ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
реферат
студентки 1 курса ОЗО группы 1Г
Артюшиной Л. В.
2008
Содержание
I. Введение: от модерна к постмодерну. 3
конца XX – начала XXI вв. 5
III. Заключение 17
IV. Список литературы 20
I. Введение
От модерна к постмодерну
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и самому себе. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда многообразие культур и форм культурного развития. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах.
Слово «модерн» (фр. modern – современный) впервые было употреблено в V в. для разграничения обретшего официальный статус христианского настоящего и языческого римского прошлого. С тех пор «модерностъ» (принадлежность к современности) всегда предполагала необходимость сознания эпохи соотносить себя с античностью в ходе осмысления себя самой. В любой эпохе были периоды перехода от старого к новому, поэтому «новыми», современными считали себя со времен Карда Великого и эпохи Просвещения. Культура модерна любой эпохи всегда оглядывалась на античность, но, критикуя ее, все же никогда полностью от нее не отказывалась.
Модернизм употребляется в значении современное искусство. Его отличает особый интерес к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Новое жизнепонимание требовало новую идейную платформу, которая была сформулирована на базе интуитивизма, ницшеанства, феноменологии, психоанализа, экзистенциализма.
Модернистские течения в разных видах искусств развивались не изолированно друг от друга. В середине ХХ в. модерн стал приобретать устойчивую тенденцию противопоставлять себя истории и традиции вообще, рвать исторические связи. Модерным начинает считаться только то, что выражает просто новое. Начинается погоня за большей новиной как таковой.
Происходит попытка синтезировать в процессе творчества разные начала, создавая новый взгляд на предмет – объемный, полный, эмоционально насыщенный. Исследуется соотношение цвета с музыкальным звуком, танцевальной пластикой, с различными запахами.
Художнику предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при этом на какие бы то ни было указания. Он не знал никаких правил поведения в этом открытом ему будущем, над ним не тяготели нормы и образцы; он просто рвался к новому, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.
В результате чего в середине XX века в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом».
II. Основная часть
Слово «постмодерн» появилось на американском континенте из-под пера социологов и критиков. Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Среди литераторов его впервые применил американский исследователь Ихаб Хасан в 1971 году. Он же и придал ему современный смысл. «Постмодернизм» довольно быстро стал одним из наиболее часто употребляемых терминов в периодике гуманитарного направления. Если попробовать определить его общее содержание, то можно говорить о трех основных смыслах:
1. Термин «постмодернизм» отражает состояние духовности европейского типа в наши дни, связанное ощущением изжитости какого-то важного этапа в развитии цивилизации, изжитости «современности».
2. «Постмодернизм» - это комплекс философских учений, провозглашающих конец Истории, когда структурированность и упорядоченность человеческого мира будут разрушены, и исчезнет само разделение на «мое» и «иное».
3. «Постмодернизм» - это характеристика современной художественной практики, основанном на особом типе письма, связанном с энтропией смысла, деканонизацией материала.
То есть «постмодернизм» обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в XX веке. Термин «постмодернизм» не может быть понят, как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере намеренно бредового коллажа. По мнению И. Хасана, модернизм остается детищем эпохи Гуманизма и Просвещения, постмодернизм же построен на развалах утраченных идеалов, и потому он – антиинтеллектуален по сути. Ж.-Ф. Лиотар считает, что постмодернизм «вспоминает» свой культурный анамнез подобно пациенту во время психоаналитического сеанса. Постмодернизм не занимается ретроспекциями, но извлекает из культурной памяти обрывки сновидений, какими для него и являются былые стили и направления, и строит на их основе разнородные эклектические образования.
В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат (ортодоксальное христианство, эстетизм, мощные государственные оболочки и проч.). И, как следствие этого, культура «убегает» от диалога в сторону передразнивания. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.
