Смекни!
smekni.com

Предметы традиционной одежды и народных промыслов народов Британских островов и их современное применение (стр. 1 из 5)

II школьная научно-практическая конференция

МОУ «Гимназия №38»

ПРЕДМЕТЫ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ НАРОДОВ БРИТАНСКИХ ОСТРОВОВ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

(реферативная работа)

Ермолаева Анастасия ученица 4Б класса

НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ:

Левина Ольга Владимировна

Сорокина Марина Геннадьевна

г. Дзержинск

январь 2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. ТАРТАН

1.1 О тартане

1.2 История клетки

1.3 Как устроен тартан?

2. КИЛТ

2.1 Определение Килта

2.2 История

2.3 Большой килт

2.4 Малый килт

2.5 Как надевать большой килт

2.6 Килт сегодня

3. АРАНСКОЕ ВЯЗАНИЕ

3.1 История аранского вязания

3.2 Значения аранских орнаментов

3.3 Аранское вязание сегодня

4.ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО.

4.1 История

4.2 Ирландское кружево сегодня

5. ШЕТЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО И ШЕТЛАНДСКИЙ ЖАККАРД.

5.1 Шетландское кружево

5.2 Шетландский жаккард

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стерилизующей функции

Наука и техника ХХI века невообразимо раздвинули границы человеческого мира : от макро- до микрокосмоса. Открытия атомной эры, казалось, вот-вот разомкнут кандалы нашей зависимости от природы. В конце второго тысячелетия человечество подошло к созданию искусственных органов и клонированию живых существ, что вызвало шквал протестов и рассуждений о греховности нового изобретения. Между тем Ева, идеально подходящая Адаму жена, была создана из его ребра.

«Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое», но это было уже в веках, бывших прежде нас» – гласит библейская мудрость. Не стоит ее забывать, когда сравниваем век двадцать первый с иными временами. Некоторые считают, что двадцатое столетие и начало двадцать первого, насыщенные социальными и научными переворотами, произвели переворот и в костюме. Так ли это по большому счету?(1)

Конечно, появляются новые технологии в части кроя, скрепления швов, обработки кроя, петель и т.д.. Возникают новые материалы, порой неузнаваемо меняющие вид стародавнего предмета одежды.. Но не его идею.

Век ощутил себя полноправным наследником прошлого и, словно старчески изощренный ребенок, перебирает содержимое дедовских сундуков, приспосабливая для себя прежние идеи, теории и формы.

Целью данной работы является сбор информации о предметах традиционной одежды и народных промыслов народов, проживающих на Британских островах и то, как эти вещи и техники, в которых эти вещи выполнены, находят свое отражение как в нашей повседневной одежде, так и в коллекциях известных дизайнеров одежды. Эта работа о том, как в нашей жизни появилась ткань-шотландка и известная всему миру клетчатая юбка с запахом, откуда пошел обычай вязать теплые свитера с узорами-косами, откуда взялись жаккардовые узоры и прекрасные ажурные палантины и шали.


1. ТАРТАН

1.1 О тартане

В последние несколько лет во всем мире и, в частности, в нашей стране, стала очень популярной клетчатая ткань различной окраски. Большинство наших соотечественников знают ее под названием «Шотландка» (люди, интересующиеся шотландской культурой, знают, что Шотландская клетчатая ткань называется «тартан»).

Шотландку можно увидеть повсюду: скатерти и клеенки, юбки и блузы, наволочки, носовые платки, пледы…

Но всякая ли «шотландка» настоящая? Казалось бы, такой детский вопрос с точки зрения «непосвященного» человека, тем не менее, рано или поздно возникает, когда начинаешь хоть немного интересоваться Шотландией.

Особенно остро этот вопрос стоит перед теми, кто занимается шотландской культурой: исторической реконструкцией, музыкой, танцами, литературой и т.д. Ведь если занимаешься любимым делом, хочется делать все качественно и красиво.

Как известно, тартан - неотъемлемая часть шотландской культуры, один из наиболее ярких и общепринятых символов. Во всем мире цветная клетчатая ткань четко ассоциируется с Шотландией,- едва ли не сильнее, чем, например, чертополох или виски.

Неудивительно, что сами шотландцы уделяют тартанам столько внимания. Опубликовано множество литературы по истории тартана, организовано Scottish Tartan Society, занимающееся вопросами истории тартана, регистрацией и дизайном новых тартанов, периодическими изданиями, посвященными новым тартанам.(16)

Сейчас есть несколько типов тартанов: универсальные(Universal tartans), клановые(Clan/Family tartans)- особый вид тартанов, генеалогическое право на который имеют определенные кланы, территориальные (District tartans), для охоты (Hunting), торговые (Trade), именные (Name), а также дамские (Dress).Многие компании также заказывают свой корпоративный тартан: Danzas(UK), Illinois St Andrews Society(США), Glenbarr(Австралия) и многие другие.

