Смекни!
smekni.com

Предмет культурологии (стр. 6 из 7)

    Культура эпохи Возрождения: литература, архитектура, искусство.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) стала переходной эпохой между средними веками и новым временем. Хронологические рамки 14-17 вв., место зарождения – Италия (Флоренция). Термин Возрождение был впервые применен итальянским художником и архитектором Джорджио Возали. Это период великих географических открытий. Идеалом эпохи Возрождения была античность. Искусство Возрождения делится на 4 этапа: Предвозрождение, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Хронологические границы в разных странах не совпадают в силу исторических обстоятельств. Так эпоха Возрождения в Северных странах Европы запаздывает по сравнению с Италией. Основные черты Возрождения:

  1. В центре внимания культуры была человеческая личность.
  2. Секуляризация (светский)
  3. Происходит возрождение античной культуры
  4. Гуманизм
    Художественная культура итальянского Возрождения.

Предвозрождение:

Джотто (1266-1337) – основоположник флорентийской школы живописи. Основным жанром были фресковые росписи. Центр внимания его живописи – образ Христа. «Поцелуй Иуды», «Христос и иуда», «Бегство в Египет». В литературе Данте Аливьери (1265-1321). Самая известная комедия – «Божественная комедия», три части: ад, чистилище, рай. Франческо Петрарка (1304-1374), известен своим сочинением – «Книга Тесеи».

Раннее Возрождение:

Живопись: Мазаччо – продолжатель Джотто (1401-1428), фрески «Грехопадение», «Изгнание из рая», «Троица». Сандро Батичеслли (1445-1510) – «Рождение Венеры».

Высокое Возрождение:

Художники: Леонардо да Винчи (1452-1519) – левша, он был: ученым, летописцем, скульптором, архитектором, математиком, изобразителем, астрологом, философом. Его картины: «Тайная Вечерия», «Джоконда». Рафаэль Санти (1473-1570) «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буаноротти (1475-1564), он был архитектором и скульптором, его картина «Страшный суд» - изображенная на Алторской стене Сикстинской капеллы в Ватикане, он архитектор собора Святого Петра в Риме.

    Художественная культура Северного Возрождения.

До конца 15 в. Ренессанс был явлением только итальянской культур, на рубеже 15 в. Возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и распространилась в других странах Западной Европы.

  1. Немецкое Возрождение: Мартин Лютер – инициатор реформации, он первый перевел Библию на немецкий. Альбред Дюрер – художник.
  2. Нидерланды: Питер Паул Рубенс, Рембрандт «Донная», «Ночной Дозор».
  3. Франция: Франсуа Рабье – «Пантагрюэль».
  4. Англия: Шекспир (1564-1616) – поэт, драматург, написал 37 пьес: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Много шума из ничего».
  5. Испания: Мигель де Сервантес (1547-1616): «Дон Кихот». Лабе де Вега – драматург: «Собака на сене». Диего Вилаские (1599-1660) –портретист. Эль Греко – художник.
    Европейская культура XVII-XVIII вв.

В 18 веке в Европе формируются почти одновременно два направления: барокко и классицизм. Барокко переводится как диковинный. В архитектуре: В интерьере широко применяется скульптурная лепка, зеркала, росписи. Характерно стремление к необычности. В стиле барокко: «Площадь Святого Петра», «Собор Святого Петра», «Зимний дворец». В живописи представлял Рубенс. Классицизм (с латинского – образец). Этот стиль ориентировался на античную культуру, возник во Франции. Типично для архитектуры: четкость, геометричность, правильные планировки. Представители: «Дворец Людовика IV» (Версаль), «Дом Пашкова», «Здание Сената», МГУ, «Голицынская больница». Живопись: Рембрандт «Донная», «Возвращение блудного сына». Литература: Мольер «Мещанин во дворянстве», «Дон Жуан». Музыка: Глинка «Жизнь за царя», «Русла и Людмила», «Иван Сусанин». Драгомышский А. С. Оперы – «Эсмеральда», «Русалка». В начале 18 века во Франции возникает стиль Рококо («ракушка»), который особенно ярко проявился в интерьере. Некоторые исследователи рассматривают его как выродившееся барокко. Культура рококо сложилась под влиянием аристократических вкусов. Эстетика стиля рококо определяется стремлением уйти от возвышенного и героического в мир интимных чувств и переживаний. Основой рококо стали прихотливость, гедонизм, уход от жизни в мир фантазий. Этот стиль достиг совершенства в прикладном искусстве, изящной мебели, декоративных росписях. Для рококо характерно использование зеркал. В интерьере преобладают неяркие светлые пастельные тона. Используют амуры, раковины, хрустальные люстры, инкрустированную мебель, стены украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой. Антуан Ватто - представитель французского рококо (1684-1721), написал 300 картин, Франсуа Були (1703-1770). Стиль рококо не просуществовал и двух десятилетий. Просвещение началось в Англии, оно боролось с недостатками общества, боролось против религиозной догматики. В литературе сформировался художественный метод – «Просветительский реализм», в соответствие с которым все явления общественной жизни и поступки отдельных людей оценивались как разумные или неразумные. Писатели: Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера». Театр: Бомарше «Женитьба Фигаро». Драматург показал никчемность аристократии. «Севильский цирюльник». Карло Гольдони создал 267 пьес «Трактирщица», «Хитрая вдова», «Кьоджинские перепалки». Музыка Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен.

