Смекни!
smekni.com

Предметы традиционной одежды и народных промыслов народов Британских островов и их современное применение (стр. 3 из 5)

2.5 Как надевать большой килт

Сегодня килт - это, как правило, отрез ткани, длиной около четырех или пяти ярдов (3657-4572 мм) и шириной 56-60 дюймов (142-151 см).

Вам нужно найти достаточно места, чтобы разложить ткань перед собой. Не старайтесь разложить килт на полную длину, но постарайтесь полностью разложить ткань в ширину, чтобы иметь возможность сложить складки.

Руками определите расстояние от кости бедра до кости бедра и перенесите это расстояние на ткань. Это будет один из двух кусков, которые не гофрируются.

Начиная с конца этого куска (фартука) подтягивайте материал к себе в центре, формируя и выравнивая каждую складку.

Ширина складок зависит только от вас. Чем шире складка, тем меньше вам работы на этом этапе.

Продолжайте, пока не сформируете все складки. Оставьте достаточно материала свободным, чтобы сделать второй фартук.

Теперь ваша задача - разместить пояс под тканью так, чтобы, когда вы ляжете на нее, он оказался в правильном положении на уровне талии.

Для этого руками измерьте расстояние от пола до пояса и перенесите его на ткань. Поместите пояс в точку, которую вы определили. Пряжка при этом должна находиться справа. Согните фартуки и опустите их вдоль вашего килта так, чтобы ваши колени были на одной линии с кромкой ткани.

Оберните фартуки вокруг ваших бедер - сначала правый, затем левый.

Шотландка выше пояса должна свободно свисать с талии и возможно даже до щиколоток, в зависимости от вашего роста и ширины ткани.

Теперь вы можете закрепить пояс и подумать о том, что делать с оставшимися кусками ткани.

Теперь у вас есть два варианта: Вы можете носить килт, обернув концы вокруг шеи (если у вас есть достаточно материала над головой) или отрегулировать его так, чтобы конец свисал по спине через плечо.(15)

2.6 Килт сегодня

В начале XIX века мода открыла шотландской клетке зеленую улицу. Ее носили и в Англии, и на континенте, правда, в основном в одежде для отдыха. Клетка стала излюбленным узором и в детской одежде. В конце XIX – начале ХХ века популярность клетки пошла на убыль, но в 70-е годы ХХ века начала возрождаться мода на шотландские мужские юбки. Национальный шотландский костюм все больше очаровывает современных англичан, особенно молодежь. Английские газеты иногда сообщают, что молодожены на свадьбах бывают одеты в килты.

Английские дома моделей, увидев поворот мужчин к юбкам, поспешили предложить им свои варианты. Например, шотландский Дом мод «Райд энд Тэйлор» еще в 1973 году предложил мужчинам удобные шотландские юбки из шерстяного материала темного цвета, а для дневного ношения – разноцветные юбочки.

А вот шотландский модельер Эдвард Дункан пошел еще дальше. Он начал борьбу за то, чтобы мужчины во всем мире носили шотландские юбочки. «Оставим брюки женщинам, – заявляет Дункан. – Юбку придумали мужчины, и юбка в любом отношении лучше».

Килт послужил образцом для различных вариантов женских юбок, заложенных в складку. Обычно они также шьются из клетчатой ткани (шотландки), сзади и по бокам укладываются складки, спереди — запах, край полотна нередко кончается бахромой. Запах закрепляется большой декоративной булавкой или ремешками с пряжками.(1)


3. АРАНСКОЕ ВЯЗАНИЕ

Аранское вязание (ирландское вязание, кельтское вязание) ... Многие слышали о нем и видели исключительно красивые вещи, выполненные в этой технике. Аранское вязание уже стало классикой моды. Интерес к этническим направлениям в моде и народному костюму постоянно возрастает, и все ведущие модельеры так или иначе обращались в своих коллекциях к аранскому вязанию.

3.1 История аранского вязания

Легендарный фильм американского режиссера Роберта Флаерти «Человек с Арана» , который был снят в 1934 году, трогательно показывает уникальный образ жизни населения аранских островов, омываемых водами залива Голуэй недалеко от западного побережья Ирландии.

Три острова - Инишмор, Инишман и Инишир, представляют собой длинные и низкие полоски "лунного ландшафта" с суровыми, но редкими по красоте пейзажами. Здесь селились первые христиане Ирландии, а до них здесь жили совершенно неведомые племена. Островитяне были рыбаками и фермерами, жизнь которых была тесно связана с Океаном. Жизнь на этих островах всегда была сурова. На скалистой местности верхний слой почвы практически отсутствует. Чтобы все-таки заниматься земледелием, женщины и мужчины собирали водоросли и песок с берега и на созданных таким образом участках возделывали таким образом пшеницу и картофель. Это позволяло им не так зависеть от моря, что было очень важно, ведь бывали дни, когда лодки приходили без улова, либо вообще не возвращались домой.(3)

Для того, чтобы пережить эти дни, а то и недели в открытом море, мужчинам нужна была специальная одежда. Местные жители уже довольно давно распознали особенные качества шерсти. Самой важной для рыбаков была, пожалуй, ее способность впитывать влагу, благодаря которой оставалось сухим тело. Но не только материал защищал рыбаков в море. Женщины ввязывали своим мужьям , отцам и сыновьям в пуловеры все свои пожелания и надежды, которые не покидали всю их тревожную и суровую жизнь.

