Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.
В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра [3, с. 18].
Заключение
История происхождения человека начинается в далёком прошлом. Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. До нас не дошло имен, изображений, биографий, свидетельств люде того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб.
У первобытных людей не было письменности, а у самых первых – и языка. Наиболее долгая эпоха человеческого прошлого безмолвна. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством.
Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда.
Отношение к первобытной культуре может быть различным. Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шёл процесс разрушения первобытной культуры.
Первобытность – это первое бытие. Разложение первобытной культуры – это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить её может только культурное, т.е. почтительное и бережное отношение к её основам. И чем больше мы научаемся видеть этот культурный смысл окружающей нас «второй природы», не оставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а понимая их значение, их культурную ценность, тем более будет у нас оснований самим стать культурными.
Библиография
1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов н/Д: издательство «Феникс». – 1999. – 576 с.
2. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. – М.: Гардарики. – 446 с.
3. Культурология: учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА. – 2000. – 319 с.
4. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д.; Издательство «Феникс». – 1997. – 576 с.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: 1991.
6. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). Ранние формы искусства. – М.: 1987.