Смекни!
smekni.com

Постройки петровского времени в Петербурге (стр. 5 из 5)

В Петербурге наряду с русскими архитекторами работали приглашенные из разных стран - Голландии, Германии, Италии, Швейцарии, Франции. Различные направления зодчества Западной Европы переплелись и слились здесь воедино, приобретя новое качество. Главное же, что определило облик Петербурга,- местные духовные и материальные условия, требования заказчиков и особенности культуры страны. Архитектура официальных зданий Петербурга, выражающая идеологию самодержавно-помещичьей империи, была создана талантливыми зодчими, впитав в себя художественные тенденции культуры своего времени. Петербург начала XIX в. наряду с Римом и Парижем стал одним из самых красивых городов мира. Классицизм был яркой страницей в истории русской и западноевропейской архитектуры. Сооружения и ансамбли этого стиля, как и все великие произведения архитектуры прошедших веков, положительно воспринимаются нашим эстетическим чувством. Но мы испытываем двойственное ощущение. Наше общественное сознание, воспитанное на демократических убеждениях, протестует против идейного содержания, выраженного в архитектурных образах классицизма, и в то же время мы ценим величие, благородство и гармонию форм, созданных гением выдающихся зодчих.

Петербургские постройки того времени - жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения - были вначале деревянными. Чтобы быстро растущий город не слишком напоминал Москву, был более "европейского" образца, деревянные здания попросту расписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями. Наивное расписывание дерева под камень как бы предуказывало дальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая затем всецело была направлена на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских построек.

Петербурга в петровское время отличалась своим скромным, деловым и вместе с тем выразительным обликом, логичностью композиции, простотой и сдержанностью в применении декоративных элементов.


4.Заключение

В предлагаемой работе рассмотрены основные особенности архитектуры

Петербурга ХVIII века. Этот период является начальным в истории развития города, ведь именно в восемнадцатом веке город появился на карте и начал свое блистательную жизнь. В то время Россия стремилась встать "твердой ногой" у Балтики. Победа в Северной войне позволила Петру I обрести твердую гавань для торговли и культурных связей с европейскими государствами.

Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где был воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы не позволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землю вследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построить крупный порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушению болот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало в осуществлении задачи. И по сей день экскурсоводы, начиная экскурсию, говорят о том, что Питер стоит на костях людей.

Об этической стороне этого вопроса рассуждают многие ученые и искусствоведы. Тем не менее, необходимо отметить, что на протяжении всего процесса исторического развития человечества на жертвенный алтарь прогресса было положено немало человеческих жизней. С точки зрения этики крайне негуманно оправдывать Петра I в этом вопросе. Однако надо признать, что он был выдающимся историческим деятелем, целеустремленным человеком и стремился к достижению поставленных целей. Здесь мы сталкиваемся с утверждением "Цель оправдывает средства". Возможно, это изречение неверно, однако весь накопленный человеком исторический опыт подсказывает, что только путем жертв и лишений совершались наиболее значимые "прорывы" в истории. И именно к таким "прорывам" относится и северная столица – настоящий русский порт на Балтике и колыбель русского флота.


Список терминов

Аллегорический – заключающий в себе аллегорию (иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе).

Ансамбли - согласованность, стройность частей единого целого, а также само такое целое.

Анфилада – длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях, дворцах, больших домах.

Апофеоз – прославление, возвеличение.

Аркада – ряд арок, составляющих архитектурное целое.

Барельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Барокко – вычурный и пышный стиль искусстве 17-18 вв.

Вычурный – излишне затейливый, нарочито усложненный, замысловатый.

Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

Денщик – до революции: солдат, состоящий при офицере для личных услуг.

Капитель – венчающая часть колонны, столба или пилястры.

Классицизм – направление в искусстве 17 начала 19 в., основанное на подражании античным образцам.

Культ – служение божеству, обряды.

Обрамление – рамка, окружение.

Парапет – невысокая заграждающая стенка, перила.

Патетический – страстный, взволнованный, исполненный пафоса.

Пилястра – прямоугольный выступ стены в виде вделанной в неё колонны.

Практицизм – деловитость, практическое отношение к чему-нибудь.

Ренессанс – появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения.

Рококо – стиль в искусстве в 18в., отличающийся изысканной сложностью форм и причудливыми орнаментами.

Сановник – крупный чиновник, занимающий высокое положение.

Скипетр – украшенный жезл – эмблема власти, одна из регалий монарха.

Филёнка – узкая цветная полоска, разделяющая по-разному окрашенные участки.

Фронтон – треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

Шпиль – остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается верхушка здания.


Библиографический список

1. Канн П. Я., Петропавловская крепость, М – П., 2 изд., Л., 1960.

2. Пилявский В. И., Зимний дворец, Л., 1960.

3. Виппер Б. Р., Архитектура русского барокко, М., 1978.

4. Кузнецова О. Н.. Борзин Б. Ф., Летний сад и Летний дворец Петра I, Л., 1988.

5. Липман а., Петровская Кунсткамера, М. –Л., 1945.

6. Санкт – Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. Коолегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дейярев А. Я. и др. – М.: