МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт журналистики
Кафедра социологии журналистики
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Контрольная работа по дисциплине
"Основы литературно-художественного творчества"
Студентки 5 курса 4 гр.
Елены Барздыко
Минск 2008
Все в этом мире существует не просто так. Все связано между собой. Все имеет свое предназначение и объяснение.
Ручка пишет, ветер дует, солнце светит, снег идет. У любого предмета или явления есть своя так называемая миссия или, выражаясь простым и понятным языком, - функция. Прежде чем что-то начнет действовать в полную силу, пройдет внутренняя аттестация: могу ли я это понять и использовать по назначению. Аттестация не видна постороннему глазу, т.к проходит обычно внутри и мгновенно. Действие - это ее результат. Прежде чем взять ручку, человек подумает: для чего я ее взял, что хочу написать. В современном, стремительно несущемся мире на такие мысли совсем не остается времени, поэтому у человека есть долгосрочная память, которая выступает проводником в мире неизвестного, превращая его в уже проделанное и переносит в разряд "уже было". Опыт одним словом. И не одного поколения.
У всего есть предназначение.
Если с конкретными предметами все вроде бы понятно, то, как обстоит дело с абстрактными?
Каково же предназначение искусства?
Каждый человек выбирает и вбирает от искусства то, что ему нужно в данный момент жизни. Кто-то черпает вдохновение, кто-то силу для дальнейших подвигов в обыденной жизни. Искусство дает право выбора, которого жизнь не дает. В нем можно прожить то, о чем можно только мечтать. Оно способно наполнить смыслом каждый день, каждый миг. Главное - поверить в его сверхъестественные способности.
Чтобы понимать искусство, вовсе необязательно иметь специальное образование. Искусство универсально: его каждый не поймет, но тот, кто поймет, поймет его по-своему. И так будет с каждым, кто будет смотреть на произведение искусства и понимать его. Он поймет что-то свое, в силу своего возраста, профессии, жизненных ценностей. Он осознает, что жизнь приобрела новый цвет, новый фон. Искусство открывает новый мир, который до этого был за семью замками.
Искусство пробуждает в человеке новые качества, новые грани, новые сферы. Оно может сделать человека новым.
Любые проявления искусства, так или иначе, отражаются в сознании человека. Непроизвольно или намеренно он пропускает через себя импульсы, которые посылает произведение. Будь то рассказ, картина или опера. Все оставляет свой след в памяти человека и воздействует на него определенным образом.
Задумываясь над происхождением слова "искусство", прихожу к выводу, пусть совершенно необоснованному научно, что два слова могут быть производительным корнем - "искусный" и "искусственный".
С "искусным" все понятно и очевидно: искусность, мастерство, которые вызывают уважение и благоговение. "Искусственный" наводит на мысль о какой-то ненатуральности, тому, что противопоставляется природному.
Действительно, искусство - это не настоящая жизнь. Чем больше искусство стремиться к жизни, настоящей, тем более условным оно выглядит: технические возможности сегодня на высоком уровне, компьютерная графика, имитация жизни. На самом деле, искусственность в искусстве, к сожалению, стало весьма распространенным явлением. Каламбур в словах, каламбур в творчестве. Этот каламбур создает человек. Искусство не может существовать без человека. Они неразрывно связаны. Они едины. Человек - творение природы, произведение искусства (здесь слово "искусство", хочется верить, происходит от слова "искусный"). Он совмещает в себе два противоположных начала, но при этом имеет одно предназначение - сочетать в себе природное и создавать что-то достойное, чтобы улучшить свое природное начало.
Создавая этот мир, Кто-то свыше подумал, что у всего вместе с предназначением, однозначным по своей сути и многоликим по форме, должно быть и что-то противоположное, чтобы стремиться к росту, искать новые пути реализации и стремиться к идеалу. Ведь его никто не отменял.
Мы живем в мире противоположностей. У правой стены - это левая стена, у добра - зло, у женского начала - мужское. Существует расхожая фраза, что противоположности притягиваются. Может быть, они просто слишком связаны и зависимы друг от друга, поэтому и складывается впечатление, что есть притяжение. Предположу, что противоположности произошли из одного корня. Каждый стремиться к свободе. Они не исключение. Поэтому теория притяжения противоположностей относительна.
Тем не менее, что есть противоположность для искусства?
