Смекни!
smekni.com

Постмодернизм (стр. 2 из 5)

Проекты Вентури не так спорны и вызывающи, как его теоретические высказывания. В 1970-х годах им были построены 2 похожих друг на друга виллы: Джексон-хаус и Такер-хаус, явившихся яркими примерами органической архитектуры и исключительно удачно вписавшихся в окружающую природу. Квадратные в плане, они венчаются большими пирамидальными крышами, в которых прорезаны круглые или полукруглые окна (бычьи глаза). Формы этих окон контрастируют с острыми кромками кровель, а сами дома напоминают большие глазастые грибы. Весьма интересно обыграна масштабность окон, меняющаяся на разных этажах от больших площадей остекления до измельченной штриховки переплетов.

В планировках этих 2-х домов нетрадиционным является вынесение гостиных на верхние этажи под кровли, где самое высокое и красиво оформленное пространство

В более широком смысле понятие постмодернизма начало применяться после издания книги Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма»(1977 г.), ставшей третьей среди «книг века», посвященных архитектуре. Постмодернизм стал лозунгом, вокруг которого консолидировались разрозненные экспериментаторы. Постулат модернизма «форма следует за функцией» был разрушен. Семантическое значение объекта стало столь же важным, как и его практический смысл.

Постмодернизм обратился к декоративности и красочности, китчу и шику, индивидуальности и образной семантике элементов, к ироничности и цитированию исторических стилей. Архитекторы и художники постмодернизма использовали цитаты из не только прошлых стилей, но и из сюрреализма, китча, компьютерной графики. Постмодернизм отвернулся от монохромности, от рациональных форм.

В этом же 1977 году американский архитектор Роберт Стерн назвал «три его принципа или точнее подхода»: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм. Первый принцип – подчинение архитектуры факторам, исходящей из конкретной среды и контекстов культуры; второй – введение в объект намеков (аллюзий), отсылающих к историческим стилям. При этом аллюзии отличаются от прямых цитат ироническим отношением к источнику. Третий принцип - круг архитектурных элементов очень широк, он выходит за пределы утилитарно необходимых.


Роберт Стерн

Один из самых процветающих архитекторов США и яркий представитель постмодернизма Роберт Стерн так сформулировал 3 постулата постмодернизма:

-контекстуальность подчиняла здание окружению;

-орнаментальность реабилитировала элементы декора, несущие смысловую нагрузку, но не участвующие в работе конструкции;

-иллюзионизм позволял вводить исторические ассоциации в диапазоне от прямого цитирования до намеков.

Пристройка крытого бассейна к резиденции в Ллевелин Парк

Все эти принципы представлены в одной из известных работ Стерна - пристройке крытого бассейна к резиденции в Ллевелин Парк (Нью-Джерси). Симбиоз особняка в георгианском стиле и современного крытого бассейна экстравагантен и по сути, и по форме. Объем бассейна врезан в пологий холм, очертания которого повторяет изгиб центральной части кровли.

"Шизофреническую" (по Стерну) сложность образа подчеркивает контраст стекла и камня. Пропорции колонн огрублены, масштабы искажены.

Интерьер самого бассейна построен на шокирующей смеси элементов элитарной и массовой культур, на конфликте симметрии с острой динамикой и театральных эффектах освещения.

Стиль Роберта Стерна. Творческий почерк Стерна

Более серьезен и традиционен Стерн при проектировании коттеджей для субурбий (предместий американских городов), где миллионы семей воплотили в жизнь американскую мечту о собственном доме. Сбылось пророческое предсказание Френка Ллойда Райта о "городе без границ", объединяющем удобства цивилизации с прелестями природной среды.

Архитектурная фирма Стерна становится лидером в области проектирования частного жилья. Творческий почерк Стерна легко узнаваем:

-скатные крыши, символизирующие укромность и защищенность;

-высокие кирпичные трубы;

-крупные детали;

-живописное распределение объемов и масс;

-тщательно выверенные планировки;

-сочетание элементов ордера с местным колоритом.

При разработке генеральных планов Стерн прибегает к непременной криволинейной трассировке улиц, что позволяет:

-обеспечить разнообразие видовых точек и избежать расположения окно в окно;

-сбить иерархию и уйти от нежелательных сравнений.

Использование классических деталей

Даже при проектировании домов в традиционном американском гонтовом стиле Стерн разбавляет формы классическими деталями. Примером может являться коттедж в пос. Колфакс (Принстон, Нью-Джерси).

Как и многие постройки Стерна, этот дом - двуликий Янус, архитектурные решения его фасадов в достаточной степени отличаются друг от друга.

При проектировании резиденции в Ист-Гемптоне (Нью-Йорк) Стерн поставил перед собой задачу передать "ощущение места".

В здании ярко выражен контраст масс верхнего и нижнего этажей.

Дома Стерна респектабельны и уместны. Возможно, в этом кроется секрет их популярности и коммерческого успеха.