    Художественная культура романтизма XIX.

Романтизм – идейное художественное направление Европейской и Американской духовной культуры конца 18 первой половины 19 века, Для романтизма характерен разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализация прошлого, иррациональность. Эмоции рассматривались как основа творчества и средства познания действительности. Ярче всего романтизм проявлялся в литературе и живописи. В Германии – Братья Гримм, Генрих Гейне, Гофман. В Англии – Д. Байрон. Во Франции – В. Гюго, Джордж Санд (женщина – Аврора) «Консуэлла». Музыка: Шуберт, Вагнер, Шумен, Россини, Паганини, Шопен. Живопись Франсиско Гойя. В России – Карл Брюллов.

    Художественная культура реализма XIX.

Художники отказались от идеализации действительности и стремились к объективному отображению всех сторон жизни. Литература: во Франции: Стендаль «Красное и черное», Онере де Бальзак «Шагреневая кожа», Гюстав Флобер, Эмиль Золя, Ромен Ролан, Анатоль Франс. В Англии: Чарльз Диккенс «Оливер Твист», Вальтер Скотт, Бернард Шоу, Герберт Уэльс. В России: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский. Критический реализм: Достоевский, Толстой, Чехов, Бунин, Горький, Куприн. В ИЗО: Федотов, Иванов, Куинджи, Шишкин, Левитан, Репин, Суриков, Серов. Музыка: Кучини, Безе, Штраус, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов.

    Особенности искусства импрессионизма и постимпрессионизма (конец XIX – начало XX века)

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века. История импрессионизма охватывает всего 12 лет. Импрессионизм переводится как впечатления. Название возникло в Париже, где экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее Солнце». Темой и сюжетом картин импрессионистов стало непосредственно впечатление от увиденного. В импрессионизме раскрылась способность человека видеть мир интуитивно. Представители: Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега – изображает в своих картинах парижскую толпу, прачек, танцовщиц. Постимпрессионизм возник во Франции как реакция на импрессионизм (постоянство и устойчивость) – Пользезанн (преобладают зеленый, голубой и желтый) «Пьеро и арлекино», Ван – Гог, голландец, нарисовал 800 картин и 700 рисунков, непризнанный гений, Есть версия, что он употреблял абсент, покончил жизнь самоубийством в 37 лет. Поль Гоген, Огюст Роде – скульпторы «Мыслитель».

    Модернистские течения в художественной культуре: кубизм, сюрреализм.

Кубизм (Cubism), модернистское течение в живописи (и в меньшей степени в скульптуре) 1-й четверти 20 века. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака, в частности с картиной Пикассо "Авиньонские девицы", на которой изображены деформированные, огрубленные фигуры, а перспектива и светотень отсутствуют. Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо и Брака - конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам, что особенно характерно для раннего периода Кубизма, так называемого "сезанновского" (1907-1909 гг.), сложившегося под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. Мощные объёмы как бы укладываются на холст, цвет усиливает объём (Пикассо "Три женщины", 1909 г.). Следующий период (1910-1912 гг.) называют "аналитическим": предмет дробится на мелкие грани, которые чётко отделяются друг от друга, предметная форма как бы расплывается на холсте, цвета как такового практически нет (Брак "В честь И.С. Баха", 1912 г.). В последнем, известном как "синтетический" Кубизм, картины превращаются в красочные, плоскостные панно (Пикассо "Харчевня", 1913-1914 гг.), формы становятся более декоративными, в рисунок вводятся буквенные трафареты и различные наклейки, образующие коллажи. В этой манере вместе с Браком и Пикассо пишет Хуан Грис. 1-я мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо, однако их творчество оказало большое влияние на другие течения, в том числе на футуризм, орфизм, пуризм и вортицизм. Художники кубизма: Пикассо, Брак, Хуан Грис.Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. и оказавшее большое влияние на западную культуру. Для Сюрреализма характерно пристрастие ко всему причудливому, иррациональному, не соответствующему общепринятым стандартам. Само движение было разнородным, но ставило своей основной целью раскрепощение творческих сил подсознания и их главенство над разумом. В определённый мере предшественниками сюрреалистов были дадаисты (дадаизм). Теоретик и основоположник С. Андре Бретон утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. Несмотря на все попытки Бретона сплотить сюрреалистов, им недоставало единодушия: они постоянно спорили, выступали с взаимными обвинениями и исключали из своих рядов несогласных. В основе Сюрреализма лежат теория Фрейда о подсознании и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в подсознание. Однако формы выражения этих идей были у сюрреалистов весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В период между двумя мировыми войнами Сюрреализм стал самым распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и художниками эмигрировали в военную пору. Отличаясь широтой подхода и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира. Художники Сюрреализма: Жан Миро, Сальвадор Дали.