Смекни!
smekni.com

Развитие театра в России (стр. 1 из 10)

РЕФЕРАТ

«РАЗВИТИЕ ТЕАТРА В РОССИИ»

Введение

«Театр начинается с вешалки». Кажется, на свете просто не отыскать более расхожего выражения. Но все же, если серьезно, с чего начинается театр?

Думается, театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.

Безусловно, время вносит свои коррективы. Рухнувший железный занавес ознаменовал собой начало нового времени, новых перспектив, новых возможностей. Да, мы во много отстаем пока от так называемых развитых стран. Да, их опыт, безусловно, может быть нам полезен. Но, все же, не стоит рубить с плеча, перекраивая жизнь на западный лад.

Русская театральная школа – явление уникальное. Недаром ее с таким рвением осваивают актеры других стран. И не могут до конца понять. Потому что школа эта – часть самой земли, на которой она появилась. Театр всегда занимал особое место в сердцах россиян. На протяжении многих веков он был предметом гордости, отдушиной, утешителем. Именно игра русских, а затем советских, актеров всегда отличалась особой душевностью, проникновенностью и правдивостью.

Для российского театра никогда не было «простых» времен. Ни при царизме, ни при советах, ни в новое время. Вот, кажется, наступившее время свободы должно бы дать новый толчок его развитию, но этого не произошло.

Многие провинциальные театры находятся практически на грани вымирания. Неумолимо падает престиж профессии. Труппы практически повсеместно неукомплектованы. Для нормальной работы труппы приблизительное рекомендуемое соотношение актеров – 20% женщин к 80% мужчин. В подавляющем большинстве провинциальных театров – все наоборот. Актеры-мужчины массово уходят из профессии – мизерные зарплаты не позволяют кормить семью.

А ведь создание труппы – это долгий кропотливый труд, сродни селекции. Необходимо время, чтобы артисты услышали друг друга, начали работать в унисон. Артисты на сцене – как оркестр, где у каждого музыкального инструмента своя, неповторимая партитура, а вместе они – единое целое.

Поэтому в труппе должны присутствовать артисты всех возрастов и амплуа. Конечно, профессия актера с годами становится все более синтетической, да и понятия амплуа со временем стирается. Но все же необходимо, при бережном сохранении старых мастеров, каждые 5-7 лет обновлять труппу, приглашая в нее новых, молодых артистов.

Это дало бы возможность сохранить преемственность поколений, молодым актерам работать вместе с признанными корифеями сцены, получать незаменимый опыт и, по большому счету, сохранять неповторимую школу.

К сожалению, обновлять провинциальные труппы становится очень проблематично. Это в прежние времена актеры имели возможность показывать себя в разных городах, искать свой театр, своего режиссера. Теперь элементарное отсутствие средств заставляет их всю жизнь проводить в одном театре, порой не смотря на отсутствие достойных ролей. Это приводит к весьма напряженным отношениям в творческом коллективе. А иногда и весьма комичным ситуациям, когда зрители видят на сцене в ролях молодых героев актеров весьма почтенного возраста.

Провинциальные театры подчас лишены возможности приглашать молодых специалистов со стороны – нет возможности обеспечить их жильем. В этой ситуации в более выигрышном положении оказываются театры, имеющие в своем городе собственные театральные учебные заведения.

В Ставрополе неоднократно предпринимались попытки открытия театральных студий, отделений при училищах. В 2002 году эти попытки благодаря совместным усилиям Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова, Ставропольского государственного Университета и Ставропольского училища искусств завершились созданием Актерского отделения СГУ.

К 2007 году состоялось три набора на театральное отделение, два поколения студентов уже работают на сцене театра.

Глава 1

Первый государственный профессиональный театр России был создан во второй половине XVII века. К этому времени произошло объединение и экономическое слияние княжеств и земель вокруг Москвы, было создано централизованное Русское государство. С началом становления русской нации складываются элементы национальной культуры.

В верхах феодального общества шло довольно интенсивное освоение достижений европейской культуры и приспособление их к национальным потребностям. Новые веяния не только проникают в быт бояр и дворян, но и нарушают домостроевский уклад жизни купечества и чиновников-дьяков. Царь Алексей Михайлович, был любителем развлечений и зрелищ. При нем возрастают пышность, великолепие придворных церемоний и обрядов, придворных празднеств и приемов, отличавшихся театральностью.

Царские «потехи» - соколиная и псовая охота – проводятся по специально разработанным руководствам, своеобразным сценариям, роскошно изданным и иллюстрированным.

