Аккерман Д. «Любовь в истории» - посвящено вечной теме, всегда занимавшей умы человечества. Исследуются исторические, культурные, религиозные и биологические корни любви.
Лев-Старович З. «Секс в культурах мира» - влияние социально-культурного окружения, типа культур образа жизни на сексуальное поведение людей. Психологический, эстетический и этический материал дает представления о морали и сексуальном поведении в различных культурах мира, в том числе и греческой.
Винничук Л. «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» - очерки, посвященные миру повседневности, быта, простых жизненных проявлений античного человека, о его внутреннем мире, идеале и предрассудках, об отношениях между людьми.
Боннар А. «Греческая цивилизация». Автор рассказывает о чуде греческой цивилизации. По его мнению: «Отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь, она вспахивает одновременно и мир и человека, один посредством другого. Человек и мир в представлении греческой цивилизации является отражением один другого – это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в другом».
В данной работе не ставятся задачи выделить этапы, проследить эволюцию древнегреческой любви, дружбы, эротики. Вплоть до настоящего времени практически отсутствуют обобщающие работы по истории соответствующих понятий, и лишь от случая к случаю можно встретить разрозненные сведения. Фрагментарность источников не позволяет равномерно представить разные исторические периоды Древней Греции.
Проблема осложнена также тем, что очень трудно провести четкую границу между дружескими, любовными и эротическими отношениями древних греков. Так как дружба отношение глубокое и интимное, предлагающее не только взаимопомощь, но внутреннюю близость, откровенность, доверие часто соприкасается с чувством влюбленности, страстью, эротическим влечением.
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы на материале литературных источников изучить представления древних греков о любви, дружбе и эротике. Для этого необходимо систематизировать материал источников и попытаться восполнить имеющийся пробел в данной теме.
В процессе исследования использовались следующие методы: историко-критический анализ источников, историко-генетический, сравнительно-исторический и другие.
Решались следующие задачи:
· поиск источников и литературы;
· максимально полное использование источников;
· выяснение позиций античных авторов и их современников по проблеме;
· попытка структурировать имеющийся литературный материал; на основе использования имеющихся источников и специальной литературы связать частные вопросы и сделать обобщающие выводы.
Предлагаемая дипломная работа состоит из введение, трех глав и заключения. Название первой главы – «Дружба», второй – «Любовь», третьей – «Эротика».
ГЛАВА 1.
ДРУЖБА.
Древнегреческое слово «филия» (philia) обычно переводимое как «дружба», означало сближение, соединение, доходящее до полного слияния и отождествления. Впервые «филия» появляется у Геродота, обозначая мирный договор, союз между государствами. У философа Эмпедокла «филия» - универсальная космическая сила, соединяющая не только людей, но и природные элементы (Кон И.С. Дружба., 1989, с. 49-50). Слово «philos» («друг») по своему происхождению местоимение, имеющее значение обладания – «свой». У Гомера это слово фигурирует и как прилагательное, и как существительное, причем по смыслу оно более многозначно и менее психологично, чем современное понятие «друг». Им, например, назывались все те, кто живет в доме Одиссея, кого он может считать своими. Женщина становится «своей» не потому, что он ее любит, а потому, что он приводит ее в свой дом, и отныне она принадлежит ему. Чужой человек оказывается «своим», если его принимают члены семьи или племени.
В первую очередь это слово означало кровных родственников, затем – вообще близких, далее – доброжелателей и соратников. Здесь прослеживается определенная линия развития – от «своего» к «другому», но «близкому», причем слово приобретает не только констатирующий, но и оценочный смысл, известную эмоциональную нагрузку, выражая идею взаимной поддержки, связи, союза. Им нарекаются люди, на которых можно положиться в окружающем ненадежном мире.
Желая выразить высочайшую степень своей привязанности друзьям, гомеровские герои постоянно уподобляют их родственникам – родителям, братьям. Ахилл над телом Патрокла «словно отец сокрушается, кости сжигающий сына». Выражая свою скорбь, он говорит: «Нет, не могло бы меня поразить жесточайшее горе, Если б печальную весть и о смерти отца я услышал…» (Гомер. Илиада., 1993, с. 360, 311).
Связь понятий дружбы и родства сохраняется и в древнегреческой трагедии, поэзии, прозе. У древних греков, как у других народов, первоначальные формы и термины дружбы связаны с родством.
Но в гомеровской Греции уже существует вид дружбы, принципиально не связанной ни с кровным, ни с искусственным родством. Это воинское товарищество очень похоже на описываемые этнографами ритуализованные личные отношения.
