Смекни!
smekni.com

Развитие генеалогии (стр. 3 из 5)

Генеалоги сидят в библиотеках, изучают «Адрес-календари», биографические словари, энциклопедии и дореволюционные газеты, пишут запросы в музеи.

Если требуется, генеалоги выезжают в те деревни, где жили предки заказчиков, собирают воспоминания старожилов, фотографируют.

В Интернете не трудно найти организации, оказывающие генеалогические услуги. В жёлтой прессе стали появляться безграмотные статьи о том, как эти генеалогические организации за большие деньги выдумывают всем желающим знатное происхождение. Эти авторы не знают, что без документов, заверенных архивами, такая родословная является обыкновенной фантастической историей. Разумеется, за такое голословное «исследование» никакой заказчик денег не даст. Генеалогия опирается только на официальные документы. Никакие домыслы, даже за большие деньги, здесь невозможны.

Генеалогическое исследование завершается изготовлением альбома-отчёта, составленного дизайнерами. В этом альбоме будут храниться заверенные архивами копии подлинных документов, фотографии, схемы, карты и т.п.

При желании, можно заказать книгу о своих предках, которая будет написана специально для ваших родственников.

Короче говоря, генеалогия - наука серьёзная и увлекательная.

Генеалогические исследования. Сборник научных трудов. - М., 1993

Люди, которые пытаются строить свои генеалогические деревья, нередко ощущают бесполезность обращения за помощью в какие-либо учреждения, хотя в последние годы появилось довольно много организаций, занимающихся вопросами генеалогии. Общества и союзы, объединяющие потомков дворянства и аристократии, генеалогические общества, исторические архивы, фонды, исследовательские организации - все эти учреждения заняты реставрацией традиционного, тщательно документированного построения генеалогий.

Как правило, человека удовлетворяет даже примерная картина, подтвержденная свидетельствами близких или дальних родственников. Генеалогические деревья в этих случаях являют собой инструмент самоидентификации, средство самоутверждения и самосохранения личности в истории, памяти потомков. Важно то, что составляют эти деревья не титулованные особы, озабоченные претензиями на наследство и привилегии, а обычные граждане. Поэтому массовая генеалогия подчиняется не законам права, а законам общей психологии. В частности, из нее “вытесняются” неприятные для респондентов персонажи, она в высокой степени избирательна. Некоторые персонажи могут не попасть в нее по “законам здравого смысла” или по законам “нормального восприятия”.

В нашей практике был случай, когда один автор упорно не включал в свое генеалогическое дерево старшую сестру, умершую в младенческом возрасте. О ее существовании он хорошо знал, но психологическое убеждение в том, что у него нет и никогда не было живых сестер (ни младших, ни старших), а та, что была, умерла в девятимесячном возрасте за полтора года до его собственного рождения, оказалось сильнее рационального фактографического знания. Когда этот психологический барьер был преодолен, возник другой вопрос: надо ли включать в генеалогию “несостоявшегося брата” - мертворожденного мальчика (об этом факте из жизни матери автор также хорошо знал). Если бы исследование было посвящено проблемам деторождения, то все три случая родов (мертворожденный младенец; дочь, умершая в девятимесячном возрасте и, наконец, доживший до настоящего времени сын - автор генеалогического дерева) имели бы статус релевантной информации. Чтобы изучить механизмы репродуктивного поведения, для демографической науки важно фиксировать не только рождения, но и зачатия, и прерывания беременности (естественные и искусственные). Но так как данная генеалогия служила типичным целям “массовой генеалогии” - познание собственных корней, самоидентификация и т.п., - то первые два рождения представляют собой лишь свидетельства упорного желания матери иметь ребенка.

Причины неточностей или умолчаний в генеалогических деревьях, а также их несоответствия действительным “историческим” семейным событиям могут быть разными. Наши примеры показывают, что такого рода ситуации достаточно типичны для генеалогий, которые мы называем массовыми. В связи с этим резонно поставить вопрос о степени достоверности информации, содержащейся в такого рода источниках. Наша принципиальная позиция состоит в том, что в ситуации опросов люди редко говорят неправду. Этот принцип в еще большей мере применим к массовой генеалогии. В то же время при обращении к генеалогическим деревьям следует учитывать, что их составители могут что-то забыть, о каких-то моментах собственной истории могут не знать, а иногда даже не догадываться о том, что информацию о своей семье можно где-то получить. Тем не менее массовая генеалогия, на наш взгляд, является источником надежной и достоверной информации об истории жизни семей.

