Смекни!
smekni.com

Пригородные дворцово-парковые комплексы Санкт-Петербурга (стр. 2 из 4)

От дворца Марли в разные стороны расходятся три аллеи (Малибанская, Березовая и Марлинская), рассекающие парк с запада на восток и ведущие к фонтану «Ева», павильону «Эрмитаж» и Львиному каскаду. Кроме этого в Марлинский комплекс входят Марлинский пруд и Секторальные пруды, Партерный сад и сад Венеры. Секторальные пруды первоначально представляли собой один полуциркульный пруд. Его разделили на четыре сектора тремя кирпичными перегородками, вследствие чего он и получил свое название.

В петровские времена отношение к прудам и садам отличалось здоровым утилитаризмом. В Марлинском пруду и Секторальных прудах разводилась рыба – сазаны, судаки, карпы и караси, а в саду Венеры росли вишни, ягодные кустарники и цветы. В наше меркантильное время эта славная традиция была возрождена. Теперь в прудах близ дворца Марли плещутся форели и осетры, которых можно выловить за некоторую плату, а потом самому же с аппетитом съесть.

Изначально планировалось, что дворец Марли станет еще одним местом, где будут проживать знатные особы. Но не прошло и трех десятилетий с момента окончания строительства, как дворец превратился в нечто вроде мемориального музея Петру I. Здесь хранились вещи, так или иначе связанные с его именем. В крошечной Гардеробной на втором этаже находилась небольшая часть его гардероба, включавшего всего около трехсот предметов. В Петергофе до сих пор можно увидеть некоторые из костюмов, принадлежавших Петру, несмотря на то, что большая их часть была передана Эрмитажу еще во времена Николая I.

Кроме петровского гардероба, во дворце Марли хранилась мебель, преподнесенные Петру подарки, различные принадлежавшие ему предметы быта и картины. В Верхнем и Нижнем коридорах дворца Марли до сих пор висят произведения фламандских и голландских художников XVII – начала XVIII века. На первом этаже дворца есть небольшая комната, называемая Чинаровым кабинетом, где висят три портрета отпрысков Петра Великого – парный портрет Елизаветы и Анны, портрет Петра и портрет Алексея.

В Буфетной дворца Марли можно увидеть фляги из темно-коричневого стекла, привезенные Петром I из Фландрии, из города Спа, куда он ездил лечиться. Эти фляги предназначались для минеральной воды. В той же комнате хранятся штофы с надписями на печатях «Лондон» и «Данциг», которые также принадлежали императору. Эти штофы использовались в качестве емкостей для вина, печати на них обозначали страну, в которой это вино было изготовлено.

Большой Дворец.Большой дворец не всегда имел тот пышный и величественный вид, который характерен для него сейчас. В 1714-1721 годах на этом месте были возведены Верхние палаты, которые, в сравнении с тем Большим дворцом, который нам известен, были очень скромными.

Здание Верхних палат еще при жизни Петра много раз перестраивалось, но настоящий размах строительство приняло только при императрице Елизавете Петровне. К моменту восшествия ее на престол, старый дворец ее отца уже совершенно не соответствовал вкусам растущего царского двора. Поэтому Елизавета поручила итальянскому архитектору Бартоломео Растрелли возвести на месте старого дворца новый, что и было им сделано.

В 60-х годах 18 века на смену стилю барокко пришел новый стиль – классицизм, и Большой дворец принялись вновь перестраивать, в соответствии с требованиями новой архитектурной моды. В этот период над интерьерами Большого дворца работали архитекторы Валлен-Деламот и Фельтен.

Однако, какие бы в нем не производились перестройки, Большой дворец всегда оставался центром Петергофского ансамбля. Это изящное трехэтажное здание с галереями стоит на краю естественной шестнадцатиметровой террасы. Залы Большого дворца отличаются необыкновенной красотой, особенно интересны Танцевальный зал, Чесменский зал, Западный и Восточный китайские кабинеты и Куропаточная гостиная. С одной из картин, висящих в Чесменском зале, связана весьма интересная история. На ней изображено сожжение турецких кораблей. Первоначально, в процессе работы над картиной, Хаккерт сделал ряд небольших ошибок. Объясняясь, он сказал, что ни разу не видел, как горит корабль. По приказу Екатерины II ему незамедлительно организовали это увлекательное зрелище – один из российских боевых кораблей был взорван в порту Ливорно, художник мог вдоволь налюбоваться на пылающее судно.Китайские кабинеты Большого дворца похожи скорее на пиратский сундук с сокровищами, чем на помещения, предназначенные для того, чтобы по ним ходили люди. Они сверкают и переливаются золотом и серебром, лаком и фарфором, эмалями и драгоценными породами дерева. На стенах этих кабинетов «живут» извивающиеся драконы и различные фантастические существа, порхающие бабочки и птицы, люди в странных одеждах, а источником света здесь являются фонарики с расписными стеклами. Создается ощущение, что ты попал в далекий сказочный мир.