Для этого периода характерна слитность, нерасчлененность общественных и личных отношений. «Боевые соратники», «спутники» гомеровского Одиссея, как правило, его «друзья», а «друзья» - это те, с кем он делит свои труды, дела и походы. «Друзьями» в «Илиаде» называются все, кто делает общее дело, вожди и дружинники, господин и его служители, воины-союзники, люди, связанные узами гостеприимства. Одно и то же слово обозначает дружбу между двумя людьми и союз между двумя народами. Вместе с тем дружеские отношения различаются по степени расположения и любви. Так Ахиллу ближе всех Патрокл, а после него – Автомедон и Алким.
Основу исполненной величия и героизма дружбы составляет взаимная поддержка, а не чувственная привязанность. Он сражаются бок о бок, живут в одном шатре, делят стол и постель. Такие отношения ставятся выше всех социальных и родственных связей и обязанностей. Обиженный соотечественниками Ахилл отказался сражаться против троянцев, но, не задумываясь, кидается в бой, чтобы отомстить за смерть Патрокла.
Для человека той эпохи друг не был еще alterego («другое Я»). В глазах общества друзья выступали скорее как единое целое, как одно лицо.
В классической Греции картина постепенно усложняется. Разложение общинно-родовых связей, появление классов и государства существенно ослабляют узы родства, так что свободно выбранные дружеские связи все чаще не совпадают с родственными. Первоначальное единое понятие родства и дружбы расчленяется.
Переходным моментом от дружеских отношений, основанных на родстве к индивидуально-избирательным связям, является ритуализированная дружба, которая позволяет включить в состав общины человека из чужого рода, племени и покончить с былой враждой.
Дружба ставится выше всех прочих отношений. В отличие от греков дружба скифов имеет кровавый, трагичный оттенок, скифы объясняют это тем, что у эллинов, «живущих в глубоком мире, не может быть выдающихся своей необычностью случаев выказать дружбу». Абавх, который, спасая при пожаре раненого друга, бросил в огне собственную жену и детей, объясняет «Детей мне легко вновь прижить, еще неизвестно, будут ли они хорошими, а такого друга, как Гиндан, мне не найти и после долгих поисков, он дал мне много свидетельств своего расположения» (Лукиан. Избранная проза., 1991, с. 144).
В диалогах скифа Токсарида и грека Мнгесиппа, беседующих о высоких примерах дружбы, ее святости, заметны первые следы учения киников, точнее заповеди:
· цель жизни – жить согласно с требованиями природы,
· добродетель – благо, порок – зло, а прочее все – безразлично,
· поступать хорошо – признак мудреца, и только мудрец богат и свободен,
· справедливое возникает по природе, а не по установлениям человека,
· все люди являются одного всемирного дома и согражданами,
· жизнь человека и мир явлений составляют одно целое (Строгецкий В.М. Античное культурное наследие и современные проблемы мировой культуры., 1998, Ч. II, с. 17-21).
Постепенно в античной лирике появляются новые моменты. В частности, у Феогнида дружба мало отличается от любви. В многочисленных посланиях Кирну поэт выдвигает в качестве важных критериев взаимную любовь, искренность, добровольность, психологическую совместимость.
Сократ и Платон делают акцент на духовной стороне дружеских и любовных отношений. Разложение общинно-родовых связей в сочетании с усложнением личности пробуждает у нее напряженную потребность в интимности, которая не удовлетворяется примитивно-чувственными формами.
Дружба, подчеркивает Сократ, «соединяет людей нравственных» (Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения., 1987, с. 80), для которых духовное общение важнее чувственных преходящих удовольствий. Платон специально обсуждает в этой связи вопрос о различиях дружбы между юношами-сверстниками, у которых «равенство возраста ведет к равным удовольствиям и, в следствие сходства, порождает дружбу» (Платон. Т. II, с. 174) и дружбы между старшими и младшими, в которой главная роль принадлежит обмену духовными ценностями. Платон пытается решить сложную проблему, что может быть основой глубоких и прочных человеческих взаимоотношений. Если видеть в дружбе только чувства, эмоциональную привязанность, существующую независимо от общих интересов и целей деятельности, проблема вообще неразрешима. Поэтому Платон выводит дружбу за рамки непосредственных межличностных отношений. Эмоционально-психологическую близость друзей от общей нравственной цели, общего стремления к совершенству. Если в «Пире», «Федре» и ряде других диалогов Платон подчеркивал преимущественно единство и взаимопроникновение дружбы и любви как духовного и чувственного начала, то в «Законах» он стремится их разграничить. Философ подчеркивает социальную объединяющую в единое целое значимость дружбы, замечая, что «рассудительность», «разумность» или «дружба» - это не разные точки зрения, но все одна и та же (Там же, Т. III, с. 164). Не только взаимоотношения друзей должны исходить из возвышенной общей цели, но все отношения «к нашим потомкам, родственникам, друзьям, согражданам, к лицам, связанным с нами узами гостеприимства» - должны направляться и регулироваться законами (Там же, с. 191).