В процессе сбора эмпирических данных следует тщательно прорабатывать методологические и методические вопросы, думать о приемах, которые помогли бы составителям родословий (не профессионалам) активизировать память, уйти из под влияния предрассудков и стереотипов, о том, чтобы подсказать пути (каналы, источники) поиска необходимой дополнительной информации. Естественно, все это способствует повышению достоверности и надежности данных.

Аббасов А.М. Семейный родословник. - Воронеж, 1994.

Для многих решающим шагом к составлению собственной родословной являются заслуги предков, значимость и весомость фамилии, стремление более детально выяснить свою причастность к тем или иным семейным династиям. В любом случае, каковы бы ни были мотивы, побудившие человека заинтересоваться генеалогией, существуют общие рекомендации по составлению родословной. Самая главная - не откладывать дело «в долгий ящик», а приступать к работе, пока живы представители старших поколений Вашей семьи. Ведь зачастую только от них можно получить исчерпывающую информацию о дальних родственниках.

Также на начальном этапе исследования истории семьи стоит уделить время тщательному изучению домашнего архива - семейных документов, писем, дневников, старых фотографий. Это поможет схематично представить родственные связи, соединяющие Вас с ближайшими предками. Графическая схема, как уже отмечалось ранее, может быть восходящей (от общего предка ко всем его потомкам), так и нисходящей (от Вас к предкам).

Самостоятельно составить родовое древо (дерево) можно следующим образом. Для этого рисуется схема прямого или обратного дерева, в зависимости от того, какое Вы хотите составить. В кружочках (или прямоугольниках), обозначающих персону, пишется имя соответствующего человека. Поскольку большой объем информации просто невозможно уместить на одном листе, то желательно завести генеалогическую карточку на каждого имеющегося в родословной схеме человека. Сюда Вы сможете занести всю информацию, которая пока имеется в наличии, а также записывать сведения, поступающие впоследствии.


Чем дальше будет продвигаться работа над составлением родословной, тем более явно перед Вами предстанут разветвленные родственные связи. Это вполне объяснимо - в течение жизни каждый из нас приобретает многочисленных родственников.

Отец и мать, сын и дочь, брат и сестра, дедушка и бабушка, внук и внучка, муж и жена, тесть и теща, свекор и свекровь, дядя и тетя, племянник и племянница, кум и кума, сват и сватья, свояк и свояченица, зять и невестка, шурин и деверь, сноха и золовка - одни понятия знакомы с детства, в других бывает очень сложно разобраться.

Термины родства в целом поражают разнообразием, большинство из них зародилось еще в Древней Руси. С давних времен известно три типа родства: кровное - по общему предку; свойство - по брачным союзам; духовное родство - кумовство, побратимство.

Кровное родство имеет сложную иерархическую систему, где можно выделить несколько степеней. Обычно степень родства рассматривается вплоть до троюродных братьев и сестер. Одно колено, или поколение, составляет степень, а цепь поколений - линию. Соответственно, в каждой линии столько степеней, сколько рождений. Следовательно, сын - это первая степень родства, внук - вторая и т.д. Троюродные родственники считаются уже шестой степенью родства.

Об отношениях, основанных на браке - разговор особый. Супруги, как ни странно, родственниками не являются. Их связывает только брак, а никак не родство. Эта система отношений с давних времен строилась по принципу «свой - чужой». Вот основные термины свойства:

Тесть - отец жены.

Теща - мать жены.

Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Деверь - брат мужа.

Золовка - сестра мужа.

Зять - муж дочери, сестры, золовки.

Шурин - брат жены.

Невестка - жена брата или жена сына, жена одного брата по отношению к другому.

Сноха (сыноха) - жена сына, невестка.

Сват, сватья - родители молодых и их родственники по отношению друг к другу.

Свояченица - сестра жены.

Свояки - лица, женатые на двух сестрах.

Таким образом, один и тот же человек приходится зятем тестю, тёще, шурину и свояченице. Зато своячины, или свояченицы - это, вопреки логике, не жены двух братьев, а жены свояков, то есть сестра жены по отношению к мужу своей сестры...

А вот из терминов духовного родства наиболее распространены кум и кума - крестный отец и крестная мать ребенка по отношению друг к другу и к родственникам крестника.

Хорошие отношения в семье создаются сознательно - следует любить и уважать людей, рядом с которыми живешь, почитать старших. А для того, чтобы ценить своих родственников - близких и далеких, родных и приобретенных - лучше знать, кто из них кем нам приходится, откуда пошло то или иное название, где лежат его корни. Родословное дерево очень много значит в нашей жизни - понимание этого рано или поздно приходит к каждому.