Саввишны Мамонтовой (1875-1907), в замужестве Самариной. 1887

"Девочка с персиками" - первое крупное произведение Серова, воплотившее понимание художником новых задач живописи, и, в частности, живописи портрета. Холст решен как портрет-картина, где человек дан в наиболее близком, привычном для него окружении. Лишенный при этом черт бытовизма, образ одухотворен и возвышен. Правда жизни, конкретность психологического анализа сочетаются в картине с поэтическим преображением, глубокое проникновение в натуру - с задушевностью и искренностью ее воспрятия. Выявлению характера портретируемой способствует светлая пленэрная живопись, проникнутая свежестью и тонким чувством природы. "Мы никогда не видели в картинах ни такого воздуха, ни света, ни этой трепещущей теплоты, почти осязаемости жизни", - утверждал И.Э. Грабарь.

Юноша Серов, часто гостивший в Абрамцеве, был дружен с детьми С.И. Мамонтова. В младшей - веселой, жизнерадостной, подвижной девочке - он нашел то "отрадное", о чем мечтал, когда, уйдя из Академии, начал работать самостоятельно. "Идея портрета зародилась так, - пишет посетивший на следующий год Абрамцево М.В. Нестеров. - Верушка оставалась после обеда за столом, все ушли, и собеседником ее был лишь до крайности молчаливый Серов. Он после долгого созерцания попросил у нее дать ему десять сеансов, но их оказалось мало, и он проработал целый месяц. Вышла чудесная вещь, которая в Париже сделала бы его имя если не громким, то известным...". Сила портрета не только в обаянии образа, звучности, чистоте и бодрости колорита. "Очень хотелось сохранить свежесть живо писи при полной законченности", - говорил Серов. В облике Веры Мамонтовой, ее костюме, характере интерьера старого помещичьего дома (бывшая усадьба Аксаковых) запечатлена подлинно русская жизнь, "целая полоса русской культуры" (Грабарь).

Далеко не многие современники сумели по достоинству оценить это произведение. В числе тех, на кого оно произвело большое впечатление, был В.В. Стасов. Считая Серова самым выдающимся и талантливым из новейших русских портретистов, он писал: "...молодой художник овладел сильным, живописным и живым колоритом, который придал великую прелесть всем его превосходным портретам. Лучшим и совершеннейшим из всех является, по моему мнению, искренно-наивный, простой, задушевный портрет молодой девицы, Мамонтовой (сидящей у стола)...".

С годами портрет девочки-подростка приобрел более широкое и отвлеченное значение, превратившись (как и написанная Серовым через год "Девушка, освещенная солнцем") в картину, олицетворяющую собой прелесть молодости, извечную радость бытия. За этот портрет в 1888 году художник получил премию Московского Общества любителей художеств.

Осенний букет. Портрет Веры Ильиничны Репиной (1872-1948), дочери художника. 1892

Репин принадлежит к плеяде выдающихся мастеров критического реализма. Его картины "Бурлаки на Волге" (1870-1873), "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883), "Не ждали" (1884), "Отказ от исповеди" (1879-1885), портреты М.П. Мусоргского (1881), В.В. Стасова (1883), Л.Н. Толстого (1887) и другие произведения определяли собою высшие достижения русской живописи второй половины XIX века. А.Н. Бенуа отмечал, что картины Репина так захватывали демократически настроенную молодежь, так "тревожили общественное мнение'", как никакие работы других художников. В конце 1880-х - начале 1890-х годов Репин писал в основном портреты. В них воплотилось его понимание новых задач, вставших перед искусством на рубеже двух эпох и волновавших тогда художников. Репин охарактеризовал их, как передачу "поэзии в жизни, ...жизненной красоты"2. Великолепный мастер пленэра ("На дерновой скамье", 1876; "Крестный ход в Курской губернии" 1880-1883), художник в эти годы особенно увлекся работой на открытом воздухе, и пейзаж, как никогда ранее, стал играть большую роль во многих его портретах. "Осенний букет" - одно из первоклассных произведений Репина 1890-х годов. Оно было создано в Здравнёве, имении художника, расположенном в Витебской губернии на берегу Западной Двины. Позировала Репину его любимая дочь Вера Ильинична. Она была одаренным человеком - занималась живописью, пела, окончив специальные курсы при Александринском театре, некоторое время выступала на частных сценах Петербурга и других городов. В дальнейшем, правда, она не нашла себя в искусстве и с 1914 года стала вести хозяйство в усадьбе отца в Пенатах. Приступая к работе над портретом, художник сообщал дочери Л.Н. Толстого, Т.Л. Толстой: "Теперь начал писать с Веры: посреди сада, с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности и неги"3. С большой любовью художник передал лицо, привлекательное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, еще цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение. Фигура изображенной, на переднем плане девушки трактована пластически объемно, материально.