СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ДРУЖБА | 11 |
ГЛАВА 2. ЛЮБОВЬ | 20 |
ГЛАВА 3. ЭРОТИКА | 39 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 47 |
ИСТОЧНИКИ | 56 |
ЛИТЕРАТУРА | 57 |
ВВЕДЕНИЕ
Античный мир все чаще и настойчивее приковывает к себе внимание людей. Интерес к истокам европейской цивилизации вполне понятен и объясним: именно в античную эпоху впервые в мировой истории была осознана ценность человеческой личности и созданы условия для ее раскрытия и совершенствования.
Пришло время посмотреть на историю наших предков не через призму отвлеченных категорий, и увидеть людей обладающих присущим человечеству во все времена достоинствами, испытавших всю гамму чувств, эмоций – радость, гнев, любовь, страсть, ревность. Такого рода временные ценности – самая надежная и прочная связь прошлого и настоящего, позволяющая не только изучать, но чувствовать историю.
Каждый человек – это целый мир и одновременно частица целого. Человек стремится выйти за пределы своей личности. И обрести желанную целостность людям помогают дружба, любовь, которые преображают наше отношение и к близким, и к окружающему миру (Человек античности: идеалы и реальность., 1992, с. 3).
Приходишь в смятение, когда осознаешь, в каком бесчувственном и бесстрастном мире, мы живем, однако и в этом мире люди не перестают зависеть от воздействия пылких чувств, человеческих привязанностей. Как и несколько тысячелетий назад чувства довлеют над людьми, а страсти управляют ими. Влюбленные прошлых дней испытывали те же сладкие, что и мы. В близких отношениях, основанных на взаимном доверии, почтении, открытости друг другу человек нуждался всегда.
Какое значение имеет изучение дружбы, любви, эротики в греческой культуре? Таких значений несколько. Одно из них познавательное, благодаря которому нам открывается разнообразный мир и помогает понять, что поведение современного человека определенным образом обусловлено. Другое значение – это осознание специфики собственно культурной традиции, понимание того, что мы не имеем оснований критически оценивать культуру древнегреческой цивилизации с позиции превосходства. Познание дружеских, любовных, эротических связей древних греков позволяет также выделить как наиболее общие, так и отличительные черты, что становится источником размышления о смысле и цели дружбы, любви, эротики, о взаимосвязей полов, о красоте тела и души.
Вглядываясь в прошлое, стараясь осмыслить опыт далеких предшественников, мы тем самым, упорядочиваем наши настоящие и обретаем надежду на более достойное будущее.
Следует отметить, что данная тема обеспечена достаточным количеством исторических источников. Большую ценность для изучения любви, дружбы, эротики имеют письменные и документальные источники.
Имеющиеся в наличие письменные источники достаточно сложно проанализировать, так как они разнородны по типу и характеру. Это сочинения историков, философов, ораторов, трагиков, лириков. Поэтому всесторонние исследования требуют специальных навыков.
Неисчерпаемое богатство эротических, любовных, дружеских мотивов представляют документальные источники, прежде всего произведения древнегреческого искусства. Греческое искусство является воплощением чувственности. Для понимания любви, дружбы, эротики древних греков очень важно использование расписной керамики. На греческих вазах изображены девушки в прозрачных одеяниях и с соблазнительными телами, сцены симпосиев, где позы, жесты, мимика сотрапезников – мужчин и безбородых юношей в большинстве случаев не оставляет никаких сомнений относительно подлинного характера их взаимоотношений. Во все времена существовал обычай писать, вырезать или выцарапывать имена любимых, обращения в их адрес, где только предоставлялась такая возможность или позволяет наличествующий материал. Это многочисленные надписи перед храмами богов, на камнях, мраморе, стихотворные, надгробные надписи – эпитафии.
По интересующей нас теме мало обобщающих работ, преимущественно она освящена в трудах зарубежных ученых, в российской научной литературе подобные издания практически отсутствуют. В имеющихся работах авторы не всегда раскрывают взаимосвязи взаимовлияния любовных, дружеских и эротических отношений древних греков, нет попытки проследить процесс развития соответствующих понятий.
Чтобы понять содержание и значение непревзойденных шедевров античной культуры переживших века и составляющих главное содержание современного культурного процесса, необходимо рассмотреть и познать их истоки.
1. Мифы. Мифы – вымышленные рассказы о богах и героях, с помощью которых древние пытались разобраться в явлениях природы и понять окружающий мир и выразить к этому свое отношение. С помощью мифа человек переносит на внешний мир свои мотивы, приписывая ему человеческие свойства. Благодаря мифу рядом с миром природы создается вымышленный мир.