Ручное вязание было широко распространено во всей Ирландии по крайней мере с 17 столетия. Однако вплоть до начала 20 века нет упоминаний о каких-то особых аранских свитерах. Островитяне вязали простые толстые чулки и носки для рыбаков и "обычные" рыбацкие свитера - точно такие же, какие носили французские, английские и шотландские рыбаки. Причем в самой Ирландии эти свитера были известны как свитера "Гернси" (Гернси - один из Нормандских островов, расположенных между Францией и Англией). (3)

История же собственно аранских свитеров начинается с 20 века, когда правительство страны, чтобы поощрить экономическое развитие западных сельских регионов, финансировало программу обучения населения вязанию. С 1914 г начали работать классы для деревенских вязальщиц, и с середины 1930 -х годов свитера аранского производства начали продаваться в Дублине. В 1920-х годах, когда в деревнях было уже много опытных вязальщиц, распространилась мода вязать красивый свитер с узорами мальчикам для первого Святого причастия. Естественно, каждая семья старалась обеспечить своего ребенка лучшим образцом такого свитера, и довольно быстро было разработано множество узоров. Образцами узоров служили древние кельтские орнаменты, высеченные на памятниках языческой и христианской культур, которых на островах сохранилось множество.(10)

3.2 Значения аранских орнаментов

Многие узоры имеют религиозное происхождение, среди них и кельтские символы. Некоторые из них представляют собой предметы быта: канаты, ульи, зигзагообразные линии, обозначающие витиеватые тропинки вдоль крутых утесов. По одной из легенд, женщина, которая вышла замуж, должна была связать свой первый свитер для сына-первенца с одной узорной полоской посередине. С каждым следующим сыном по бокам от этой полоски добавлялись еще по одной узорной полоске. (13)

Косы - символическое изображение веревок рыбака, и представляют пожелание успешного дня в море, всевозможные сетки изображают маленькие группы островов. Эти сетки иногда заполнены узором ирландского мха или изображением морских водорослей, которые использовалась, чтобы удобрить бесплодные районы и принести хороший урожай. Следовательно, сетки - желание успеха и богатства. Дерево Жизни - один из наиболее распространенных узоров - выражение желания единства клана, с долговечными родителями и сильными детьми." (3)

Возможно, это разнообразие узоров породило легенду об их связи с многовековой историей семей. Миф же о том, что тела погибших рыбаков опознавались по узорам свитеров, скорее всего, восходит к пьесе Джона М. Синга "Скачущие к морю". Дж. М. Синг некоторое время жил на аранских островах, и в основе его пьесы - наблюдения за реальной, наполненной смертельным риском жизнью рыбаков. В пьесе есть эпизод, когда сестра узнает тело погибшего брата по характерному дефекту на его носках - спущенным петлям. Видимо, со временем носки трансформировались в устных преданиях в свитер, а спущенные петли - в "клановые" орнаменты, и легенда приобрела завершенность.(10)

Существует очень много теорий, почему узоры не были записаны. Предполагалось, что отдельные семьи свято хранили тайну собственных узоров, и не выдавали их чужакам. По другой версии, узоры не передавались в письменной форме, поэтому все они были магическими и охраняли от бед и недугов. Таким образом, отображение на бумаге было бы осквернением святыни и повлекло бы за собой необратимые последствия Но на самом деле причина здесь довольно проста: жители острова были просто безграмотны. Но даже не умея читать и писать, будучи, по нашим меркам, совершенно безграмотными, многие аспекты своей жизни жители аранских островов запечатлели в своих узорах: религиозные символы, предметы быта, желания и надежды на лучшую загробную жизнь. И тем самым создали свой особый язык, с помощью которого, используя спицы и пряжу, они донесли до нас и историю своего существования.(3)

3.3 Аранское вязание сегодня

Аранский пуловер приобрел свою мировую известность благодаря историку текстиля Хайнцу Эдгару Киве. Он был первым, кто сфотографировал в тридцатых годах 20-го века типичный пуловер этих островов. Первые схемы узоров были опубликованы в сороковых годах английской фирмой , несколько лет спустя ими заинтересовался и Vogue. В начале 50-х годов в США были экспортированы первые аранские пуловеры. В настоящее время на островах почти не вяжут, подавляющее большинство продукции производится на материке в Ирландии.(9)

Тем не менее, аранские орнаменты присутствуют практически во всех коллекциях мировых модельеров. Ни одна модница не упустит случая заиметь в своем гардеробе вещь, украшенную затейливым орнаментом.