Смекни!
smekni.com

Развитие культуры как совокупности "средств общения" (стр. 2 из 4)

· вначале всякое новое средство коммуникации ускоряет процесс создания сообщения (acceleration);

· затем оно вытесняет прежние способы (obsolescence);

· начинает объединяться с традиционными способами (synthesis);

· и наконец, возвращается к старым методам создания сообщения, но на более высоком уровне (извлечение).

Представленные стадии справедливы для всех системообразующих медиа (алфавит, печатный станок, печатные СМИ, телеграф, телефон, радио, телевидение), кроме средств устного типа коммуникации и первобытных культурных артефактов.

Культура как совокупность «средств общения»

В каждой работе Г. Маклюэна можно чётко проследить три основных направления.

Первое направление посвящено искусству, которое можно рассматривать, как процесса познания, относящегося к символическим средствам, их мы можем наблюдать в самых различных визуальных обращениях - это может быть, как произведение искусства, так и реклама.

Для Г. Маклюэн является типичным рассматривать искусство, как познание, поэтому в работе «The Mechanical Bride» он постарался, как можно больше внимания уделять непосредственно поиску взаимосвязей между поп-культурой и искусством. За основу он брал печатную рекламу, доказывая, что в каждой рекламе присутствуют символические элементы, поэтому она потихоньку становится одной из разновидностей фольклора. А в «Culture is Our Business» реклама представлена, как «пещерное искусство двадцатого века» (хотя, несмотря на все нападки на рекламу, Г. Маклюэн относился к ней положительно).

Второе направление связано с тем, как используется технология для расширения возможностей человека, суть этого направления заключается в том, что практически любое послание по содержанию находится под влиянием технологий, которые потом используется для распространения информации.

Книга «Understanding Media», стала стартом для разработки этого направления. Его анализ в книге начался с таких слов:

«Наша культура, уже очень давно привыкла к дроблению и разделению всех вещей, чтобы мы могли ощущать их, как средства контроля, но для многих откровением становится тот момент, что в действительности всего лишь носитель информации уже может быть посланием. А если объяснить не научными терминами, то возможны любые изменения личностного и социального характера после использования медиа-средств. Мы, «растём» в моральном смысле этого слова, после любого события, которое происходит в нашей жизни, даже если это реклама или развитие какой-то новой технологии, которые мы ещё не используем, но уже о ней знаем».

Г. Маклюэн также описывает возможные положительные и отрицательные эффекты проявления данного утверждения. Например, автоматизация производства облегчает человеческий труд; но в тоже время у человека появляется новая роль во взаимодействие с машиной, также заменяются связи, которые разрушает машинная революция.

Ученый понимал, что будущее за новыми технологиями, и проблема человечества заключается в том, чтобы найти общий язык с тем новым, что ждет нас впереди. Люди, по его мнению, входят спиной в будущее. «Непонимание того, как использовать новые знания растет по экспоненте»,- писал Маклюэн, - «Технологии – это не просто изобретения, которые используют люди, это средства, с помощью которых люди создаются заново…. Будущее – адрес нашего проживания».

Третье направление – это убеждение Г. Маклюэна в том, что переворот в культуре влечет за собой смену исторических эпох и происходит каждый раз тогда, когда появляется новое средство сообщения. Исходя из того, что культура – это совокупность средств сообщения, формирующих сознание людей, а в конечном счете и их образ жизни, Г. Маклюэн предложил оригинальную классификацию культурных эпох:

Эпоха «дописьменного варварства» характеризуется наивно-непосредственным отношением людей к окружающей среде. Их высшим коммуникационным достижением была членораздельная речь, воспринимаемая слухом, отсюда - формирование «человека слушающего». «Человек слушающий», использующий естественные коммуникационные каналы, жил в открытом акустическом пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям, что способствовало гармоническому развитию его психического мира.

Дописьменная культура ориентирована на будущее, она выделяет огромное внимание ритуалам, гаданиям, пророчествам. В условиях племенного общества формируется и развивается новое культурное поле, которое обеспечивает взаимодействие людей и преемственность поколений. Этим новым культурным полем является язык, который обеспечивает не только непосредственное общение людей и трудовую деятельность, но и создает предпосылки для появления другой – идеальной, или духовной, стороны культуры. Этот период существования человечества самый длительный, с точки зрения хронологии. Он начинается от нижнего палеолита (древнего каменного века) – более миллиона лет тому назад и длится для некоторых этносов, живущих в особенно изолированных условиях, до настоящего времени.