Одной из наиболее привлекательных черт постмодернизма стал отход от образа потребителя как "усреднённого горожанина", который покорно, бессловесно и благодарно принимает научно изготовленную, дозированную и гигиеническую "архитектурную пищу", а его привлечение к заинтересованному вниманию, а иногда и к сотворчеству.

В начале 80-х складывалось сосуществование различных концепций, связанных на уровне скрытых культурных значений, но воплощавшихся в несхожие визуальные модели. Это и постмодернизм, и хай- тек, и деконструктивизм.

Европейский потмодернизм

Европейский постмодернизм - существенно более строг, нежели американский. И это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных форм при "декорировании сараев".

В то же время европейский постмодернизм сохраняет теплоту и человечность стиля. Наиболее яркими примерами европейского постмодернизма могут служить работы по расширению главных художественных музеев Лондона, осуществлённые в последнее десятилетие. К расширению Национальной галереи был привлечён один из отцов постмодернизма- Р. Вентури. По проекту Р. Вентури и Д. Рауха в 1983 г. пристроено левое крыло к зданию Национальной галереи. Расположение галереи на главной площади города - Трафальгар-сквер - предъявляло к авторам очень жёсткие требования "совместимости" с исторической средой, и они с ними справились. Пристройка увязана с основным викторианским объёмом музея габаритами и высотой, решена почти глухой, а её членения даны в схематизированных классических пропорциях. Интерьеры аскетичны и полностью подчинены экспозиционным целям. Любовь постмодернистов к "знакам и письменам" получила воплощение лишь в новой лестничной клетке, на стенах которой великолепным латинским шрифтом высечены имена мастеров ренессанса.

Второй крупнейший художественный музей Лондона - Тейт-галерея. Он назван именем первого собирателя английской живописи - Р. Тейта, подарившего своё собрание государству (" английский П. Третьяков"). Музей был построен в 1890 г. в стиле неоклассицизма арх. С. Смитом на северном берегу Темзы. Колоссальный рост коллекции галереи привёл в течении столетия к многочисленным пристройкам, самой радикальной стала открытая в 1989 г. пристройка правого крыла, содержащая огромное собрание работ художника Тёрнера. Крыло Тёрнера построено по проекту английских зодчих - Дж. Стерлинга и М. Уилфреда. Дж. Стерлинг внёс в проектирование свой богатый опыт проектирования музея в Дюссельдорфе и картинной галереи в Штутгарте и всё современное музейное технологическое новаторство. Архитектура крыла Тёрнера самобытна и современна: она полихромна, как многие произведения постмодернизма, и свободна от ортогонального геометризма модернизма - авторы оперируют криволинейными, треугольными, трапециевидными формами, но полностью свободны от каких-либо историко-архитектурных цитат. Уважение к историческому контексту здесь сказалось в нарочитом смещении "крыла Тёрнера" из плоскости главного викторианского фасада в глубь примыкающего к галерее сквера.

Работая в Европе, американские мастера постмодернизма проявляют сдержанность. Особенно ярко это видно на работах берлинской мастерской Ч. Мура на примере Площади Италии в Новом Орлеане. В 1987-1988г. он построил крупные объекты в районе гавани Гегель в Берлине: многоэтажный дом на набережной и Гумбольтовскую библиотеку на острове. Библиотека представляет собой вытянутый двухэтажный объём с перекрытием читального зала цилиндрическим сводом. По мнению автора проекта, библиотека стала примером "индустриального барокко": в интерьере, выполненном из бетона, стали и анодированного алюминия сформирована нарядная и дружелюбная среда.

Последней крупной берлинской работой мастерской Ч. Мура, стало создание нового жилого района Каров- Норд на северо-восточной окраине города.

По целям создание района отвечает установкам модернистов 20-х гг. - создание человечной и достойной среды, но принципиально отлично по композиционным приёмам. 3-4 этажная застройка района решена не свободной, а регулярной. Своеобразие застройке придаёт сочетание ортогональной уличной сети с диагональными лучами. Благодаря этому в застройке мало домов элементарной прямоугольной формы: большинство домов имеет угловую, П- образную или криволинейную форму. Сочетание ортогональных и диагональных улиц создаёт интересные глубинные перспективы, а сложная конфигурация домов в плане создаёт уютные полузамкнутые дворовые пространства, со масштабные человеку. Архитектурная выразительность домов обеспечена их нетривиальной объёмной формой, введением угловых акцентов в домах, расположенных на пересечениях улиц, комбинациями различных по форме и размерам проёмов и летних помещений. В отличие от "белой архитектуры" 20-х гг. застройка Каров- Норд полихромна. Авторы отказались от плоских крыш, и крутые яркие черепичные крыши - двух- и четырёхскатные, с мансардами и без них - вносят яркий по цвету и силуэту элемент в композицию застройки.