Смекни!
smekni.com

Постмодерн и концептуализм: искусство нового времени (стр. 1 из 5)

Омски государственный университет им. Ф.М. Достоевского

факультет “Культуры и искусств”, кино-фото видео творчество

История ИЗО

Реферат

Постмодерн и концептуализм: искусство нового времени

Выполнила: Матвеева Юлия Викторовна

группа КВ-704

Проверил: Ст. преподаватель Павлов Андрей Юрьевич

2008г.


Оглавление

Введение

1. Человек игрок и игрушка мироздания

2. Концептуализм

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

В культуре постмодерна называют философские тенденции, возникшие в 50-х годах, продолжавшиеся до 90-х, и направления в визуальном искусстве 80-х (живопись, скульптура, новое направление – перфоманс и инсталляция и т. д.), и литературные течения 90-х, и новую информационную культуру, и тенденции массовой культуры 80-х и 90-х годов. Помимо того, что культурологи не определились с тем, что же все таки считать постмодерном, они так же расходятся во мнениях относительно того, стоит ли считать культуру с середины XX века и до сегодняшнего дня целиком культурой постмодерна, или только какие то определенные её отрасли, так же нети точного определения того, что стоит считать культурой постмодерна. В различных культоролагическких и философских словарях происходит столкновение с неоднозначными формулировками, причем во многих из них часто путают культуру модерна и постмодерна.

Поэтому чтобы избежать подобной путаницы мы условимся в том, что с 50-х годов и до конца XX века – это время постмодерна. И будем считать, что культура модерна – это культура в основе которой лежала идея убийства Бога человеком. Постмодерн – это направление в культуре, определяющая отличным от традиционных течений теоретической мысли, новыми формами общественного сознания, определяющиеся сменой одной формы восприятия Бога, человека и действительности другой, новыми формами искусства. Термин «постмодерн» впервые появляется в работе Р. Панквица «Кризис европейской культуры»(1917). Тойнби в своей работе «Изучение истории»(1947) предлагает этому термину придать общекультурный смысл, не ограничиваясь искусствоведческими концепциями. Популярность этот термин приобрел благодаря У. Дженксу и его работе «Язык постмодерниской архитектуры» (1977). Итак, основными характеристиками культуры постмодерна являются:

- отказ от тотальных, сущностных тенденций в науке, основа которых заключается в том, что любая научная картина строится как процесс абстрагирования и формируется как некое объективное представление, в котором личность ученого выносится «за скобки» созданной концепции; так же научная картина предыдущих эпох основана на сравнительном анализе процессов в окружающей среде и человеке.

- отказ от общественных критериев морали и нравственности, которые лишают внутренней свободы человека и скрывают его способности и самореализации в культуре.

- отказ от традиционных форм в искусстве, которые основывались на «старой», традиционной позиции отношения человека к окружающему миру, сформировавших культуру, как культуру копий, а человека в культуре, как копировальщика форм мироздания.

В культуре постмодерна исчезает привычная культурная иерархия. В новой культуре легко уживаются вмести стили, формы и образы жизни. Смешивание жанров – основная тенденция в искусстве, порождает новое эстетической восприятие действительности. И первоначально казалось, что новая эстетика разрывает целостность восприятия мироздания на отдельные фрагменты, монтируя из них коллаж. Но в последствии становится очевидным, что этот коллаж лишь знаменует начало новой целостности, обращенное не в мир, а в человека. Текст становится наивысшей культурой постмодерна. И поэтому культура стала обозначаться не как пространство, а как плоскость, обозначенная языком. И человек в этой новой культуре признан сам создавать её структуру, комбинируя свое представление о мире.

В сущности модерн – это время когда человек переводит взгляд, можно даже сказать, переводит дух. Человек находит дух не во внешнем мире, а в самом себе и получает новый импульс новый смысл жизни.

В структурализме и позитивизме – двух новых философских направлениях, мы находим явные черты постмодерна. В модерне было зерно новой культуры, именно поэтому происходила ломка старой культуры. Когда это произошло весь мир почувствовал новые тенденции. И это не ограничивается только отношением к вещам или симуляцией и копированием подлинных истин, так же не ограничивается плоскостью восприятия бытия, как часто это представляют философы и литераторы, описывая постмодерн. Эмоции по поводу умершей культуры, в которой был убит Бог, а потом умер и человек, захлестнули на 30-40- лет культуру. Весь мир погрузился в переживание. И только в 80-е годы XX века человечество отходит от проживания трагедии и пытается понять, что же все-таки с человеком произошло.

