Смекни!
smekni.com

Происхождение, основные этапы развития и специфика культуры в Украине (стр. 2 из 2)

Есть основания считать, что трипольская культура возникла в условиях матриархального общества, поскольку во время раскопок археологами обнаружено достаточно большое количество глиняных фигурок людей, среди которых преобладают женские изображения типа «венер» палеолита. Они, скорее всего, олицетворяли верование в духов предков и, в первую очередь, в материнских богов. Но среди этих фигурок встречаются и изображение животных, которые могут быть как свидетельством об остатках тотемических верований, так и об эстетических вкусах трипольцев непосредственно связанных с их повседневным бытом. Известно, что в их хозяйстве животные имели важное значение. Люди разводили крупный рогатый скот, коз, свиней, овец, использовали животных как тягловую силу при вспахивании земли, перевозке урожая, строительных материалов и тому подобное. А из овечей шерсти они научились производить одежду. Следовательно, животные пользовались в трипольской культуре большим почетом.

Редкими являются пока что находки пластики с изображением людей, назначение которых не совсем понятно.

Подобно многим народам, которые верили в духов предков, трипольцы делали захоронение умерших родственников под полом собственных домов. Считалось, что таким образом можно обеспечить присутствие духов и их помощь по повседневным делам семьи. Также в пределах помещений встречаются и похороненные кости и черепа домашних животных: быка, собаки, свиньи.

Некоторые исследователи толкуют отметки на керамике трипольской эпохи как буквы и даже делают попытки дешифровать надписи, которые в случае доказанности их литерного характера нужно будет признать самым давним из известных до сих пор форм звукового письма.

Около 2.000 г. до н.э. трипольская культура приходит в упадок. Её носители частично оставляют эти земли, отступая под давлением более многочисленных воинственных, как считают, индоевропейских народов археологической культуры боевых топоров и шнурковой керамики и частично смешиваются с ними.

3. Культурное достояние киммерийцев и скифов

Превратиться в цивилизацию этой протокультуре, снова-таки, навредили кочевники, которые вошли в историю под именем киммерийцев. Навала киммерийцев в целом можно признать явлением разрушительным для развития культуры. Однако воинственные кочевники способствовали распространению в широком степном окружении достижений тех народов, которые испытали от них поражение. В виде военной добычи киммерийцы несли с собой предметы престижного потребления: одежду, украшения. Но больше всего войны способствовали распространению конного и военного снаряжения, которое часто имело все признаки произведений настоящего искусства: фигурные пряжки, кольчуги, украшенные сложными орнаментами из ромбов, квадратов, спиралей, которые образовывали совершенный геометрический стиль. К тому же киммерийцы уже завладели секретами изготовления оружия из железа, знали кузнечное дело и имели навыки сварки металлов.

Следом за киммерийцами в 7 ст. до н.э. на наших землях появились и скифы (скиты). По нехватке конкретных доказательств гипотетически большинство исследователей считают скифов ираноязычным народом, хотя издавна доказательная база иранистов поддастся разносторонней критике.

Археологическая культура скифского типа распространяется на огромные пространства от Алтая к Средиземному морю, но скольким и какого происхождения народам она принадлежит, выяснить пока еще невозможно. К сожалению, неизвестно, имели ли скифы письменность, по крайней мере, никаких письменных достопримечательностей непосредственно от скифов к нам не дошло. Но исторические сведения о скифах содержатся в иностранных источниках.

Достоверно, столицей Скифии в 8 ст. до н.э. было Каменское городище на правом берегу Днепра возле современного Никополя. Скифская знать столицы жила в цитадели-акрополе площадью 30 га в каменных домах. Вокруг на большой площади жилы ремесленники и другие мещане в наземных каменных и деревянных зданиях со столбами, а частично в землянках. Основными занятиями жителей города-метрополии были изготовления железных и бронзовых изделий на продажу, гончарство, а также скотоводство и земледелие. Большим уважением у скифской знати, как кочевников, так и оседлых пользовались изделия из местного и привозного золота. За такие изделия, что им вместе с вином и маслом поставляли греки причерноморских городов, скифы платили своими пленниками, а также продуктами земледелия.

