2.2 История развития музейного дела на Руси и в мире
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи - хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.
Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17-18 вв. - например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов - Старый музей в Берлине, 1824-1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.
Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства - галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.
Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес - что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.
В популярных дворцовых собраниях 16-18 вв. - кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах - сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л.Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17-18 вв. формируются многочисленные частные коллекции - исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18-19 вв. легли в основу государственных национальных музеев.
Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17-18 вв. - например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов - Старый музей в Берлине, 1824-1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.
Происхождение и развитие музеев связано с общественными потребностями в собирании, сохранении и изучении объектов природы, памятников материальной и духовной культуры - документальных свидетельств, необходимых, с одной стороны, для исследования процессов, явлений, фактов исторического развития природы и общества, с другой - для пропаганды научных знаний, удовлетворения познавательных, культурных, эстетических, потребностей общества [14, c. 45-47].
История музеев нашей страны восходит к эпохе феодализма (XVI-XVII вв.).
Первой формой древнерусского собирательства было накопление в ризницах крупных монастырей, в царских дворцах, в домах феодальной знати материальных и художественных ценностей - искусно исполненных культовых и бытовых предметов из драгоценных металлов, произведений живописи, рукописных и старопечатных книг и т.д.
Высшим результатом древнерусского собирательства явились собрания Оружейной палаты в Москве. Записки иноземных путешественников, описи имущества свидетельствуют о том, что этот крупный производственно-художественный центр уже в XVI в. был известен богатством коллекций, которые содержали наследственные сокровища русских царей, дары иностранных государств, военные трофеи, вооружение и снаряжение русских воинов. Оружейная палата имела своего рода экспозиционный зал - Большую оружейную казну. Сокровища, сосредоточенные в первых русских хранилищах, удовлетворяли потребности и престижного характера - служили доказательством могущества, богатства, знатности общественных верхов. Таким образом, вещи, наряду с утилитарным значением, приобрели социально-культурную, эстетическую, реликвийную, идеологическую ценность. Это и явилось предпосылкой для образования собственно музейных, собраний.
Возникновение первых русских музеев относится к началу XVIII в., к эпохе социально-экономических преобразований Петра I. Развитие научных знаний вызывало необходимость сбора источников, прежде всего в области естественной истории. С этой целью в 1714 г. была основана Петербургская кунсткамера. В соответствии с уровнем науки того времени в Кунсткамере сосредоточивались редкие («диковинные», «куриозные»), необычные образцы минералов, растительного и животного мира, предметы «древности» и т.д.
С практическими и политическими потребностями связано образование в начале XVIII в. первых военно-исторических собраний - коллекций «достопамятного» (старинного, редкого) оружия; военного снаряжения, трофеев и т.д. в Московском и Петербургском арсеналах и коллекций моделей, чертежей, снаряжения кораблей - в так называемой «Модель-камере». Эти собрания легли в основу ныне действующих в Ленинграде Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и Центрального военно-морского музея. Старинные технические устройства, отмечавшиеся оригинальностью, использовались при создании нового оружия и в строительстве флота. В то же время эти коллекции служили прославлению военной мощи государства.
Возможность использовать музейные собрания в целях образования, просвещения, идеологического воздействия очень рано была осознана обществом. Петербургская кунсткамера создавалась как учреждение не только научного, но и просветительного характера. Поэтому сразу после основания она была открыта для посещения.
Ко 2-й половине XVIII в. относится основание первых учебных музеев - «Музеума» Горного института в Петербурге, Минералогического, Зоологическою («Кабинет естественной истории»), Ботанического («Гербарий») музеев Московского университета. Музей естественных произведений при городской школе в Иркутске (1782 г.) был связан с учебным заведением и стал одним из первых опытов создания местных музеев.
Следующий этап истории музейного дела относится к 1-й половине XIX в. и связан с развитием исторической науки и ее специальных дисциплин - археологии, этнографии, археографии, нумизматики. Музеи выполняли функции хранилищ исторических источников и вместе с тем являлись своеобразными лабораториями для исследователей. Музеи создавались в составе получивших широкое распространение в этот период исторических обществ, открытых в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде (ныне г. Горький), Казани, Риге, Ревеле (ныне г. Таллин), в местах археологических раскопок на юге России - в Одессе, Феодосии, Керчи, Севастополе и других городах.
В связи с развитием капитализма после буржуазных реформ 1861-1874 гг. возникла необходимость расширения внутренних рынков, изыскания новых природных ресурсов. Для изучения края организовывались местные научные общества и учреждения - отделения Русского географического общества (в Иркутске, Омске, Кяхте, Хабаровске, Чите и др.). Общества любителей естествознания (в Екатеринбурге - ныне г, Свердловск, Ярославле, Перми и др.), статистические комитеты (во Владимире, Чите, Петрозаводске, Якутске, Могилеве, Ташкенте и др.). В процессе изучения края формировались коллекции, характеризующие местную природу, историю, экономику. На их основе во 2-й половине XIX в. сложилась сеть местных (будущих краеведческих) музеев, собрания которых содержали источники, необходимые для всестороннего изучения края.
В то же время на развитие музеев оказало влияние общественно-просветительное движение 60-х - 70-х гг. XIX в. Возможность использования наглядного, предметного музейного материала для просвещения народа привлекала к организации музеев передовых ученых, интеллигенцию, в восточных районах страны - и политических ссыльных.
Во 2-й половине XIX в. был основан ряд крупных научно-просветительных обществ - Вольное экономическое общество и Русское техническое общество в Петербурге, Общество любителей естествознания в Москве, в деятельности которого принимали участие такие известные ученые, как К.А. Тимирязев, А.Г. Столетов, Н.Е. Жуковский, С.М. Соловьев. Одним из направлений деятельности обществ явилось устройство больших всероссийских выставок, материалы которых составили основу крупнейших общедоступных («публичных») музеев - Музея прикладных знаний в Петербурге, Политехнического, Исторического, Антропологического музеев в Москве.