Около лотка на землю кладут лист фанеры и стряхивают туда всех пчел данной пчелиной семьи. Часть пчел поднимается в воздух, а затем сядет на прилетную доску и войдет в улей. Другая часть пчел будет передвигаться по лотку в направлении улья, однако на их пути встретится пространство в 10 сантиметров, через которое некоторые пчелы перелетят, а часть из них сосредоточится на обратной стороне лотка, где повиснет в виде клуба. Это и будут те пчелы, которые должны были улететь с роем. Этих пчел убирают в зимовник, где их содержат до вечера и в конце дня сажают на рамки нового, специально для них сформированного гнезда и дают им новую матку. Пчелы этой новой пчелиной семьи будут в дальнейшем обладать высокой рабочей энергией и хорошо отстраивать новые соты. В гнезде готовящейся к роению семьи вырезают все маточники, после чего у нее восстанавливается рабочее состояние.
5. Организация изолированного случного пункта
Случный пункт. Так называют отдельный участок территории, на котором расположены нуклеусы и отцовские семьи. Его организуют там, где в период спаривания маток с трутнями имеется хотя бы небольшой, но продолжительный поддерживающий медосбор. Лучше выбрать участок, защищенный от господствующих ветров, вдали от больших водоемов и рек. Для случного пункта более всего подходят участки на южных склонах невысоких гор или холмов, поросших кустарниками или деревьями. Удобны для этого и большие поляны среди лесных насаждений, представляющих хорошую защиту от ветров и создающих благоприятные условия для спаривания маток с трутнями. В степных районах случные пункты можно организовать около лесных полос, которые защитят нуклеусы от господствующих ветров и палящих солнечных лучей, облегчают ориентацию маток и пчел при возвращении их в свое гнездо. Желательно, чтобы в радиусе 5-6 км от изолированного случного пункта не было никаких пасек, а тем более пчел, пораженных заразными болезнями. В случаях, когда на матковыводной пасеке ведется племенная работа, необходимо провести ряд специальных мероприятий для контролирования спаривания маток с трутнями.
Для этого служат изолированные случные пункты, организуемые в местах, где в радиусе 10-15 км нет пчел. Лучшими изолированными от других пасек, конечно, являются случные пункты, организованные на небольших островах, где нет пчел.
В работах по селекции дальневосточных пчел и получению межлинейных гибридов кафедра пчеловодства ТСХА с успехом использовала остров Рейнеке в заливе Петра Великого. Такие пункты на островах организуют также матководы Австралии. Новой Зеландии, Германии и некоторых других стран. На случном пункте размещают постоянную группу сильных семей-отцов, одну из которых ставят на весы. В периоды, когда масса контрольного улья снижается, отцовским семьям дают побудительную подкормку, лучше медо-перговую. Начало изгнания трутней в конце медосбора можно несколько задержать сменой в отцовских семьях маток на неплодных и ежедневной подкормкой их жидким сиропом (по 200-300 г в день). Следует иметь в виду, что наиболее активный лёт трутней наблюдается при ясной теплой погоде в период между 14-15 ч.
Чем сильнее солнечное освещение, тем больше вылетает трутней. С увеличением относительной влажности воздуха лёт трутней снижается. Не рекомендуется осматривать нуклеусы в период интенсивного лёта трутней, так как это может неблагоприятно отразиться на спаривании маток с трутнями.
При углубленной селекционной работе, когда необходим точный контроль над спариванием, прибегают к искусственному осеменению пчелиных маток спермой, взятой от определенных трутней. Матку перед осеменением усыпляют углекислым газом, подаваемым в специальный пластмассовый патрон, куда ее помещают для осеменения. Сперму берут у половозрелых трутней с помощью специального шприца с пластмассовым или стеклянным наконечником и под бинокулярным микроскопом вводят в непарный яйцевод матки. Это очень тонкая работа, требующая хорошего знания строения половой системы маток и трутней и больших навыков.
Этот метод получил наибольшее практическое применение. Он связан с нахождением специальных случных пунктов, на которых завозят маток и предназначенных для них трутней. Такие пункты устраивают в местах, где в радиусе 8-10 км. нет других пчелиных семей. Связано это с тем, что матки и трутни улетают от пасеки на расстояние не более 3-5 км. Случные пункты чаще устраивают в степной местности, на участках суши окруженном водой (остров, коса), в молодом лесу и в ущельях гор. Вначале для проверки надежности изоляции, на пункт завозят нуклеусы с неплодными матками, в которых не должно быть ни одного трутня. Через месяц проверяют и, если матки не спарятся, а станут трутовками, то данный пункт надежно изолирован и его можно использовать. Сразу же туда завозят нуклеусы или отводки с неплодными матками и отцовские семьи с трутнями нужного происхождения. После спаривания маток из нуклеусов отбирают и используют по назначению. Если необходимо больше маток, чем получено, то взамен отобранных, подсаживают других неплодных маток. Неплодных маток лучше выводить на стационарной пасеке, а на случной пункт лишь завозить.
