Смекни!
smekni.com

Православие и культура (стр. 18 из 21)

[43]Льюис К. С. Христианство и культура. // Пока мы лиц не обрели. Статьи, выступле­ния, интервью. Собр. соч. в 8 томах, М., 1998 г. Т. 2. С. 255.

[44] Хотя христианами совершались действия, которые на языке нынешней судебной практики можно было бы квалифицировать как “акты вандализма”. Так, например, святой Григорий Победоносец, приведенный в языческий храм своими мучителями, “подошел к идолу Апполона и, сотворив крестное знамение, спросил живших в идоле бесов: “Как вы смеете находиться в храме, когда сюда пришел я, служитель истинного Бога?” При сих словах святого поднялся шум и плач, исходивший от идола. Затем он пал на землю и разбился”. Цит. по: Дмитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Книга 8-я. М., 1905 г. (репринт). С. 373.

[45]Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. Научно-издательский центр “Ладомир”, М., 1995 г. С. 64

[46]Цит. по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.Пб., 1995 г. С. 88.

[47]Цит. по: то же. С. 90.

[48]Цит. по: то же. С. 90.

[49]Цит. по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.Пб., 1995 г. С. 93.

[50]Цит. по: Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 82-83.

[51]Цит. по: Льюис К. С. Христианство и культура. // Пока мы лиц не обрели. Статьи, выступле­ния, интервью. Собр. соч. в 8 томах, М., 1998 г. Т. 2. С. 252.

[52]Цит. по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.Пб., 1995 г. С. 95-96.

[53]Цит. по: Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 117. Именно такое понимание Бога и его культа и определило раннехристианское “иконоборчество”, отрицание культовых, особенно антропоморфных изображений.

[54]Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 63.

[55]Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 63.

[56] То же. С. 64.

[57]Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.Пб., 1995 г. С. 89.

[58]То же. С. 97.

[59] Иоанн Златоуст, святитель. Три беседы о Давиде и Сауле. // Творения. М., 1993 г. Т. 2. С. 845. Святитель Иоанн Златоуст (IV век) предлагал покинуть храм тем христианам, которые посещали языческие зрелища: “Я хотел бы видеть их своими глазами, чтобы изгнать из священного притвора. Грех этот не маловажен. Увещеваю и прошу ихнаперед очиститься исповедью и покаянием, и тогда уже слушать божественные слова”. Цит. по: Иоанн Златоуст, святитель. Три беседы о Давиде и Сауле. // Творения. М., 1993 г. Т. 2. С. 854-856.

[60]Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 64.

[61]Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.Пб., 1995 г. С. 98.

[62]Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 83.

[63]Цит. по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.Пб., 1995 г. С. 98-99.

[64]Цит. по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.Пб., 1995 г. С. 99.

[65]Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 83-84.

[66]Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве. // Собр. соч. в 10 томах. М., 1996 г. Т. 6, Книга 1. С. 307.

[67]То же. С. 308.

[68]Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве. // Собр. соч. в 10 томах. М., 1996 г. Т. 6, Книга 1. С. 308.

[69]То же. С. 312.

[70]Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве. // Собр. соч. в 10 томах. М., 1996 г. Т. 6, Книга 1. С. 313.

[71] То же, та же.

[72]То же. С. 314.

[73] Полностью этот вопрос был разрешен в VIII веке победой над иконоборческой ересью и закреплением догмата об иконопочитании.

[74]Цит. по: Ãîëóáöîâ À. Ï. Èç ÷òåíèé ïî öåðêîâíîé àðõåîëîãèè è ëèòóðãèêå. Ñ.Ïá., 1995 ã. Ñ. 118.

[75]Цит. по: то же. Ñ. 119.

[76]Цит. по: то же. Ñ. 121.

[77]Цит. по: Ãîëóáöîâ À. Ï. Èç ÷òåíèé ïî öåðêîâíîé àðõåîëîãèè è ëèòóðãèêå. Ñ.Ïá., 1995 ã. Ñ. 119-120.

[78]Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С.Пб., 1995 г. С. 97.

[79]То же. С. 129-130.

[80]Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 187.

[81] Псевдо-Киприан // Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 197-198.

[82]Цит. по: Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 110.

[83]Бычков В. В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995 г. С. 110.

[84]Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999 г. С. 233.

[85] Флоренский П., священник. Иконостас. // Сочинения в 4 томах. М., 1996 г. Т. 2. С. 455.

[86] Зеньковский В. В., профессор. Наша эпоха. // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993 г. С. 205.

[87]Ильин И. А. Основы христианской культуры. // Собр. соч. в 10 томах. М., 1996 г. Т. 1. С. 305.

[88] Флоренский П., священник. Моленные иконы преподобного Сергия. // Сочинения в 4 томах. М., 1996 г. Т. 2. С. 383-384.

[89]Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999 г. С. 235.

[90]То же. С. 233-234.

[91]Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999 г. С. 235.

[92]Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999 г. С. 234.

[93]Ильин И. А. Основы художества. О совершенном в искусстве. // Собр. соч. в 10 томах. М., 1996 г. Т. 6, Книга 1. С. 79.

[94] Зеньковский В. В., профессор. Наша эпоха. // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993 г. С. 210-211.

[95]То же. С. 211.

[96] “Уверение себя, что свобода есть из­начальная, чисто человеческая основа бытия — просто стремление обмануть са­мого себя, закрыться от Бога. Весь смысл пафоса свободы, которым ныне живет человечество, в действи­тельности связан с тайной жаждой укрыться от Бога — то есть уйти от Него (без видимого бунта). Ничто не вскрывает с такой яс­ностью всю внутреннюю ложь нашей дехристианизированной культуры, как эта философия свободы, которая создает миф о независимости человека от Бога, об его собственной самобытности, — в то время как свобода есть путь к Богу (если она хочет быть творческой, а не разрушительной свобо­дой). Поэтому и слова Господа об “истинной свободе” и связы­вают ее с Богом: “если Сын вас освободит, истинно свободны будете” (Ин. 8:36).

Благовестиесвободы стучится в сердца людей и зовет их быть свободными в Боге, — освобож­дая их от внешнего закона. Но свобода от внешнего закона, вскрывая последнюю глубину в личности, являя в нас дар сво­боды, свидетельствует о том, что если мы не под благодатью, не “новая тварь” (2 Кор. 5:17) и не под законом (ибо живем уже благовестием Христовым о свободе), то мы пребываем в некоей пустоте. Это и означает, что в нашем сознании царит мифологический туман, который нам для того и нужен, чтобы не ви­деть правды о самих себе”. Цит. по: Зеньковский В. В., профессор. Наша эпоха. // Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993 г. С. 218.

[97]То же. С. 213.