Министерство образования и науки Украины
«Развитие в культуре древнего Рима»
Введение
Культура Старинного Риму - второй этап античной культуры. Влияние культуры Старинной Греции на Рифм не подлежит сомнению. Древнегреческий историк, автор фундаментальной 40-томной "Общей истории" Полибой, который прожив в Риме 16 лет, подчеркнул одну из особенностей древнеримской культуры: "Римляне, оказывается, могут лучше за всякий другой народ изменить свои привычки и позаимствовать полезное". Але в той же час римская культура не копировала греческую, она развивала, углубляла достигнутое, а также привносила собственные национальные черты - практицизм, дисциплинированность, соблюдение суровой системы. Наибольшие завоеватели старины - римляне, подчиняя разные народы, впитывали их культурные достижения, но при этом сохраняли и свои "домашние" обычаи. Динамизм римской культуры - такая же важная ее особенность, как и традиционализм. Взаимодействие этих двух начал обусловила и ее жизнеспособность, и огромную роль для дальнейшей культурной истории Европы, особенно Западной.
1. Периодизация
Периоды в развитии древнеримской культуры четко отвечают трем основным этапам в политической истории: царскому, периода республики и периода империи.
Традиционно начинают отсчет истории Старинного Риму с VIII ст. к н.э., от легендарной даты учреждения Рима Ромулом и Рэмом в 753 г. к н.э. К VI ст. к н.э. Рифм представлял собой полис во главе с царями. Большое культурное влияние взыскивали на римлян соседние народы, особенно загадочные этруски (неясное происхождение этого народа, так как остается непонятной его письменность). В них римлянина позаимствовали большинство букв своего алфавита, приемы строительства, некоторые обряды (например, гладиаторские бои). Символ Риму - бронзовая статуя волчицы - выполненная этрусским мастером. Этрусской была последний из царских династий.
После изгнания властвуя власть переходить к народному собранию, которое обирало сенат и двух консулов. В период республики (VІ-И ст. к н.э.) Рифм подчинил всю Италию, победил Карфаген и завоевал Грецию. Греки становятся учителями своих завоевателей, греческое влияние на римскую культуру доминирует: изучается греческая философия, литература, знание греческого языка становится обязательным для просвещенного человека, копируются греческие скульптуры.
Внутренний кризис республиканского порядка, преобразование армии на профессиональную, изменение роли военачальников служат причиной гражданские войн. Роща Юлий Цезарь провозгласив себе императором. После убийства Цезаря и отчаянной борьбы к власти пришел его племянник Октавиан Август. Его правление начинает период империи (І ст. к н.э. - V ст. н.е). Накопленный культурный потенциал, политическая стабильность, огромные материальные богатства обуславливают подъем римской культуры. Завоеванные восточные народы также делают свой взнос в культуру Риму, особенно их влияние ощущается в религиозной сфере. Рифм долго не знает военных неудач, но внутренние противоречия ослабляют его, в конце IV ст. н.э. происходит низменность Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Рифм был разрушенный варварами, и это событие считают концом истории Старинного Риму и старинной истории вообще.
2. Религия
Религия римлян древнейшего часа базировался главным образом на представлении о внутренних силах, присущий отдельным предметам и людям, на вере у духов - охранников и покровителей мест, действий, состояние. К ним принадлежали гении (добрые духи, которые предохраняли человека на протяжении ее жизни), пенаты (охраннике родного жилья, а потом - всего римского народа, отсюда берет свой кочан известное выражение - "возвратить к родным пенатам", т.е. возвратить на родину, домой). Верили и у божества гор, источников, лесов. Эти духи и божества были сначала безличные и бесполые, нередко именовались и в мужскому, и в женском роде (Янус и Яна, Фавн и Фавна). Этим божествам приносились жертвы, им посвящались религиозные церемонии. Огромное значение отводилось разного рода ворожением (за летом птиц, за внутренностями животных и т.п.).
Под влиянием итальянских племен появились бог Сатурн, верховный бог Юпитер, Юнона и Минерва. У плебеев (низший слой граждан) была своя троица божества: Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградарей) и Либера. Общеитальянскими богами стали Марс (бог войны), Диана (богиня Луны), Фортуна (богиня счастья, успеха), Венера (богиня весны и садов, потом - любовь и красоты). Некоторые боги держались с достоинством главным образом людьми одного состояния или профессии (торговце уважали Меркурия, ремесленники - Минерву). У римлян не сложилась собственная развитая мифология. С усилением греческого влияния состоялось определенное сближение римских богов с греческими и заимствование греческой мифологии (Зевс - Юпитер, Гера - Юнона, Афина - Минерва, Асклепий - Эскулап и т.п.). Проникали у Рифм и восточные культи - Исиды, Осириса, Кибэлы, умирающего и воскресающего бога Митры.
