Секс не мог не играть существенной роли в жизни женщин, тем более женщин-затворниц классического времени, но мы имеем мало сведений об их восприятии секса. Мужья отделяли секс от семейных отношений. Однако можно говорить, что у мужчин с течением времени меняются представления о любви к женщине; эта любовь становится одной из основных ценностей, в ней - во всяком случае в принятом ее идеале - усиливаются элементы почтительного восхищения; в литературе прославляется образ верной и горячо любящей женщины. Насколько часто подобное чувство встречалось в жизни, сказать трудно, но описание его стало стереотипом в поздней античности (Свенцицкая И.С. Греческая женщина античной эпохи // Частная жизнь. Человек в кругу семьи., 1996. С. 100.).
В эпоху эллинизма в литературной традиции больше внимание уделяется частной жизни человека, миру его интимных чувств. В человеке идеализируются теперь совсем иные качества: семейные добродетели, глубина любовного чувства, верность любви, моральная чистота и стойкость человека на пути к индивидуальному счастью.
Любовная тема приобретает особое место в поэзии эпохи эллинизма. Любовь в разных ее проявления становится основой сюжета, основным двигателем событий в самых различных жанрах.
По сравнению с классической эпохой в эллинистический период меняется отношения к любви. Писатели либо не касались этого чувства, либо смотрели на любовь как на болезнь, неизлечимую, изнуряющую человека, нередко грозящую ему позором, толкающую на аморальные поступки. В эллинистическую эпоху окончательно определилось понимание любви, и благотворного влияния на человека. Почти во всех произведениях проявился взгляд на любовь как на непостижимое чувственное влечение, целиком захватывающее человека. При описании любовной страсти внимание, как правило, фиксируется на физиологической стороне, на внешних признаках, на симптомах проявления этой «болезни».
Эротика также играет большую роль в жизни древних греков. Характерно, что чем больше иноземных элементов проникает в греческую жизнь, тем дальше на задний план отходит любовь к юношам; женское начало занимает в литературе все более значительное место по мере того, как возрастает - особенно в крупных городах - общение молодежи с гетерами (Савельева Л.И. Романтические тенденции в античной литературе., 1973. С. 147.).
Эротика - это корень и первопричина греческой культуры во всех ее проявлениях. Эротика является преобладающим компонентом не только любовной жизни в собственном смысле слова, но и религиозных воззрений, искусства и литературы, общественной и гражданской жизни, развлечений и удовольствий, праздников и театральных представлений, коротко говоря, всего. Поэтому эротика - это ключ к пониманию греческой культуры вообще, а знание греческой эротики - необходимое условие для более глубокого познания Древней Греции.
Греки относились к эротике как к чему-то само собой разумеющемуся с такой естественностью, которую нам сегодня даже трудно вообразить. Слово «грех» чуждо языку эллинов, и равным образом их «нравственность» касалась лишь несправедливости и преступления. Для греканравственность» не имела никакого отношения к проблемам сексуальной жизни, за исключением тех случаев, когда речь шла о несовершеннолетних или применении насилия. В остальном каждый имел право распоряжаться своим телом по собственному усмотрению. Чем занимаются друг с другом люди, достигшие зрелости, в те времена не интересовало ни судью, ни общественное мнение; никого поэтому не возмущало то, что сексуальные вопросы обсуждаются совершенно открыто, без тени притворства и смущения.
Древние греки мыслили себя живой частью Вселенной, любили свое тело, душу, внутренний мир, считая себя высшим существом в природе. И чтобы составить правильное суждение о жизни и культуре эллинов необходимо заглянуть в их душу, проникнуть в их нравственный и духовный мир, вместо того чтобы превращать в мерило греческой этики современно чуждые ей представления нашего современника. Если человек способен духовно освободиться от современных предрассудков и вжиться в древнегреческое мышление, то ему откроется этика эллинов, высший закон которой гласит -
«прекрасен телом и душой»
ИСТОЧНИКИ
1. Геродот. История. В девяти книгах./ РАН. Пер. и примеч.
Г.А. Стратановского; Отв. ред. С.Л. Утченко. - М.: Науч.-изд. центр «Ладо-мир», 1993.
2. Гомер. Илиада/ Пер. с древнегреч. Н. Гнедича; Ил. Д. Бисти. М.: ТОО «Дюна», 1993. - 429с.
3. Гомер. Одиссея/ Пер. с древнегреч. Н. Жуковского. - М.: Дюна, 1993. - 317с.
4. Еврипид Трагедии/ Пер. с древнегреческого И.Анненского и
I С.Шервинского. - М.: Искусство, 1980.
5. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. - М.: Наука, 1987.
6. Ксенофонт. Киропедия./ Изд. подгот. В.Г. Борухович, Э.Д. Фролов. -Репринт. изд. - М.: «Ладо-мир», Наука, 1993. – 332 с.
7. Лукиан. Избранное проза: Перевод с древнегреч. Сост., вступит. ст. коммент. И. Нахова; Ил. В. Носкова - Нелюбова. - М.: Правда, 1991. – 720 с.
8. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима./ Состав. А.А. Нейхардт. М., 1990.
9. Мифы Древней Греции. / Сост. И.С.Яворская. Л.: Лениздат. 1990.
10. Плутарх. Застольные беседы - Л.: Наука, 1990.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классики в истории жанра. / С.С. Аверинцев. М.: Наука, 1973.
