Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектовкасается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации.
Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.
Основой всех таких принципов социально-культурной деятельности существуют принципы культурного, целесообразного, технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д. Еще существуют:
- принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ;
- принцип единства и преемственности культурно-исторического,
- социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;
- принцип общественно-государственного самоуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.
В них отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.В этих документах содержатся попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества.
В качестве ключевых областей и приоритетных принципиальных видов деятельности можно отнести следующие:
1. учет культурного аспекта развития;
2. связь между культурой, наукой и техникой;
3. сохранение культурного достояния;
4. человек и средства массовой информации;
5. участие в культурной жизни;
6. стимулирование творчества
7. созидания в области искусств.
Для оценки хода реализации таких программ используется ряд критериев:
· учет местных условий при определении потребностей и ресурсов в сфере культуры;
· придание новаторского характера обычным методам и средствам социально-культурной деятельности;
· получение предполагаемого социального эффекта;
· развитие междисциплинарных связей и обеспечение тесной связи научно-исследовательской деятельности с практикой культурного развития;
· объединение средств для осуществления смежных или аналогичных проектов, представляющих интерес для ряда партнеров.
Таким образом, в опыте различных научно-педагогических школ мы находим широкий веер разнообразных принципиальных подходов к содержанию и организации социально-культурной деятельности. Это свидетельствует о достаточно активных поисках и интересных находках, направленных на развитие теории и практики досуга и творчества детей, подростков и взрослых.
Заключение
Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей и конечно это во многом зависит от многих сфер, что дает увидеть многообразие социально-культурной программы.
Среди современных функций и принципов всей социально-культурной деятельности существуют такие как функции и принципы культуросообразности технологического процесса. Они используются в социально-культурных технологиях основанных на национальных традициях, нравственных и эстетических нормах поведения, национально-этническихю обрядностях, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ; единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций.В них, на современном этапе должны содержаться попытки сформулировать и обосновать концепции, связанные со стратегией и тактикой развития культуры в современном обществе. Суть и смысл их состоит в необходимости проявления со стороны правительственных и неправительственных учреждений и организаций такого же заинтересованного отношения к культуре, как к экономическому развитию и социальному благосостоянию общества в целом.
Список используемой литературы
1. Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. Теория. Методология. Практика / НИИ культуры. - М.,1986.
2. Новаторов В.Е. Педагогическая деятельность в творческом коллективе: учеб. пособие. – М.: изд. "Советская Россия",1987.
3. ЕрошенковИ.Н.,Зайченко А.И., КоролевА.М. Культурно – воспитательная работа: учеб. пособие. – М.:ПРОФИЗДАТ, 1988.
4. Новотный Н.,Фишер Р.Экономика культуры. - М., 1989.
5. Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. "Социально-культурная деятельность" Московский государственный университет культуры и искусств, 2001.
6. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2002. -268с.
7. Соколовский Ю.Е.,Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. "Просвещение"- 3 изд.2002.
8. Соколовский Ю.Е.,Коллектив художественного любительства: методическое пособие для работников культуры.- М.: изд. "Просвещение"- 3 изд.2002.
9. Филатов Ф.Р. Общая психология./ Ф.Р. Филатов – Ростов-на-Дону. Феникс, 2003-448с., с.56-59).