Куропаточная гостиная, она же будуар, получила свое название благодаря рисунку шелка, которым обиты ее стены. На небесно-голубой ткани с невероятной реалистичностью изображены три куропатки в золотых колосьях пшеницы и ярких цветах.

4.Петергоф – Сады и Парки

Многочисленные парки Петергофа не менее знамениты, чем его фонтаны и дворцы. Прогуливаясь по Петергофу, можно и не догадываться, что переходишь из одного парка в другой. Многие парки даже и не воспринимаются посетителями как таковые, потому что не похожи на парк в стандартном понимании этого слова – скорее на лес с проложенными по нему аллеями. Такие парки называются пейзажными.

Впервые пейзажный парк появился в Петергофе при Екатерине II, он был назван Английским. Устройством этого парка занимались английский садовый мастер Джеймс Медерс и архитектор Джакомо Кваренги. В качестве композиционного центра парка был выбран живописный пруд с извилистыми берегами и островками, который появился на этом месте еще при Петре I, в 1720. Этот пруд образовался в результате перегораживания земляной плотиной протекавшего в глубоком овраге западнее Нижнего парка Троицкого ручья. Позже Английский пруд был соединен с Ропшинским каналом, и начал наполняться ключевой водой, от него вода через шлюзы поступала в Верхнесадский канал и на Западную сторону Большого каскада.

В 1832-1857 годах были созданы еще два пейзажных парка с прудами, Колонистский и Луговой. Колонистский парк располагается вблизи Верхнего сада и отличается сравнительно небольшими размерами, его площадь составляет всего 29 гектаров. Значительную часть Колонистского парка занимает Ольгин пруд, который окаймляет аллея серебристых ив. Пруд украшают два островка, на одном из которых построен Царицын павильон, а на другом – Ольгин павильон. Свое название Ольгин пруд получил в честь дочери Николая I, великой княгини Ольги.

В 18 веке территория, на которой впоследствии раскинулся Колонистский парк, была пустынной. В то время она называлась «Охотным болотом» – из-за пернатой дичи, которая водилась здесь в кустарниках. При императоре Николае I неподалеку от «Охотного болота» были построены дома, предназначенные для немецких колонистов, именно этот факт и отразился позже в названии парка.

В 1838 году болото было осушено, а на его месте был вырыт большой и глубокий пруд. Длина пруда составляла 470 метров, ширина – 300 метров, а максимальная глубина его была 2 метра. Берега пруда были укреплены огромными валунами и ограждены мощной дамбой, на этой дамбе была устроена аллея. Пруд был наполнен водой из Ропшинских ключей. Колонистский пруд до сих пор служит бассейном, питающим восточную группу фонтанов Нижнего парка.

Парк Александрия – один из самых больших парков в Петергофе и в мире, его площадь составляет 115 гектаров. Парк Александрия расположен восточнее Нижнего парка, от которого его отделяет каменная стена, прорезанная Звериными, Никольскими и Морскими воротами. С другой стороны парк Александрия граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница парка проходит вдоль шоссе Петербург - Ораниенбаум, а северная его граница проходит по берегу Финского залива.

Одновременно с парками рос и формировался город Петергоф. Так в течении двух веков был создан Петергофский дворцово–парковый комплекс.

5. Стрельна

Стрельна, один из старейших пригородов Санкт-Петербурга, расположена в 19 километрах от города, на южном побережье Финского залива.

В годы шведского владычества на этом месте находилась баронская усадьба под названием Стрелингоф. После того как в ходе Северной войны Ингерманландия отошла к России, усадьба Стрелингоф (или "Стрелина Мыза", как названа усадьба в "Походном журнале" Петра) перешла в личную собственность русского царя. В 1707 году в Стрельне был построен деревянный Путевой дворец.

Вдохновленный живописными окрестностями Стрельны, Петр задумал создать здесь, как и в Петергофе, загородную резиденцию, которая по великолепию должна была превзойти известнейшие резиденции европейских монархов. Планировалось возвести в Стрельне роскошный дворец, устроить каскады, гроты, разбить огромный сад. Проекты будущей резиденции разрабатывались знаменитыми архитекторами Жан-Батистом Леблоном и Бартоломео Растрелли, но, внимательно ознакомившись с обоими вариантами, Петр I предпочел более смелый проект Леблона. Архитектор энергично взялся за работу, но в 1719 году внезапно скончался. Его заменил приглашенный в Россию в 1718 году Никколо Микетти, при котором в 1720 году началось строительство Стрельнинского дворца. В 1723 году Микетти уехал на родину, и достраивали дворец по его планам уже русские архитекторы во главе с М. Земцовым.

После смерти Петра Стрельна долгое время оставалась без должного внимания августейших особ. На протяжении 18 века царская резиденция использовалась под хозяйственные нужды. Образцовые Стрельнинские сады поставляли на стол монархов овощи, ягоды и фрукты, а в огромных подвалах дворца были устроены винные погреба.