И не правильное становится то мнение, которое говорит, что в современной социально-культурной ситуации не внести новшества в формы мероприятий практически не возможно. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется "внешний" социальный заказ на невозможность освоения свободного времени, на проектирование досуговых программ и центров. Так как в практике бывали такие случаи, что при проведении тематической развлекательной программы для малозащищенных слоев населения (инвалидов) к ведущему подходили люди, говоря при этом, что им не интересна данная программа. Но через некоторое время, проводя это же мероприятие, по тому же сценарию у инвалидов, но только молодого возраста, оценка была более чем положительная.
По этому необходимо, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия "мероприятие" и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного социально-культурного проекта, которые зависят от организатора культурно-досуговой деятельности и от его профессиональных ценностей и целей. А Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей профессии, переживания сегодняшней социо-культурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных и ориентаций проектировщика, а также методов привлечения массовой аудитории к различным мероприятиям будет не достаточным решение видимой проблемы. Следовательно, в рамках социально-культурной программы можно поменять условия формирования и реализации образа жизни, изменив ситуацию путем:
а) реализации потенциалов среды (во всех ее областях) — предметных, информационных, ценностных и др.;
б) изменения связей и отношений человека со средой (расширение его взаимодействий с историко-культурным наследием, установление более тесных и продуктивных контактов с природой, социальным окружением, искусством и т.д.);
в) совершенствования деятельности соответствующих учреждений (или создания новых — в зависимости от характера проблем, имеющихся ресурсов, целей проекта), что создаст дополнительные условия гармонизации и оптимизации образа жизни.
Реализуя потенциалы среды, изменяя связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуя деятельность учреждений или создавая новые, программа в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для развития и самореализации личности.
Глава 2. Принципы и функции социально-культурной деятельности. Анализ деятельности государственных и частных учреждениях культуры
Являясь составной частью сферы непроизводственной, социально-культурная деятельность представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:
1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3) совокупность отдельных социальных стратегий в рамках того или иного региона.
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру самой социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся:
- культура,
- досуг,
- образование,
- искусство,
- физическая культура и спорт,
- здравоохранение и социально-культурная реабилитация,
- средства массовой информации,
- туризм, гостиничный и ресторанный бизнес,
- общественное питание,
- природоохранная деятельность и другие.
Но в настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга и отдыха как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы. Досуг деятельность как неотъемлемая часть всей социо-культурной сферы становится все более широкой, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. И в современной теории и практике термин "досуг" наиболее часто употребляется: как синоним свободного времени, как синоним свободной деятельности, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Соответственно, у деятелей муниципальных Домов культуры складывается стереотип, что легкой формой проведения, так сказать "свободного времени" станет вечер отдыха, (при чем не продуманный по теме и не рассчитанный на категорию населения), концерт творческих коллективов (не учитывая того, что концертные номера будут однообразными и в прочем зачастую никому не интересными). И чтобы не допустить данные ошибки,необходимо, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия "досуг" и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки функций и принципов всей социально-культурной деятельности.
2.1 Функции социально-культурной деятельности
Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.
Слово "функция" фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения, в конечном счете, связаны с родовым смыслом - "отправление", "деятельность". Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами:
· Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.).
· Во-вторых, эти компоненты взаимодействуют друг с другом в достижении конкретных и определенных целей.
· В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.
Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности, как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофессиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности.
Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определенные направления и стороны жизнедеятельности людей.
Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.
Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение качественно продуманного, мобилизационного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее (внеучебное) время.
Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.
Функции подвергаются изменению во времени - от возникновения к становлению до полной зрелости. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социально-культурной деятельности ее функции подразделяются на:
В качестве одного из главных оснований для классификации функций следует принять, прежде всего, развивающий характер самой социально-культурной деятельности, осуществляемой деятелями культуры и искусства на профессиональной и непрофессиональной основе, в его свободное или рабочее время. Всем им присущ ярко выраженный развивающий характер, им свойственны взаимосвязь и взаимозависимость в целостном процессе формирования личности, подвижность и изменяемость под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, процессов обновления российского общества.