2. Аккерман Д. Любовь в истории / Пер. с англ. Е.Бабаевой, Ларю ДЖ. Секс в Библии/ Пер.с англ. А.Блейз. - М.: Крон-Пресс, 1995.- 464с.
3. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. / Ю.В. Андреев. СПб., 1998.
4. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература: Учеб. пособие. / Г.Г. Анпеткова-Шарова, Е.И. Чекалова. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1980.
5. Античная литература: Учеб. для студентов пед. институтов по спец. 2101 «Рус.яз. и лит.»/ А.Ф.Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи и др., Под ред. А.А. Тахо-Годи. -4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986.
6. Багоцкий С.В. «Ромео и Джульетта» - пьеса вовсе не о любви // Химия и жизнь. / С.В. Багоцкий. 1997. - № 12.
7. Богомолов Н.А. Эротика и русский модернизм // Новое литературное обозрение. / Н.А. Богомолов. 1997. - №28.
8. Боннар Андре. Греческая цивилизация. / А. Боннар. Ростов-на Дону: Феникс, 1994. в 2-х т. - 448с.
9. Борухович В. Очерки по истории древнегреч. лит-ры классич. периода. / Эпос, лирика, драма/ Горьк. гос. ун-т им. Лобачевского. / В. Борузович. Горький., 1957. -222с.
10. Буркхардт Г. Непонятая чувственность: Набросок антропологии чувственности / Г. Буркхардт. М., 1995.
11. Вардиман Е. Женщина в Древнем мире. Пер. с нем. М.С. Харитонова. / Е. Вардиман.
12. Виннинчук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В.К. Ронина. / Л. Винничук. М: Высш.шк., 1988. – 496 с.
13. Вульфов Б.З., Иванов В.Д., Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах. / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. М.: Новая шк., 1993. – 158 с.
14.
Гачев Г.Д. Национальный Эрос в культуре // Общественные науки и современность. / Г.Д. Гачев. 1996. №6.15. Доватур А.И. Феогнид и его время / А.И. Доватур / Л., 1989. - 207с.
16. Дюпуи Е. Проституция в Древности. / Е. Дюпуи. Кишинев: Logos. 1991. - 216с.
17. Жанбуршина Р.Б. Самообоснование любви: (онтологические и аксилогические основы нравственности) / Р.Б. Жанбуршина. |Уфа., 1995.
18. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. Словарь: Пер. с чеш. / В. Замаровский. М: Республика., 1994. - 399с.
19. Ковалев СВ. Психология современной семьи: Информ. - метод, (материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»): кн. для учителя. / С.В. Ковалев. М.: Просвещение, 1988. - 206с.
20. Кон И.С. Дружба: Этико-психолог. очерк. / И.С. Кон. М.: Политиздат., 1989. - 348с.
21. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. / И.С. Кон. М.: Олимп, 1992. - 496с.
22. Кон И.С. Понятие дружбы в Древней Греции. // Вестник Древней Истории. / И.С. Кон. 1974. - №3.
23. Кравчук А. Перикл и Аспазия: Пер. с польского. / А. Кравчук М.: Наука., 1991.
24. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс- Энциклопедия. 1994.
25. Кришнамурти Д. Жизнь и примечания к ней: (Из записных книжек). / Д. Кришнамурти. СПб.: СМАРТ., 1993. - 120с.
26. Кришнамурти Д. Подумайте об этом / Д. Кришнамурти. 1993. -208с.
27. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. / П. Куттер. СПб.: Б.С.К., 2001. - 115 с.
28. Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. Пер. с пол. / З. Лев-Старович. М.: Мысль, 1991. -255с.
29. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. / Г. Лихт. М.: Крон-Пресс., 1995.
30. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель: жизнь и смысл. / А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи. М.: Дет.лит., 1982.
31. Лосев А. Философия. Мифология. Культура. / А. Лосев. М., 1991.
32. Лубченков Ю., Романов В. Любовь и власть. Исторические миниатюры. / Ю. Лубченков, В. Романов. Вильнюс: Полина, 1991.
33. Материалисты Древней Греции. М.: Наука, 1965.
34. Мир духовного: религиозно-культурные параллели: (Учебное пособие для учителей гуманит. дисциплин) / Респ. ин-т усовершенств. учителей; Редкол.: Т.С. Томшич, Б.П.Басов, Ю.А. Щипахин. - Ижевск, 1995. – 83с.
35. Мифы в искусстве: старом и новом: Историко-художественная мифология (По Рене Менару). - М.: Современник, 1993. - 271с.
36. Николаев Г. Мужчина и женщина: Биология любви или две стратегии в отношениях полов, приведшие к человеку от животного мира // Наука и жизнь. 1996. - №4, № 5.
37. Петраков А.А., Разин А.А. Человек, жизнь: философско-психолого-экономическая теория: Учеб.пособие по спецдисциплине / УдГУ; Ин-т человека. - Ижевск: Изд-во УдГУ. 1995г. - 241с.
38. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. / С.И. Радциг. М.: Высш. школа, 1969.
39. Рубеж: Альманах соц. исслед. № 5/ Редкол.: В.И. Ильин (гл. ред) и др. Сыктывкар, 1994. - 234с.
40. Савельева Л.И. Романтические тенденции в античной литературе. / Л.И. Савельева. Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 1973.