Эпоха, включающая два последовательных этапа:

· письменной кодификации, нарушившей духовную гармонию и «сенсорный баланс» неграмотного варвара; теперь в коммуникации главенствует не слух, а зрение, не акустическое сообщение, а умопостигаемые тексты, закодированные письменами. Приобщение к умственным операциям кодирования-декодирования смыслов сделало человека рационалистическим и расчетливым «сторонним наблюдателем исторического процесса». На смену племенному братству пришла феодальная раздробленность (детрибализация). Однако вплоть до XV века ороакустический (устный) и визуальный (письменный) каналы коммуникации находились в условиях равновесия.

· эпохи Гуттенберга, окончательно покончившей с природной гармонией первобытного человека. Наступила «типографская эра», давшая возможность обращаться к массовой «безличной» аудитории. Человек становится «умнее» не за счет общения с другими людьми, а за счет индивидуального чтения. Вместо «человека слушающего» появляется «человек смотрящий», у которого атрофированы все сенсорные каналы - слух, обоняние, осязание, вкус, зато гипертрофировано зрение. Личное мышление все больше уступает место ориентации на печатное слово и «книжные» авторитеты. Люди стали доверять «мертвой букве» больше, чем живому слову, отчуждение приобрело в обществе угрожающие масштабы. Зависимость людей от продукции «Гутенберговской Галактики» привело к печальным последствиям. По мнению Г. Маклюэна, массовые политические и религиозные движения, кровавые революции, мировые войны - все это следствие гипнотического воздействия печатных изданий. Такие уродливые черты европейской цивилизации, как индивидуализм, эгоизм и всеобщее отчуждение, национализм и безбожие, информационные перегрузки и психические расстройства, объясняются длительной монополией книги как господствующего средства коммуникации. На этом этапе происходит радикальная трансформация "сенсорного баланса", которая приводит к почти полному атрофированию всех иных каналов сенсорного восприятия, кроме визуального: человек превращается по сути дела в один большой глаз, у которого все иные возможности сенсорного контакта и, соответственно, коммуникации - тактильной, звуковой, обонятельной, вкусовой - сведены к минимуму.

Кроме того, книга стала первым стандартно воспроизводимым товаром, то есть первым продуктом массового производства.

И, наконец, в XX веке произошел новый переворот, связанный с электричеством:

«Электрическая цепь сокрушила время и пространство, погрузив каждого из нас в океан забот других людей. Она заново восстановила всеобщий диалог в глобальном масштабе. И главной вестью, которую она принесла людям, стала весть о Всеобщем изменении».

Человек вернулся к уже существовавшим формам существования из-за введения новых технологий. Как говорил Г. Маклюэн:

«Если технология И. Гутенберга сменила античный мир и открыла для нас Ренессанс, то изобретение электричества, снова ввергло наш мир в пучину изменений, где смешалось наше настоящее и прошлое».

Он сформулировал четыре принципа, весьма важные для коммуникаторов, а также дал уточнения для них и ограничил области их применения. Эти четыре принципа были озвучены следующим образом:

1. Каждая новая технология влияет на расширение возможностей какого-то определённого органа или определённой способности.

2. Если одна из областей вашего восприятия усиливается, то, как в законе сохранения веществ, другая область подавляется.

3. Каждая форма, склонна к самосовершенствованию, если она доведена до лимита своих возможностей.

4. Содержание у любого медиа-средства – это старое средство передачи информации, т. е. каким бы новым не было средство передачи информации, все равно оно включает в себе старую форму.

Г. Маклюэн сразу указал на то, что с течением времени возможна трансформация или изменения в существующих принципах. Однако он все-таки постарался сделать их такими, чтобы со временем они все же оставались неизменными.

Третья эпоха - синтез «человека слушающего» и «человека смотрящего» (стадия постнеокультуры). Электрические и электронные средства связи, по словам Г. Маклюэна, это «коммуникационная революция» в истории человечества. Характерная особенность современных коммуникационных средств в том, что они оказывают воздействие не на отдельные органы чувств, а на всю нервную систему человека. Окружающая реальность снова предстает в своей живой конкретности, а человек получает иллюзию соучастия в текущих событиях. К людям возвращается «сенсорный баланс» эпохи дописьменной коммуникации. Электронные технологии общения способствуют слиянию мифологического (непосредственного) и рационалистического (опосредованного) способов восприятия мира, создают предпосылки для целостного развития личности. «Электронная галактика» влечет «ретрибализацию» существующих обществ и на новой технологической основе воспроизводит «первобытное единство коллективного сознания», превращая нашу планету в единую «глобальную деревню».