Подчеркивая замкнутость культур, Тойнби фиксирует духовный прогресс в развитии религии. Он предполагает, что человечество религиозные от анимизма (древнейшие представления о духах) через универсальные мировые религии (христианство, ислам, буддизм) должно прийти к единой религии будущего.
Таким образом, мы видим, для всех вариантов теории культурно-исторических типов характерно отрицание единства всемирно-исторического прогресса человечества, взаимодействия различных культур и цивилизаций. Заслуга этой теории состоит в фиксации многообразия путей культурного развития.
Список используемой литературы
1. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1995.
3. Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
4. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
6. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
7. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 1996.
8. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. - 2005. - №1.
9. Человек и общество. / Культурология. Словарь-справочник. - Ростов - на - Дону, 1996.
10. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
[1] Фауст - герой нем. легенд, произв. мир. литературы, символ человеческой тяги к знаниям.