Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой "светотеневой мазок" (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой "мазок с тенями", ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше - кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. "Мазок с тенями" образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.
При "росписи одной кистью" каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску - мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.
Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора "ситчик", когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи - птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но не в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.
Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.
Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт [16, c. 33-35].
Народный художественный промысел ЗАО «Объединение Гжель» имеет в своём творческом активе более восьмисот патентов на образцы авторских изделий и их группы с применением современных художественно-стилевых особенностей НХП «Гжель».
В настоящее время Объединение ''Гжель'' - современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Среди них потомственные мастера и семейные династии.
Коллектив постоянно работает над улучшением художественного и технического уровня изделий, осуществляет реконструкцию и строительство новых производств, ежегодно увеличивает выпуск продукции. В настоящее время ''Гжель'' производит художественный фарфор с ручной подглазурной росписью кобальтовой краской и майолику с полихромным декором. Ассортимент изделий насчитывает более 2000 наименований: наборы посуды, традиционные квасники, кумганы, декоративные вазы, скульптура малых форм, предметы для оформления интерьера: камины, светильники, часы и др.
Для подготовки специалистов на промысле создана стройная многозвеньевая система эстетического воспитания и образования молодежи.
Продукты ''Гжели'' пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке.
1.4 Фонд промышленных образцов. История его возникновения
Процесс формирования фондов музея обусловливается общественным строем страны, идеологией, развитием науки, культуры.
Для решения стоящих перед музеем задач важно, чтобы фонды удовлетворяли ряду условий.
Во-первых, содержание фондов должно соответствовать профилю музея.
Во-вторых, формирование фондов музея необходимо проводить в соответствии с уровнем развития исторической науки и музееведения.
В-третьих, фонды музея должны непрерывно и целенаправленно пополняться.
В-четвертых, фонды должны быть научно организованы [19, c. 153-155].
В состав фондов входят фонд музейных предметов, к которым относятся: вазы, шкатулки, кумганы, квасники подсвечники, пудреницы, сахарницы, конфетницы, масленки, кружки, бочонки, коробочки, кадочки; солонки, тарелки и блюда, бокалы, совки, супницы, чашки, кувшины, молочники, чайницы, чайники, сухарницы, розетки, лоточки, стаканы, салфетницы, ларцы,, доски разделочные и сырные, лопатки кухонные, ложки, кухонные комплекты, коробки для шитья и рукоделия, пепельницы, рюмки, стопки, соусники, штофы, наборы для супа, наборы салата, наборы для вина, наборы для коньяка, пива, окрошки, грибов, пельменей, варенья, специй, кваса, молока, напитка, компота, ухи, икры, сервиз столовый, посуда столовая, сервиз чайно-кофейный, сервиз чайный, сервиз кофейный, сервиз столовый, сервиз десертный, телефонные аппараты, горшки для цветов, кашпо; декоративные панно и тарелки, шахматы, телефонные аппараты, коробки и шкатулки миниатюрные, подносы, барельефы, плакетки, письменные приборы, туалетные приборы, пудреницы, скульптуры, кубки, гербы, изделия с изображением портретов, геральдики и архитектурные памятники; часы настольные, часы настенные, часы каминные, осветительные приборы (люстры, бра, настольные лампы),керамическая облицовачные плитки, изразцы, печи и камины, стаканы для карандашей, подставки для бумаг, декоративные лопатки, салфеточное кольцо, оправы для зеркал, художественные рамки для фотографий и картин, игрушки, кашпо, цветочные горшки, декоративные архитектурные элементы, медальоны, вставки, плакетки, карнизы, маскароны, фризы; игрушки; статуэтки; барельефы; макеты; макеты памятников культуры и архитектуры; пасхальные наборы; пасхальные яйца; подставки; крестики; медальоны; иконы; художественные изделия с использованием элементов церковного зодчества, лики святых; иконостасы (см. Приложение 1).
В музее также есть возможность увидеть начало процесса гончарного промысла, как из простого, мягкого, вязкого куска глины появляется сказочный сосуд. Форма вытягивается, наращивается, вдавливается и набухает, приобретая чёткий, выраженный силуэт. Гжель отличается своим неповторимым голубым колоритом.
Проходит время, но посуда Гжели современна, празднична, красива. Природный материал как часть самой природы несёт связь с ней. Она всегда живая для народного мастера, потому что воплощает жизнь огромного мира, окружающего человека.
В музее можно увидеть орнаменты Гжели на необыкновенных часах, шкатулках, светильниках, подсвечниках и на многих других предметах.
В музее представлены образы оригинальных произведений предметов (фрукты, овощи, животные, посуда), сюжетные композиции ("в лесу", "луг" и т.д.), а также различные сувениры.
Жизнь музейных предметов в фондах является основой всей музейной жизнедеятельности. Для этого они должны попасть в фонды, пройти процесс фондирования.
В наш индустриальный и компьютерный век, как никогда поражает и восхищает вечная красота, поэзия произведений народного искусства, позволяет глубже понять народное искусство, его духовные и эстетические ценности, культурную значимость. Оно живёт в истории, вне его невозможно понять содержание образов и язык предметов народного творчества.
2.1 Что такое музей. Виды музеев (галереи, частные музеи, виртуальные музеи, ночные музеи (Лувр), государственные)
Музеи (от греч. museion - храм муз) - учреждения, занимающиеся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность - произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев [26, c. 5].
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи - хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.
Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства - галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.