Захоронения скифов кочевников отличаются от захоронений оседлого населения. Кочевники хоронили тела своих царей и знать в катакомбах, над которыми насыпали курган (высота насыпи некоторых из них достигала 20 м), в котором были достаточно много предметов роскоши. Скифские курганные драгоценности получили в наше время всемирную славу. Земледельческие племена Скифии были наследниками традиций первобытных племен, с которыми постепенно смешивались пришедшие кочевники. Поскольку культура любого народа в те времена имела синкретический характер и позитивные знания о мире в ней всегда тесно переплетались с бытовыми обычаями и религиозными верованиями, то, скорее всего, скифов следует рассматривать и как продолжателей культурных традиций первых земледельцев на поприщах нашей отчизны.

4. Древнеславянская культура

На протяжении всего 1 тыс. н.э. праукраинские земли продолжали оставаться ареной Великого переселения народов. Сокрушительными для местной культуры лавами прокатывались нашествия аланов, готов, гуннов, аварцев булгаров. Они заставляли коренные племена переселяться в менее пригодные для земледелия лесные районы, где вместе с земледелием приходилось заниматься охотой, пчеловодством, рыболовством и собирательством. При этом наиболее активная часть населения часто втягивалась в миграционный поток и общие грабительские походы вместе с разнообразными завоевателями.

Однако многочисленные попытки образовать стойкий государственный организм на украинских землях постоянно заканчивались дежурным поражением от “степных империй”, противостоять которым у племенных и межплеменных княжеств недоставало сил. Во времена зарубинецкой и черняховской археологических культур выплавка железа и кузнечное дело, гончарство, ткацкое и другие традиционные ремесла были уже давно освоены, наибольшего развития достигнув в больших городищах этой поры. Для черняховской культуры, плотно связанно с античным миром, засвидетельствовано начало формирования письменности на основе сообщения греческого и латинского алфавитов. Но после упадка черняховской культуры в результате втягивания населения в гунское движение на запад (следы разрушения отсутствуют), ремесла и торговля на украинских землях развивались преимущественно в рамках сравнительно небольших местечек и поселков. Среднее количество жителей в сельских поселениях составляли около 30 чел. Славянские племена селились у рек, строили жилье из дерева, какие обмазывались глиной. Население занималось скотоводством и земледелием. Для защиты от врагов в таком поселении строился так называемый «огород» — укрепленное ограждение из частокола, рва и земляного вала. Однако именно на такой упрощенной степени развития славяне становятся известные в истории под своим собственным именем, а не в составе других варварских союзов племен, и которых они часто терялись для историков. Славян украинских земель историки 5—6 ст. историки выделяют как наиболее воинственных во время нападений антов, отличая их от склавинов (юго-западных славян).

Одним из художественных символов зайнятой земли у славянских народов был каравай, который необходимо равномерно разделить между участниками трапезы. Мотив с разделением каравая ярко отразился, а украинском свадебном обряде, в котором молодой и молодая выступают как князь и княгиня. Как землю, обороняемую или захваченную общими силами, свадебный каравай с фигурами колосков, зерен, домашних животных, собранный и испеченный силами родственников, соседей и друзей, раздают каждому из участников свадьбы. Действующими лицами обряда выступают дружки — современные свидетели — приглашенные со стороны молодого, «свадебный староста».

Процессы этнического смешивания (миксации) в период Великого переселения были характерны для всей Европы, в которую главным образом через Северное Причерноморье врываются все новые азиатские орды. Одним из новых исторических имен, образовавшихся во время этнической миксации стали русы. Первые два выразительных упоминания о руссах появляются в конце 8 (770—790-ые гг.) и в начале 9 ст. в произведениях христианской литературы жития в Крыму, хотя значительное количество исследователей склонно рассматривать как первые упоминания о руссах сообщения историков 9 ст. Кроме того, существуют упоминания о руссах в Западной и Северной Европе.

Резвая хозяйственная деятельность способствовала последующей культурной эволюции тех племен, которые жили возле Днепра и его крупных притоков. Заметно усилилась военное могущество, способность объединить и возглавить соседей. Одним из таких центров и стал Киев, впоследствии превратившийся в столицу одного из наиболее могучих и культурно развитых государств средневековой Европы.


Заключение

Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в 7 веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Русь была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с товаром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко.

Список использованной литературы

1. Даниленко В.Н. Неолит Украины. – К., 1974.

2. Павленко Ю.В. Передісторія давніх русів у світовому контексті. – К., 1994.

3. Попович В.М. Нарис історії культури України. – К., 1998.