Содержание
Введение
1. Культура первобытных племён на территории Украины
2. Трипольская культура
3. Культурное достояние киммерийцев и скифов
4. Древнеславянская культура
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Решая проблемы, связанные с каждой из национальных культур, невозможно обойти вниманием вопрос их происхождения. Поскольку вопрос «нация» в теперешнем понимании тесно связано с государственным устроем народа, который заселяет определенную территорию, национальную культуру в первую очередь следовало бы рассматривать в связи с историей конкретного государства. Однако, как доказывает и новейшая, и древняя история, политические границы отчасти остаются только искусственными и, неустойчивыми образованиями. Они изменяются значительно быстрее, чем традиции народов, которые закреплены в сложном комплексе бытового и социального поведения населения, в его менталитете, что отображается в языке, достижениях материальной и духовной культуры. Весомее следует считать не политические, а языковые и территориальные признаки каждой из культур. Однако современное расселение народов Европы и Азии является, преимущественно, результатом процессов, которые длились в мире со времен «неолитической революции», в результате которой произошла и «революция» демографическая. Связки между языками и языковыми группами позволяют предполагать, что большинство современных народов Евразии получили свой национальный язык из одного источника – индоевропейского праязыка, носители которого передавали его вместе с достижениями своей синкретической на то время культуры. Однако, дальнейшее развитие человечества привело к существенному разветвлению языков и значительной культурной дифференциации народов. Только в неповторимом комплексе естественных, расово-этнических, языковых и геополитических факторов, которые действовали в конкретном историческом времени, и формировались народы теперешнего мира, а вместе с ними росли и их уникальные культуры. Не является исключением и культура Украины.
1. Культура первобытных племён на территории Украины
Известно, что люди селились на наших землях с незапамятных времён. Отечественными археологами найдены следы пребывания прачеловека еще ашельской эпохи (1 млн — 150 ты. лет назад, хотя достоверность радиоуглеродного метода датирований в последнее время поддастся критике). Такие находки случаются на Днестре, под Житомиром, на Закарпатье, в Донбассе и Крыму. Однако распространению людей в эпоху палеолита мешали ледники.
По окончании ледникового периода, который произошел на грани палеолита и мезолита (10—11 тыс. лет назад), когда климатические условия стали более пригодными для жизни, общины первобытных охотников пришли сюда вместе со стадами животных, на которых охотились. Археологические находки доказывают, что тогдашние жители наших земель кормились мясом разных животных, среди которых мамонты, пещерные медведи, дикие кони и др. В местах стоянки первобытного человека, которые часто имели характер длительных поселений, слой костей достигает метра и больше. Между костями археологи находят уголь от костров, кремневый инструмент, которым пользовался человек. Очень часто кости обожжены и разбиты, что свидетельствует и о широком использовании огня, и о попытках первобытных людей изготовлять орудия труда из костей.
Археологических находок, которые воспроизводят жизнь давней эпохи, на наших землях меньше, чем в Германии, Франции, Испании или других странах, где первобытный человек жил в сухих горных пещерах, которые хранят следы первобытной жизни значительно лучше, чем наша влажная почва. Соответствующие ландшафту и климату условия жизни требовали от здешнего древнейшего человека первоочередных усилий в определенных направлениях борьбы за выживание. Да, не имея естественного хранилища в виде пещер, люди должны были самостоятельно строить себе жилье. На наших землях первобытный человек прятался от холода и хищников, или зарываясь в землю (катакомбная культура), или создавая наземные здания. Очень часто материалом для строительства служили кости мамонтов (стоянки в Мазине, Межречье, Вороновке на Днестре и др.), которые покрывались ветками и обмазывались глиной. На месте таких поселений археологи обнаруживают настоящие произведения искусства: культовые браслеты из костей мамонтов, которые украшались «солнечной» и «лунной» символикой, подвески из морских черепашек, стилизованные женские статуэтки, изготовленные из бивней мамонтов, разнообразные культовые предметы (среди которых и музыкальные инструменты), украшенные резьбой, и тому подобное.
Выдающейся достопримечательностью духовной и материальной культуры древнейшего населения Украины является Каменная Могила, расположенная в степи поблизости с. Терпиня Мелитопольского района Запорожской области. В её гротах обнаружено больше тысячи рисунков разного времени, на которых изображено 15 видов животных, разнообразные сцены охоты. Фигуры выполнены как в реалистичной, так и в схематической манере. Некоторые из рисунков еще и до сих пор хранят остатки красной краски.