Одним из самых любопытных терминов постмодерна стал термин, предложенный французским философом Жаком Дерридой, который пытается в языке описать феномен постмодерна. Затем логику нового языка, его плоскость и структуру в контексте постмодерна описал Жиль Долез. Жордж Батай сформулировал понятие симмулякции и симулякра как факта и феномена и феномена культуры постмодерна. Так же среди российских философов этой проблемой занимались и философы и культурологи: М.Мамардашвили, А. Лосев, В.Подорога, М.Эпштейн и другие.

1. Человек игрок и игрушка мироздания

Человек на протяжении всей культуры учится создавать свой мир, сперва структуру, а потом и все остальное. Культура в начале XXI века выступает как мир, создаваемый, конструируемый человеком, как мир обретающий свою физическую реальность. И до начала XXI это было ситуацией игры. Человек игрок, игрушка мироздания. Понятия игры сформировано в культуре с древнейших времен. Платон формулирует понятие игрового космоса, в котором все положения мира и человека есть игра. Многие европейские фолосифы и культурологи в XX веке усматривают источник культуры в способности человека к игре.

Гадамер анализировал историю и культуру как игру в стихах языка. Хейзинга считал, что если проанализировать действительность человека, то она покажется игрой, как культура и её динамика. Сам факт творения человеком вымышленного мира (мир рефлексий по поводу окружающего мира, мир фантазий, мир отвлеченных научных концепций и мироздании, - источник творчества и культуры) есть свойство игры, в которой человек нуждается как в средстве для создания своего мира. Именно Хейзинга говорил о том, что культура – это феномен, отражающий необходимость человека для создания своего мира, а игру как основное средство для формирования культуры. Феноменолог Е. Финк считал, что феномен игры пронизывает четыре других феномена игры – глобальных основ в жизнь человека: смерть, труд, господство и любовь. и поэтому с игрой и Финка связанно происхождение культуры. «Животное не знает игры – фантазия как общение с возможностями, оно не играет, относя себя к воображаемой видимости», - писал он. Финк считал, что именно игра поднимает человека от физический и повседневных ощущений и позволяет осознать действительность в её самых разных проявлениях.

Игра позволяет человеку не находиться постоянно зависимым от непосредственных ощущений, а абстрагироваться, подняться мыслью и рассмотреть мир со всех сторон, из глубины, снаружи, позволяет быть внутри его и вне его, в социуме, в мире духовных или физических ощущений – где угодно, объединяя все эти миры собой, обращая все эти миры: реальность свою, другого человека, культуры, бытия. В этом и состоит суть формирования культуры. И поэтому человек становится перед фактом формирования новой культуры, на основе всего пройденного культурой всех стран, как некой общей совокупности единого опята человечества.

Человек словно вывернулся на изнанку, то есть его внутреннее в культуре выражается как текст, и ему самому стал виден свой собственный внутренний мир. Способ смотреть не изменился, человек по-прежнему на самого себя и другого, как на что-то внешнее. Но парадокс заключается в том, что человек вывернут наизнанку и эта изнанка – его внешнее. И это в контексте игры: человек то создает свои внешние проявления в культуре, то осознает внутренние, которые перед человеком «мерцают», играют, как текст. Таким образом игру следует воспринимать как свойство человеческого сознания, способ к рефлексии, и следует считать основой и феноменом творчества, при помощи которого человек создает свой собственный мир, списывая его в окружающий. Человек в постмодерне может открыть текстовое пространство, потому что может отказаться от какой-то привычной ему особенности. Например, художник постмодернист отказывается от цвета. И цвет лишает его формы, нот парадоксальным образом, лишаясь формы человек, приходит к структуре, и пред нами уже не традиционная живопись, а некая конструкция. Фактически постмодерн – это культура, которая открывается человеку в двойном отрицании, так как кон отказывается сначала от одного потом от другого. И если модерн – это культура, отказавшаяся от традиционной культуры, то постмодерн – это культура отказа от отказавшихся. Иными словами, это культура обретения нового человека, человека вывернутого наизнанку, человека-текста, человека-игрока, человека-игрушки, человека, обращающегося с миром, как с собственной изнанкой. Беспредметности постмодерна позволяет человеку обрести структуру самого себя, мира и культуры, как самого себя и мора. Структура беспредметности осуществляется по законам хаоса, которые изложены в современной химии, физике и математике. В теории хаоса все осуществляется нелинейными движениями. Именно таким видят сегодня структуру мира физики и математики. Пространство вещи – в её плоскости, в её способности стать текстом. Писал, «плоскость появляется на вещах как превращение или воплощение в них пространства, удаляя целостность вещи из сознания».