Смекни!
smekni.com

Проблема начала культуры (стр. 1 из 3)

ПРОБЛЕМА НАЧАЛА КУЛЬТУРЫ

Содержание

Введение

1. Культура как способ адаптации первобытного человека к окружающему миру

2. Исторические стадии развития первобытной культуры

2.1 Культуры верхнего палеолита

2.2 Мезолит

2.3 Искусство неолита

Заключение

Литература


Введение

Практически неисчерпаемо, безбрежно поле многообразных явлений человеческого бытия, объединяемых общим названием – культура.

Когда и как возникла культура? На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Первая большая эпоха человеческой истории называется первобытностью, а если иметь в виду её основной материал – каменным веком. Вопрос, откуда начинать культуру, от австралопитеков или кроманьонцев, три миллиона или тридцать тысяч лет тому назад, решается сам собой, когда от умозрений переходят к интерпретации.

Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть уже материал для человеческого понимания. Но что можно отнести к свидетельствам культуры?

Идеологические воззрения древних людей закреплялись в каких-то действиях, носивших обрядовый, ритуальный характер. Неверным было бы представление, что их идеи являлись чем-то совершенно примитивным. Это не так. Доказательством служим мы сами, наша жизнь. Примитивные идеи не обеспечили бы жизнь первобытному человеку, будь они бессодержательными или ложными. Но он выжил, развил культуру, достижениями которой мы пользуемся и сегодня.

Целью работы является: рассмотреть проблемы начала культуры.

Для нам необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть культуру как способ адаптации первобытного человека к окружающему миру;

2) определить исторические стадии развития первобытной культуры.

В ходе написания работы мы использовали: «Культурологию» В.И. Полищук, в которой описана культура в первобытном обществе; В.Н. Топоров даёт характеристику ранних форм искусства палеолитической эпохи; «Культурологию» под ред. проф. А.Н. Марковой, которое охватывает историю культуры человеческого общества первобытной эпохи, Древнего мира, Античности и др.

1. Культура как способ адаптации первобытного человека к окружающему миру

Культура – это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Культура – это обработанная, «очеловеченная» и в этом смысле «окультивированная» природа. Это то, что отличает наш мир от самой себя воспроизводящей природы. Окружающие нас вещи предстают как мир «оживших» предметов, как предметно воплощённые человеческие усилия, мастерство, норм, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности, перенесенные человеком на созданные им творения.

Зачатки рациональных знаний и речь, одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнём, изобретение колеса и орудий труда, без которых невозможно обойтись и сейчас, в наш развитый в техническом отношении век – все это было достигнуто ещё в доисторическое время. Материальная культура являет собой великое множество вещей. Но среди них есть такие как топор, пила, молоток, нож, игла, без которых культура существовать не может, они служат как бы её скрепами, неразложимыми элементами. И они тоже достались нам в наследство от наших далёких предков.

Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась надбиологической, социальной, и требовала иных средств. Искусство явилось одним из таких средств. В широком смысле слова искусство – это осуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении, в веществе. Создание орудий труда – высокое искусство рук, чувств, мысли. Таким образом, труд и соответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человека существующим, а с другой – способ удовлетворения, способ его достижения. С помощью орудий труда человек достигал то, что виделось ему в воображении [2, с. 136].

Следует сказать об особом месте мифа как способа адаптации первобытного человека к окружающему миру. Мир заменяет первобытному человеку искусство и науку, он даёт полное знание обо всём, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несёт в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти живых людей, он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить. Первобытное сознание создаёт символы не в спокойной обстановке, а в состоянии напряжения. Первобытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций [4, с. 102]

Переход к родовой общине – это начало новой жизни, организованной на основе не природных, а социальных, самим человеком созданных принципов. Поэтому переход к родовой общине можно считать начало культуры. Таким образом, поклонение женщине как хранительнице кров и очага, а также запрещение кровосмешения есть самые глубокие корни человеческой культуры. Многие мыслители разных эпох отмечали, что культуру того или иного общества характеризует отношение к женщине в данном обществе [4, с. 131].

Искусство как особый вид деятельности в узком смысле слова тоже есть выражение неудовлетворенности и способ достижения удовлетворения. На первых порах большое значение имели руки, тело, органы речи. С их помощью первобытный человек непосредственно выражал своё чувство, своё видение мира. Поэтому произведения первобытного искусства являются не простым отражением предметов или существ окружающего мира, но и выражением состояния человека. Искусство было преломлённым в сознании первобытного человека миром. Оно наиболее показательно для характеристики первобытной культуры.

Особенностью первобытной культуры является, прежде всего, то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек – их создатель [4, с. 133].

Первобытная культура имела антропоморфный (человекообразный) характер, была синкретичной, а также обладала такой отличительной чертой, как примитивной коллективизм.


2. Исторические стадии развития первобытной культуры

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века.

В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества – каменный век – заключает палеолит (древнекаменный, ранний или нижний палеолит) – 3 млн. -100 тыс. лет тому назад, мезолит (среднекаменный век) – 100 тыс. – 30 тыс. лет тому назад, и неолит (поздний или верхний палеолит, новокаменный век) – 30 -8 тыс. лет тому назад [4, с. 87].

Далее выделяют: медный век (энеолит) – IV–II тыс. до н. э., бронзовый век – конец II – начало I тыс. до н. э. и железный век – начало I тыс. до н. э.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого человека разумного.

На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в архетипе – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие [3, с. 14–15]

Палеолит разделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний). От нижнего палеолита до нас дошли однообразные и грубые орудия труда. Оббитые гальки и кремневые сколы. Ими пользовались обезьяноподобные люди – питекантропы, синантропы и др. членораздельной речи, религии и искусства у них не было. Обитатели среднего палеолита, неандертальцы связно изъясняться тоже не умели. Они пытались выразить свои представления о мире не только жестикуляцией.

После палеолита следует мезолит и неолит. Эти периоды длились по несколько тысяч лет. Поздний палеолит занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется «настоящий» человек – Homo sapiens. Во-вторых, скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Главным социальным новшеством нижнего палеолита была экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники.

Замена эволюционного типа развития на исторический принесла столь радикальные изменения в довольно сжатые сроки и может быть определена как палеолитическая революция. Продуктом этой революции стало антропологическое, психосоциальное, духовное единство человечества, которое сохранится в истории вопреки расхождениям в экономическом, политическом, социальном, языковом, бытовом развитии человеческих обществ. Результатом этих изменений и стало то единство человечества, которое называется культурой. Орудия труда, жилище и предметы быта, язык, мораль, религию, искусство, знания о мире – все эти составляющие культуры можно отметить не раньше верхнего палеолита [4, с. 89]

Т.о. верхний палеолит – та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура рождается в конце древнего каменного века как сложившаяся система, тогда как в исходной точке антропогенеза можно говорить только об отдельных зонах культурного поведения. Специфика палеолитической культуры состоит в том, что её типологии опираются на весьма локальный и ограниченный материал, а общечеловеческие закономерности, вышедшие из позднего каменного века, относятся к самым глубоким, аморфным, тёмным константам культурного бытия. Архаический базис цивилизации воспринимается как коллективное бессознательное, сложившееся из ряда открытий «прометеевской эпохи».