Родоплеменной строй у древнейших жителей украинских земель сложился еще во время мезолита. Археологические находки характерных изготовленных из камня и глины, доказываю о распространении среди первобытных людей не только примитивных культов, связанных с эпохой охоты и собирательства, но и более развитого — поклонение предкам, который на то время был связан с идеей материнства, рода и его прародительницы, и, достоверно, отвечал матриархальным принципам организации общественных отношений.
Во время неолита, которое для Восточного Европы датируется 4—3 тыс. до н.э., культуры жителей украинских земель выразительно распределялись на два типа: автохтонную охотничью и заимствованную земледельческую. Первые земледельческие племена появились из устья Дуная. Их принято относить к культуре с линейно-ленточной керамикой. Достоверно известно, что именно они принесли в наши земли культурные злаки, которые в диком виде встречались только в субтропической зоне Азии и Африки. От этих племен традиции земледелия были унаследованы и представителями буго-днестровской охотничьей культуры, но дальше на север и восток они в эпоху неолита не распространились.
В эпоху энеолита земли Украины начали распределяться на зоны трех хозяйственных типов. Правобережье стало колыбелью трипольской земледельческой культуры, а степной юг — скотоводства, связанного с племенами так называемой ямной культуры, которые вели кочевой способ жизни в степях от Днестра до Зауралья. В лесах и лесостепях рядом с охотниками и рыболовами встречались и представители скотоводства (среднеостоговськая культура 4—3 тыс. до н.э.).
2. Трипольская культура
Невзирая на имеющиеся условия, более-менее заметной конвергенции (смешивание, ассимиляция) между культурами разного типа в этот период не наблюдается. Однако, согласно археологических данных, достижения соседей были известны представителям каждой из культур, которые все же отдавали преимущество традиционному для них способу ведения хозяйства.
Наибольшего развития в это время достигла трипольская культура, названная так по названию с. Триполье Киевской области, где на мощный культурный слой материальных остатков впервые натолкнулся киевский археолог Хвойка в 1896 году. По некоторым этноанатомическим показателями трипольцы были достаточно далекими от поздних славян, поэтому тяжело видеть в них непосредственных предшественников теперешних украинцев. Однако достижения трипольцев во многом отразились на последующей судьбе культуры на украинских землях, поскольку положили начало традиции земледелия, а оно навсегда стало определяющим фактором развития стабильной части местного населения, предопределяя быт, обычаи, календарь и верования.
Следы трипольской культуры обнаружены на большой территории, которая охватывает почти всю Правобережную Украину и земли соседних стран: Польши, Молдовы, Румынии. Трипольцы жили на протяжении 4—2 тыс. до н.э. в поселках, которые состояли из нескольких десятков, а иногда и сотен небольших домов сделанных из дерева и обмазаных глиной. Эти дома располагались своеобразными кольцеобразными улицами по кругу, в центре которого находилось большее здание общественного назначения. Рядов жилищ вокруг центра иногда случалось до десяти. И хотя чаще встречаются поселки меньшего типа, стали известными поселения, которые можно считать протогородами, ведь они состояли из свыше двух тысяч домов (Майданецкое городище на Черкащине).
Дом принадлежал одной, реже нескольким семьям. Кроме обитаемых помещений, в нем обязательно были глиняная или каменная печь и амбары, где сохранялись съестные припасы. Тип жилья отвечал определенной общественной организации. Люди жили более обособленно тяготели к семейному быту. Эти формы сохранились и до более поздних времен. В самых давних упоминаниях о славянах в наших землях повествуется, что им свойственно жить семьями, в отдельных домах, каждый из которых стоит в стороне от соседних.
В потреблении трипольцев находилось большое количество посуды. Её тоже производили из глины, которую очень часто укрывали монохромными или полихромными росписями. Эти росписи состояли из растительного или геометрического орнамента, иногда — изображений одомашненных животных, в частности, коз и коров. На обломках глиняной посуды остались следы солнечных символов, среди которых круги, кресты, разновидности свастики. Такие символы характерны для культуры раннего земледелия, когда люди, которые осознавали свою зависимость от сил природы, пытались влиять на неё с помощью магических действий и знаков.
В этот период люди воспринимают солнце как верховное божество вселенной, от которой зависит все и, в первую очередь, те стихии, которые имеют непосредственное влияние на урожай, на плодородие земли, скота. Такие верования получили название солярных. Они были присущи человечеству на протяжении достаточно длительного времени и встречались во время первых земледельческих цивилизаций в разных уголках мира. Однако с классовым расслоением общества такие верования уступают другим религиозным системам, которые больше связаны с конкретными формами государственной власти и общественного строя.