2. Феогнид. В своих «Элегиях» греческий поэт из Миагры, выходец из старого аристократического рода, рассказывает своему юному Кирну о нравственных принципах аристократов. В многочисленных посланиях Кирну Феогнид выдвигает в качестве важных критериев дружбы взаимную любовь, искренность, добровольность, психологическую совместимость.
3. Лукиан. За прожитые годы Лукиан собрал бесконечное количество тонких, замечательно верных наблюдений бытовой жизни. И свой жизненный опыт он вложил в свои диалоги. В диалоге «Разговоры гетер» мотивы сводничества, обучения молодых гетер, из взаимного соперничества, любви и ревности к юношам. Здесь характеры, моральные понятие и беседы гетер. Центральное место в диалоге «Две любви» спор – что лучше «необыкновенное наслаждение от мальчиков» или «страстное влечение к женщинам». Понимание воинской дружбы в Древней Греции мы встречаем в диалоге «Токсарид или Дружба».
4. Геродот. «Отцом истории» называли древние Геродота из Галикарнаса. Жизнь и творчество знаменитого греческого историка Геродота проходили в годы великих побед греков над персами, в годы блестящих достижений афинской культуры века Перикла. Основной труд – «История». Унаследованный Геродотом живой интерес не только к темам собственно политическим историческим, но и к географии, этнографии естественно обусловил обращение его к жизни соседних с эллинами народов. У Геродота впервые появляется древнегреческое слово «филия», обозначая не личные отношения, а мирный договор, союз между государствами.
5. Сократ. Сократ не оставил после себя никаких сочинений. Важнейшими источниками наших знаний о жизни и учении Сократа являются сочинения его учеников – Платона и Ксенофонта. Сократа занимало, прежде всего, нравственное воспитание граждан, он старался на примере каждого отдельного случая образовать у человека ясное понятие об истинно нравственном. Сократ был убежден, что путь к добродетели через познание и приобщение к мудрости открыт для всех.
6. Аристотель. Аристотель является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Он оказал само сильное влияние на развитие человеческой мысли. В своем главном этико-философском сочинении «Никомахова этика» Аристотель развил одно из суждений Сократа, рассматривал проблему смысла жизни. Здесь же Аристотель дает первый очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Аристотель подвергает дружбу философско-этическому анализу.
7. Платон. Суть этико-политического учения Платона: концепция совершенного человека и соответствующего этому человеческому типу идеального государства. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, то есть добродетели. Побудительной причиной восхождения к идеям является эрос, неотъемлемой предпосылкой блаженства – добродетель, которая представляет собой порядок и гармонию души в диалогах «Пир» и «Федр» обсуждает суть любви, эроса. Излагаемый им взгляд на любовь как на свободное от вожделения стремление к духовно прекрасному.
При написании данной работы использован ряд исследований.
КонИ.С. «Дружба» - здесь уделено внимание идеалам, критериям дружбы как моральной и социальной ценности, нравственному смыслу этой формы человеческих привязанностей. «Лунный свет на заре. Лики и маскиоднополой любви» - книга посвящена некогда запретной теме однополого секса. В книге проанализированы интересные исторические факты; откровенно рассмотрены сегодняшние проблемы однополой любви биологических, юридических, гуманитарных аспектов.
Андреев Ю.В. «Цена свободы и гармонии». Вниманию читателей предлагается неординарный взгляд на проблему мужской гомосексуальной любви в Древней Греции.
Фролов Э.Д. «Факел Прометея». В центре внимания автора развития общественно-политической мысли древних греков.
Шкуратов В. «Историческая психология» - об участии научной психологии в познании прошлого человечества.
Развитию древнегреческой литературы уделяют внимание Радциг С.И. «История древнегреческой литературы», «Античная литература. Ее художественное и историческое значение в связи с общей культурой древних греков и римлян», Тронский И.М. «История античной литературы», Савельева Л.И. «Романтические тенденции в античной литературе», Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И., Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тахо-Годи А.А.
Дюпуи Е. «Проституция в древности». Об истории проституции в древнем мире, известных гетерах, куртизанках, противоестественной любви, о праздниках и обрядах, связанных с проституцией.
Лихт Г. «Сексуальная жизнь в Древней Греции» - исследование греческой чувственности на материале исторических источников. Подробно освящаются такие вопросы как эротика в греческой литературе, эротика и религия, греческая гомосексуальность и многое другое.