Передразнивание не лишает современный художественный процесс диалогичности, но показывает «диалог» в перевернутой форме. Такая смещенность особенно важна, когда она связана с изменением ценностных ориентаций общества. В данном случае – с отказом от гуманистических принципов и замещением их игровыми. Артистизм в контексте современности может означать разрыв с традицией, прекращение содержательного диалога культурных эпох. Он может стать символом внешней виртуозности или умелой имитацией.
Постмодернизм, родившись вначале как феномен искусства и осознав себя сперва как литературное течение, затем был отождествлен с одним из стилистических направлений архитектуры, и уже к 80-м годам стал восприниматься как наиболее адекватное духу времени выражение интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи. Возникнув как рефлексия на новые явления в сфере искусства, постмодернизм постепенно превратился в специфическую философию культурного сознания современности и, в поисках теоретической основы, обратился к концепциям постструктурализма в лице таких представителей, как Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар. Необходимо различать постмодернизм как художественное течение в искусстве и постмодернизм как теоретическую школу, то есть как специфическую искусствоведческую методологию, позволяющую говорить о существовании особого направления, отождествляемого с постструктурализмом.
Рассмотрим проявление постмодернизма в различных сферах в хронологическом порядке его развития.
Постмодернизм как литературное течение с самого начала был тесно связан с массовым искусством и массовой, тривиальной литературой. Его эстетическая специфика определяется как органическое сосуществование различных художественных методов. Основным методом является «иллюзионизм», то есть создание примитизированной одномерной картины действительности, соответствующей представлению обывателя. Тривиальная литература плетется в хвосте стереотипов восприятия, она не расширяет познавательный горизонт, а закрепляет в сознании принятые взгляды, доводя их до уровня предрассудков. Вся структура постмодернистского романа предстает как отрицание причинно-следственных связей, линейности повествования, психологической детерминированности поведения персонажа. Общеизвестен прием, с помощью которого литераторы создают целостный образ героя – это обращение к его воспоминаниям. Писатели модерна опирались на предположение, что можно выстроить прошлое достаточно полно из материала воспоминаний. Постмодерн называл подлогом процедуру выстраивания на материале воспоминаний целостной оформленной картины. Такой подлог, считают представители постмодерна, есть следствие господства законодательного разума, который в своем стремлении к законченной целостности предмета, к воссозданию его структурной и смысловой определенности прибегает к домысливаниям и достраиваниям пробелов памяти. Получаемые картины прошлого не идентичны самому прошлому. Интерпретативный разум отказывается от претензий адекватно восстановить содержание утраченного времени. Описывал воспоминания, следует удерживать себя и своих героев от желания логически реконструировать его содержание, следует просто отдаться потоку памяти и попытаться овеществить его в слове или образе, - такова установка художников постмодерна. Пространство воспоминаний разрастается безо всякой упорядоченности: нет ни сюжета, ни завязки, ни развязки, есть только поток воспоминаний. В произведениях постмодернистов бросается в глаза существенная переориентация эстетических установок, явное стремление стереть грань между высокой и низкой литературой. Своеобразно проявилась в искусстве переориентация постмодернистского дискурса с сущности на резому. Отказ от сущности сопровождается, например, в поэзии потерей смысла и сюжетности. Поэтическое творчество постепенно становилось процессом творчества формы, которая создается магическим сцеплением звуков и слов, бессмысленным в своей основе.
Долгие годы подготавливаемая развитием искусства модернизма и постмодернизма переориентация эстетических вкусов, переоценка эстетических ценностей привели к изменению общего представления о культуре, ее составляющих, ее роли и функции. Культура перестала быть сферой должного и идеального, областью незыблемого господства нетленных канонов красоты, изящества и совершенства. Такой путь художественного развития ставит зрителя на одну грань с художником, а это грань варварства, точка отсчета. Основные смысловые понятия получают смещение. И всякий раз приходится разрешать личностно культурные дихотомии: хаос или космос, культура или антикультура, ответственность за свое начало или свобода произвола.