С чего же все начиналось?

1.2 История клетки

Практически невозможно установить, что является первым упоминанием о тартане в литературе: ранние источники содержат достаточно скудные и неопределенные данные на этот счет.

Наверное, самое раннее упоминание о тартане относится к 1471 году в документе, который перечисляет покупки двора короля Джеймса III. (12)

Вряд ли старинные тартаны были такими же яркими как современные. Ткацкое мастерство все же было не настолько развито, и расцветки определялись произраставшими в окрестностях растениями, из которых и делали краску для ткани. Когда появились искусственные краски, то и цвета тартанов стали более яркими и разнообразными. Поэтому, по видимому, и появились тартаны, изначально относящиеся к определенной местности или клану. Иногда ветви одного клана, чтобы показать свою индивидуальность и отличие от соседних ветвей клана, вставляли в свой тартан полоску другого цвета. И таким образом, их тартан показывал одновременно и их родство с главным кланом и свою индивидуальность.

Стоит отметить, что первоначально одежду из тартана носили в основном горцы в качестве повседневной. Первые упоминания о чем-то, похожим на клановый тартан, появляются в 1587 году. Хотя каких-либо других документов о существовании клановых тартанов до 1746 года нет. Поэтому многие считают, что клановые тартаны появились во времена якобитских войн. Но, очевидно, это не так. В некоторых письменных документах более раннего периода упоминается, что, например, население разных районов и островов носили каждый свою расцветку. Т.е. по расцветке тартана можно было определить, из какой местности пришел человек или к какому клану он принадлежит. (1)

После окончательного поражения якобитов в битве при Каллодене в 1746-м году английское правительство, пытаясь искоренить шотландский дух, издало акт, запрещающий ношение тартана. И хотя этот акт был отменен в 1782 году, горцы уже привыкли к другой одежде и не проявили особого энтузиазма к возврату ношения тартана. К тому же многие ткачи, помнившие расцветки тартанов и умевшие их ткать, уже умерли.

Тартан, казалось бы, ушел безвозвратно в прошлое. Но некоторые истинные патриоты собирали по крупицам всю оставшуюся информацию о тартанах. И именно благодаря им сегодня существуют, пускай и немногочисленные, настоящие тартаны.

В 1822 году король Джордж IV посетил Эдинбург, и вождей кланов пригласили посетить проводимые у короля собрания знати. По регламенту они должны были быть одеты в свои клановые тартаны. Не смотря на то, что большинство вождей не откликнулось на эту просьбу, некоторые пришли. И сразу же тартан поднялся на пик популярности. Даже многие семьи из Лоулэнда, которые никогда и не носили тартан и ненавидели горцев, вдруг стали гордыми обладателями фамильных тартанов. Большой патриот своей родины сэр Вальтер Скотт приветствовал прибытие Джорджа IV в Шотландию и появился на королевском приеме в тартане клана Кэмпбеллов. Всплеску тартанов способствовало и заявление королевы Виктории, племянницы Джорджа IV, о том, что только люди, одетые в свои тартаны, будут приглашаться и допускаться на королевские обеды и балы. Даже на юге, в Англии, дворяне стали искать родственные связи в Шотландии и пытались приобрести свой собственный тартан. (15)

У портных появилось много работы по "поиску" семейных тартанов. В результате много тартанов, которые потом называли старинными, были придуманы в это время. Двое дворян, известных как братья Собески-Стюарт и которые заявляли, что они внуки Принца Чарли, снабдили многих вождей кланов деталями их тартанов, заявляя, что они были получены из старинного манускрипта 16-го века. Но когда их попросили показать этот манускрипт, они не смогли этого сделать, что породило сомнение в достоверности их информации. И тогда эти братья опубликовали книгу про тартаны, но это было не чем иным как подделкой.

Тартаны, которые используются сегодня, можно назвать старинными только потому, что они уже существововали 100 лет назад. Во второй половине 19-го века было опубликовано много книг с описанием тартанов и их изображениями, в которых авторы утверждали о подлинности и древности изображенных тартанов. Отличить настоящие от придуманных становилось все труднее и труднее. К концу 19-го столетия было изобретено много новых тартанов, но притязаний на старинное происхождение уже не поступало.

Еще сто лет назад существовала сплошная неразбериха с тартанами. Но сегодня они более или менее систематизированы, хотя за последние годы 20-го века появилось большое число новых тартанов почти у всего - у городов, больших и малых, селений, островов, у любого, кто бы ни захотел. Причина такого бурного всплеска тартанов связана с выходом в 1995 году фильма "Braveheart" ("Храброе сердце"), созданного Мэлом Гибсоном, шотландцем (клан Buchanan), родившимся в США, переехавшим в Австралию и снова вернувшимся в Штаты в 70-х.