Характерной особенностью мировоззрения давних римлян была мифологизация своей истории. Если о богах практически не было сюжетных рассказов, то об учреждении Риму рассказывал миф о братьях Ромула и Рэма, которые сперва чудом остались живыми после заговора против их отца и потом были вскормлены волчицей. Начиная из древнейших времен передавались рассказы о военной доблести и патриотизме римлян. Одна из их - о Рощи Муция, прозванного Левшой. Под час осады Рима этрусками он пробрался во вражеский лагерь и попробовал убить властвуя, но был схваченный. Чтобы показать врагу стойкость духу римлянин, Роща Муций сам положил правую руку на огонь светильника и сжег ее, не выговорив ни звука. Ошеломленные этруски отпустили Муция и сняли осаду. Позднее в честь военных победил Рима устраивали грандиозные триумфы, а полководцы становились объектом культа. Римский народ считал себе избранным, а свое государство - одной из высочайших ценностей. На этапе империи сформировался культ императора как живого бога.
3. Возникновение христианства
В меру нарастания общего кризиса Римской империи наступает и кризис традиционной религии. Вследствие сложного синтеза восточных религий и культов, прежде всего иудаизма, платоновской и эллинистической философии (в частности стоицизма) и социальных утопий возникает новая религия - христианство. Из иудаизма - монотеистической национальной религии еврейского народа - в христианство пришла та часть Библии, которая называется Старим Завещанием - сборник давних священных текстов. Он составлялся на протяжении І тысячелетие к н.э. и содержит изложение мифологических систем и сюжетов, исторические пересказы, религиозную публицистику и притчи, философско-моралистические произведения и любовную лирику, образцы религиозной мистики.
Что представляет содержание новой религии - христианства? Если стараться сказать сжато, то это вера в те, что две тысячи лет тому Бог пришел в наш мир - родился, принял имя Иисус, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Священной книгой христиан постоянная Библия, в которую вошли Старый Завет и Новый Завет. Новой Завет содержит: 4 евангелии (в переводе с греческого "евангелия" - благо, добрая весть) - от Матвея, от Марка, от Луки и от Иоанна, в которых описанная земная жизнь Иисуса Христоса; Действие святых Апостолов (учеников Христоса); Соборные послания святых Апостолов; Послание Апостола Павла и Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Опыт, воплощенный и зафиксированный в Библии, обогатил народную мудрость, повлиял на развитие литературы, изобразительного искусства, философской мысли.
4. Наука
Современная историческая наука исходит из того, что евангельские рассказы об Иисуса имеют под собой историческая подпочва. Большинство историков соглашается на мысли, что Иисус (который родился в 4г. н.э.) был реальным подвижником и проповедником, который живой в Иудее и героически принял мученическую смерть за веру и истину. Историческими (т.е. такими, что реально существовали) личностями считается и большинство апостолов - ближайших учеников Христоса (Петр, Андрей, Иоанн, Павел и другие). Наследуя пример своего Учителя, апостолы не должны были владеть имуществом, им нельзя было оставаться на одном месте дольше одних-двух дней и брать с собой в дорогую что-небудь, кроме хлеба.
Христос проповедовал две "наибольших заповеди в законе", в которых сосредоточенный весь дух и значения истинной веры. Первая с них: "...возлюби Господа Бог твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем пониманием твоим...", вторая же: "возлюби ближнего твоего как самого себя; на этих двух заповедях утверждается весь закон..." (Евангелия от Матвея. 22.37; 39-40).
Ведущая в раннем христианстве идея равенства людей перед Богом была своеобразной формой протеста завоеванных и угнетенных. Новая религия, которая сначала распространилась среди низших слоев общества в восточных провинциях, испытывала сурового преследования. Первые упоминания о христианах в римских источниках принадлежать к часу правления императора Нерона (І ст. н.э.), когда их предъявили обвинение в поджоге Риму и устроили массовую смертную казнь. Постепенно христианство завоевывает все больше приверженцев, а верхушка церковнослужителей вступает в союз с властью. Император Константан І на кочане IV ст. н.э. признал христианство равноправной религией, а в конце IV ст. император Феодосий І запретив все языческие обряды, т.е. христианство превратилось на государственную религию.
5. Система воспитания и образования
Особую роль у римлян отыгрывало семейное воспитание. Дети воспитывались в духу уважения к верованиям и обычаям предков, безоговорочного покорения родительской власти. Настоящий гражданин у римлян - это послушный сын и дисциплинирован воин. Стародавнее законодательство предусматривало суровое наказание за нарушение родительской воли, в этом же направлении действовала государственная религия с ее обожествлением гражданской и военной добропорядочности. В V ст. к н.э. появились элементарные (в переводе из латыни - основные) школы, где учились главным образом дети свободных граждан. Предметы - латинский и греческий языки, письмо, чтение и счет. Позднее среди знатных и зажиточных семей приобрела распространение домашнее образование. В II ст. к н.э. возникли грамматические и риторские школы, которые также были доступные только для детей богатых римлян. Риторские школы были своеобразными высшими учебными заставами (ораторское искусство, право, философия, поэзия). Постепенно юристы-учителя образуешь довольно стойкие группы, которые получили название "кафедры". За таким же принципом оформляются кафедры риторики и философии, медицины и архитектуры. Несколько высших школ возникает в II ст. н.э. (Рифм, Афины). Студенты, которые приезжали приобретать образование по разным частям Римского государства, объединялись у землячества-"хорьки".