Киргизская знать, как носительница господствовавших феодально–клерикальных тенденций, выступив под флагом борьбы за «чистоту национальной культуры», «Национальной традиции», боролась против влияния на киргизов передовой русской культуры, она боялась пробуждения революционного самосознания народа, его растущих стремлений к свету, знанию и просвещению.
В противовес господствующей идеологии феодальной верхушки в киргизском устном творчестве выступали элементы демократической культуры, «ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую.
В своих произведениях великий акын Токтогул не только повествовал о тяжелом экономическом положении и политическом бесправии трудящихся, но и призывал их к борьбе с эксплуататорами за народную свободу и счастье. Народные акыны видели в историческом акте приобщения Киргизии к России пути дальнейшего хозяйственного и культурного роста, пути завоевания счастливой доли.
Выдающиеся народные акыны Токтогул Сатылганов, Байымбет Абдрахманов (Тоголок Молдо) и Барпы Алыкулов и многие другие выступали за сближение киргизского народа с русским народом, за приобщение его передовой культуре.
Эта подлинно народная, демократическая тенденция в киргизской культуре имела поддержку и питалась живительными соками от общения с русской передовой демократической культурой и ее представителями в Киргизии.
Наиболее ярким представителем нового демократического направления в киргизской поэзии был талантливый акын и композитор Токтогул Сатылганов (1864 – 1933г.г).
Токтогул пел о труде, о жизни простых людей, о справедливости и мужестве, оформляясь в гневного, смелого певца. Молодой акын ненавидел певцов, которые восхваляли баев, манапов. Он клеймил зарабатывающих себе на жизнь честью и угодничеством, называл их «совести не имеющими».
Токтогул становится акыном – профессионалом. Народ называет его «Булбулом» (соловьем).
Политическая направленность поэзии Токтогула с каждым днем становится все более отчетливой.
Токтогул является самым выдающимся представителем киргизской общественной мысли второй половины XIX – начала XX в.
Свободолюбивый певец Тогтогул смело выступает против произвола и зверств манапов Кетмень – Тюбинской долины, обличая их грязные поступки и праздность. В песне «Беш каман» (Пять кабанов) Токтогул исключительной силой изобразил пятерых манапов – сыновей Рыскулбека, обиравших народ самым бесчеловечным и жестоким образом.
Гробите вы народ,
Что вам до вдов и сирот,
Жадная ваша рука.
Тощую клячу берет,
У горького бедняка.
Токтогул называл русских людей доброжелательными, справедливыми, отзывчивыми, он верил, что русскому народу суждено большое будущее.
Будучи родоначальником новой, высокоидейной демократической поэзии, Токтогул воспитал целую школу акынов, творчество которых стало в дальнейшем неотъемлемой частью киргизской советской литературы. Достойными последователями и учениками Токтогула являются киргизские народные акыны: Тоголок Молдо, Барпы Алыкулов, Калык Акиев, А. Усембаев и талантливые певцы Эшмамбет Толтоев, Коргол Досиев и др.
На этапах древних цивилизаций различные народы мира, несмотря на ожесточенные рос при правителей, всегда страстно стремились к сотрудничеству и взаимопониманию со своими близкими и дальними соседями. Можно смело сказать, что любая самая известная культура прошлого – этот, в сущности, синтез лучших достижений культуры различных народов. Прошедшие годы были наполнены творческими исканиями, сотрудничеством в разработке различных проблем историко – культурного развития народов Центральной Азии – одного из важнейших регионов человеческой цивилизации
XIX век открывает собой эпоху подлинно научного изучения Центральной Азии. Географическая исследования осуществляется специально для этой цели снаряженными экспедициями, в состав которых входят ученые самых различных специальностей, включая ориенталистов.
Были получены достаточно точные сведения о границах некогда существовавших государств, о переселениях народов и о путях торговых и культурных обменов. Данные арабских, персидских, китайских и других восточных источников, а также материалы, почерпнутые из античных произведений и записок европейских путешественников более позднего времени, используют в своей работе крупнейшие географы XIX в.: А. Гумбольдт, Ф. Рихтгофен и многие другие. Знание восточных источников позволило составить первые сводки по истории народов Центральной Азии, а открытие и приобретение в результате экспедиций и путешествий ряда ценнейших документов в свою очередь, послужило дальнейшему интенсивному развитию востоковедческой науки.