Стремление к театрализации обрядов захватывает и духовенство. Особенно выделялось «Пещное действо». Этот обряд – инсценировка библейской легенды о царе «Навходоносоре», возомнившем себя выше всех богов. Навходоносор повергает в горящую «пещь» трех отроков, которые отказались поклоняться идолу – «образу злату», так как исповедуют христианскую веру.

В определенный момент утренней службы халдеи – палачи – выводили отроков, облаченных в белые одежды. Затем отроков вводили в печь и метали из железных трубок «плавучую траву», дававшую вспышки пламени. Раздавался гром (сотрясение железного листа). Сверху спускалась фигура ангела. Пораженные чудом халдеи падали ниц. Отроки выходили из «пещи» и под песнопения уходили в алтарь.

Обряд этот, вошедший в церковный обиход в XVI веке и утверждавший победу церкви над царем, упраздняется во второй половине XVII века, в связи с усилением царской власти.

Обряд «Хождение на осляти» иллюстрировал собой евангельский рассказ о въезде Христа в Иерусалим. Он представлял собой торжественное шествие царя и патриарха в сопровождении бояр, духовенства и войска из Успенского собора в Кремле в Покровский собор на Красной площади, а затем обратно в Успенский собор. При этом царь вел под уздцы коня патриарха.

Своеобразными культурными центрами Москвы были Печатный двор и Посольский приказ. Посольский приказ приобрел особое значение в культурной жизни двора с 1671 года, после того как его начальником стал один из талантливых государственных деятелей – боярин Артемон Сергеевич Матвеев. Именно Матвеев был вдохновителем и организатором московского придворного театра, хотя мысль о его создании высказывалась еще в 1660 году Алексеем Михайловичем, наслышанном от послов о западном театре.

Непосредственная же история придворного театра начинается весной 1672 года, когда «в чердаках, что на дворе боярина Ильи Даниловича Милославского», начали готовить помещение, где «быть комедии»[1]. В то же время немцу, полковнику фон Стадену было дано распоряжение привезти с собой в Москву людей, «которые умели бы всякие комедии строить».[2] Но эта попытка не удалась, и царь приказал найти подходящих людей в Немецкой слободе в Москве и поручить подготовку первого спектакля пастору Иоганну Готфриду Грегори. Он должен был «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии “Книгу Есфирь”».[3] Грегори вместе с помощниками приходилось писать пьесу, набирать и обучать труппу и готовит спектакль.

Семнадцатого октября 1672 года, после нескольких месяцев напряженной работы, в новоотстроенной «комедийной хоромине» в селе Преображенском – летней резиденции царя – был сыгран спектакль «Артаксерксово действо». Увлеченный пышностью постановки и игрой актеров, царь смотрел спектакль в течение десяти часов.

После открытия придворного театра спектакль «Артаксерксово действо» неоднократно показывался в «комедийных хороминах» в Москве и в селе Преображенском.

Придворные спектакли ставили с большой роскошью. Костюмы действующих лиц шились из дорогих русских и привозных тканей и были весьма разнообразны.

В спектаклях использовались музыка, пение, танцы. Нередко звучали орган, трубы и другие инструменты. Сохранились ноты музыки, написанной к спектаклю «Юдифь», - псалмов и солдатских песен.

Оба театральных здания – и «комедийная хоромина» в Преображенском и «комедийная палата» в Кремле – имели обширные и хорошо оборудованные сцены, отделенные от зрительного зала перилами. Переднего занавеса не было, но был задний занавес, который по необходимости отделял от «большой» сцены «малую».

В изобразительных средствах спектакли русского театра не уступали западноевропейским. Каждый спектакль имел специальное оформление, писались подъемные декорации и боковые кулисы. Сценическая техника по тому времени была довольно высокой и позволяла применять различные эффекты. Например, в «Егорьевской комедии» появлялось движущееся чудище – змий. Не менее сложной была и бутафория, широко используемая в спектаклях: отрубленная голова Олоферна («Иудифь»), голова и руки Голиафа («Комедия о Давиде с Голиафом»), маска Бахуса («Комедия о Бахусе с Венусом»).

Первыми исполнителями пьес, шедших на сцене придворного театра, были подростки и юноши – дети иноземцев из Немецкой слободы. Но уже менее чем через год руководителю театра Иоганну Грегори было поручено обучить 26 русских детей из мещан и подьячих, которые должны были составить профессиональную русскую труппу.