Если мы спросить у людей, каким словом можно заменить слово "искусство", большинство людей назовут слово "красота". Что же является противоположностью красоты? Противоположностью красоты является уродство. И если предназначение искусства (красоты) есть создание идеальных образов, которые несут душевное и физическое здоровье, удовольствие и счастье, то предназначение уродства - создание идеальных образов, которые приводят к болезни, глупости, бедности. И именно здесь в этой негласной борьбе ярко проступает относительность притяжения. Если бы не было ничего уродливого, как бы мы могли узнать, что в мире есть прекрасное, красивое? Красота и уродство всегда рядом. Уродство тянется к прекрасному (достаточно вспомнить "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго), прекрасное на фоне уродливого выглядит выигрышно и в силу своего превосходства позволяет находиться в своей тени. Тени, как известно, исчезают в полдень. Только одна остается - уродство. Мы всегда сравниваем. Поэтому противоположности нужны, чтобы меньше путаться и проще ориентироваться в жизненном потоке.
У всего есть предназначение.
Задумалась о предназначении искусства. Глубоко. Запуталась.
Если мыслить глобально, за все человечество, то недоскажу или додумаю что-то несуществующее. Если только за себя, то могу упустить, что-то, на мой взгляд, несущественное, но впоследствии окажется, что именно в этом не совсем нужном сейчас и кроется вся правда и истина в одном флаконе. Я это точно знаю. Из своего же опыта сужу.
"Искусство - это опыт того, что не случилось. Или того, что может случиться ", - писал Юрий Лотман. Не могу с ним не согласиться. Искусство переносит нас в мир, параллельный нашему реальному, дает нам новые роли, которые позволяют нам посмотреть на себя со стороны, узнать себя лучше. Единственное, что не может сделать искусство, - это позволить человеку жить ненастоящей жизнью, искусственной. Настоящее искусство направляет человека в настоящую жизнь.
Опираясь на опыт, можно многое написать, рассказать, донести. Тем более, если этот опыт есть и присутствует не просто для галочки, а изредка или часто извлекается из глубинных просторов человеческого мозга, проветривается, используется.
Используя метод анкетирования (пригодился опыт журналистской профессии: когда не знаешь, как начать писать или совсем не представляешь, о чем - смело выходи в народ. Он добрый и хороший, не откажет в помощи, подскажет, направит в нужное русло, откроет глаза на интересные моменты жизни), вышла в народ с одним простым, но очень существенным и главным в этой работе вопросом: "Что для вас искусство? " Ответы поражают многообразием красок, мнений. Не разучились думать наши люди. И главное - находят для этого время.
Искусство - это творчество, образность, романтика. Это составляющее моей личности. Я сама постоянно творю, что-то придумываю, экспериментирую. Поэтому мне интересно жить. Может быть, творческим людям сложнее удержаться в этом мире, но мне кажется, что такие люди ближе к истине. За творческим человеком - будущее.
Искусство - это творение людей, которые способны донести до масс определённые характеры, эпизоды из жизни.
Искусство - это что-то прекрасное, очень нужное. Я люблю читать, смотреть и спектакли, и кино. Предпочитаю белорусский театр, народный. Но бываю редко, времени не хватает. Желание есть, возможности нет.
Искусство - это что-то для души, для душевного отдыха. То, что приятно видеть, слышать. И когда ты что-то берёшь от него, то становишься лучше.
Искусство - понятие растяжимое. Оно помогает видеть мир в удивительном свете, от чего становится приятно человеческой душе. Искусство должно работать для человека.
Искусство - это прекрасное. Стараюсь хотя бы раз в месяц посещать театры или кинотеатры. Это определённый раздел в жизни, который сейчас занимает второе место после семьи.
Плюрализм мнений присутствует. За все человечество я не в ответе. Тем более, человечество уже ответило. Поэтому перейду к более близкому для себя уровню - локальному. Моему внутреннему.
Что для меня значит искусство?
Я делю людей по-гофмановски: на филистеров и художников. Не корректно, субъективно, не всегда справедливо. Но по-другому не умею.
Среди художников у меня есть своя градация, своя шкала. Самое простое - те, кто создает, и те, кто воспринимает, созерцает, впитывает результаты создателей. Поэтому - это создатели и созерцатели. Среди последних также есть разделение - любители и гурманы искусства.
Любители любят (от этого слова и родилось определение) искусство. Всё. Почти без разбора. Если даже не понимают что-то, то оправдывают себя, что просто недоросли до этого шедевра. Если когда-нибудь червячок сомнения закрадется в ум любителя: на самом ли деле я не понимаю это произведение искусства, или оно не является ни произведением, ни искусства? Если такой вопрос прозвучит, то любитель вполне может претендовать на переход в другую (я ее называю кастой) среду - среду гурманов искусства, которые знают толк в произведениях искусства и легко могут различить подлинное от подделки, красивое от уродливого, снять маску и представить миру истинное лицо шедевра. Говорят, что шедевр - это плод мастерства и любви. Гурман искусства - это плод искры божьей и работы над собой. Чтобы что-то получилось, нужно возделывать свою внутреннюю почву, воспитывать в себе чувство истинно прекрасного.