Культурные преобразования в молодых независимых странах Востока теснейшим образом связаны с их борьбой за упрочение политического суверенитета, за экономическую самостоятельность. Социально – культурное развитие нельзя оторвать от развития социально – экономического. Успех борьбы за экономическую самостоятельность невозможен без серьезных преобразований в области просвещения и науки. С другой стороны, чем радикальнее социально – экономические перемены, тем успешнее развитие культуры в странах Востока.
Заключение
Несмотря на то, что политика царизма, который стремился поставить дальнейшее развитие хозяйство и культуры Центральной Азии на службу господствующим классам России и их споре – местным эксплуататорам, тормозила подлинное развитие завоеванной страны, передовые представители русской общественности по мере сил боролись за распространение просвещения и образования в народных массах, за улучшение их жизни. Значительную помощь в этом благодарном деле оказывала ими прогрессивная часть местного населения.
Борьба шла на два франта – как против колонизаторской царской политики, так и против фанатизма и реакционности представителей местной феодальной верхушки, в том числе и мусульманского духовенства.
Общение трудящихся масс русского и Центрально – азиатских народов сближало их, а жесточайшая эксплуатация, которой они все подвергались, способствовала созданию предпосылок для общей борьбы против угнетателей и эксплуататоров.
Развитие культуры Центрально-азиатского народа во второй половине XIX – начале XX в. шло под непосредственным и благотворным влиянием России. На это развитие, несомненно, наложили свой отпечаток прогрессивные последствия вхождения Центральной Азии в состав России.
Как известно, этим историческим актом был положен конец мучительному гнету и произволу феодалов окраин, а народы окраин были спасены от порабощения отсталыми странами Востока. В дальнейшем Россия оказывала ощутимое влияние на экономическую и культурную жизнь народов национальных окраин. В первую очередь русское влияние проникало через крестьян – переселенцев и самовольцев, с которыми больше всего общались среднеазиатские бедняки – дехкане в повседневной жизни.
Усилился переход Средней Азии к земледелию вообще, а бедняков – к прочной оседлости. Заметные изменения происходили в киргизском земледелии: получили распространение новые сельскохозяйственные орудия и машины, что способствовало значительному увеличению посевных площадей;
Начало развиваться садоводство, бахчеводства и пчеловодство. В сельское хозяйство начали проникать агрономические и ветеринарские знания.
Производство продукции земледелия и животноводства постепенно начало приобретать товарный характер. Расширение торговли, появление и развитие крупных населенных пунктов и городов, положение колесных дорог и устройство конно-почтовой связи и телеграфного сообщения и др., способствовали разложению патриархально – феодальных и зарождению капиталистических отношений в крае.
Естественно, что все новые явления, возникавшие в Центрально – азиатском обществе, в свою очередь, отразились на духовном мире окраин, внесли заметные изменения, прежде всего, в характер и содержание народного фольклора и творчества.
«Подлинную историю трудового народа, - говорил великий писатель, нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории. И действительно, нельзя изучать историю какого либо народа, не зная, какую оценку тому или иному событию, явлению в жизни общества давал сам трудовой народ – подлинный творец истории. «Все величайшие завоевания человеческой культуры, весь ее прогресс были всегда органически связаны с творческим гением самого народа. Все успехи в развитии не только материальной, но и духовной культуры уходят своими корнями в творчество народа, в его жизненный опыт».
В киргизском обществе как обществе классовом господствующей была культура баев и манапов. Но наряду с этим в нем имелись и элементы демократической культуры, которые крепли и развивались под влиянием передовой культуры русского народа. Общение с русским народом, знакомство с его культурой и общественной жизнью поднимает сознания киргизской бедноты, выдвинувшей своих идейных защитников в лице народных акынов: Токтогула Сатылганова, Тоголока Молдо, Барпы Алыкулова и певцов – обличителей: Калыка Акиева, Алымкула Усенбаева и др. Будучи выходцами из трудовых масс, они выражали их интересы, разоблачали эксплуататорскую сущность манапов и баев, царских колонизаторов – виновников бедствий и страданий народа. В их творчестве звучал протест народа против социальной несправедливости, воспевались идеи дружбы народов и их стремление к свободе. Они видели перспективы приобщение Киргизии к России, хозяйственного и культурного роста края, разъяснили киргизам, что у простых русских людей есть справедливость и знания, призывали учиться у них.