В регионах с интенсивным пчеловодством найти случные пункты с хорошей изоляцией крайне сложно, а порою практически невозможно. В этом случае можно порекомендовать использование случных пунктов с недостаточной изоляцией (радиус изоляции 2-3 км.) с одновременным созданием мощного своего трутневого фона (заслона). Создание такого фона, т.е. получение максимального количества трутней от большого количества семей и насыщение ими небольшого пространства дает гарантию спаривания с нужными трутнями.
При недостаточной изоляции можно использовать так же "опоясывания" случного пункта на разных расстояниях (до 15-20 км.) большим количеством семей с матками, производящими трутней нужного происхождения. Таким образом при использовании случных пунктов с недостаточной изоляцией желательно использование большого числа отцовских семей.
6. Классификация болезней пчел
Нозематоз - наиболее опасная болезнь взрослых пчел; возбудителем ее является микроб ноземаапис. Спора ноземы заглатывается пчелой вместе с пищей и проходит в среднюю кишку. Здесь оболочка споры лопается, из нее выбрасывается нить, служащая, для закрепления споры на слизистой оболочке средней кишки; затем из споры выходит паразит, который внедряется в стенку средней кишки. Обильно питаясь за счет соков пчелы, паразит быстро растет и размножается путем деления. В самое непродолжительное время из одной споры развивается множество паразитов, которые, расселяясь в стенках желудка, повреждают его, благодаря чему пищеварение нарушается, питание пчелы падает. Кроме того, своими выделениями паразиты отравляют организм пчелы. Пораженные пчелы сильно слабеют, теряют способность летать и погибают.
Часть паразитов превращается в споры, которые выпадают из стенок желудка в пищевую массу и вместе с испражнениями пчелы выводятся из кишечника наружу; благодаря этому испражнения нозематозных пчел очень заразны. Часть спор остается в средней кишке, где из них опять развиваются паразиты, приводящие, в конечном итоге, пчелу к гибели.
Нозематоз особенно сильно развивается зимой и весной. Если условия зимовки нормальны, то поноса у заболевших пчел не бывает и болезнь может быстро пойти на убыль: часть больных пчел вымрет на зимовке, остальные постепенно отомрут весной, после очистительного облета, и будут заменены новым поколением молодых, здоровых пчел. Такие семьи бывают не менее продуктивны, чем здоровые.
Но если нозематозные пчелы зимуют в ненормальных условиях - в плохо оборудованном зимовнике, на недоброкачественном меде, то к концу зимы у них начинается понос. Болезнь распространяется еще быстрее, пчелы вымирают в большом количестве, семья слабеет и даже может погибнуть. Но если она и не погибнет, то в лучшем случае бывает бездоходной; как правило, семья бывает не в состоянии обеспечить себя кормовыми запасами на зимовку.
Ослабленные нозематозом семьи очень часто подвергаются нападению со стороны более сильных семей; пчелы-воровки вместе с медом уносят в свои семьи и споры ноземы; таким образом, инфекция быстро распространяется по остальным семьям пасеки.
Насколько быстро пчелы заражаются нозематозом, можно судить по следующему опыту: в здоровую семью было подсажено 12 заболевших нозематозом пчел; через 8 дней в семье было 40% зараженных пчел, а через 3 недели все пчелы были больны нозематозом.
Зараженная нозематозом матка может жить до 4 месяцев, однако за это время она успевает заразить очень много пчел, так как испражняется в улье: пчелы, очищающие сот от ее кала, заражаются сами и заражают других пчел.
Нозематоз на пасеке распространяют не только пчелы-воровки, но и пчелы нозематозной семьи, если в ней погибла матка. Пчелы осиротевшей и ослабевшей семьи очень часто бросают свое гнездо и разлетаются по другим ульям, разнося с собой инфекцию. Распространению инфекции также способствует «блуждание» пчел и трутней.
Пчеловод, не заметивший болезненного состояния семей, переставляя рамки с медом от больных семей в здоровые, подсиливая семьи пчелой и расплодом, взятым от нозематозных семей, а также уравнивая кормовые запасы, также разносит инфекцию по пасеке. Пчеловод разносит инфекцию и тем, что, поработав в зараженной семье и не продезинфицировав инструмент и руки, не промыв их щелоком и мылом, приступает к разборке гнезд здоровых семей.