Оглавление
Введение
Глава 1. Краткая характеристика творчества Павла Андреевича
Глава 2. Федотовская традиция в 1850-1860х годах позапрошлого века
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В конце XVIII и первой половине XIX столетия русский бытовой жанр формируется как самостоятельный вид изобразительного искусства. Определяются его идейные концепции и художественный язык. Идет становление типовой жанровой картины, приемов раскрытия бытовой темы, наконец, появляются художники, полностью посвящающие свое творчество жанровой живописи. Именно по этому пути в 1860-80х годах пойдут поиски лучших живописцев, изображающих современную им жизнь.
Во второй половине XIX века складывается собственно жанровая картина. В 20х годах у Александра Гавриловича Венецианова последняя статична, немноголюдна, содержит простой сюжет.
Крупнейшим русским жанристом, "корифеем русского бытового жанра" этого времени стал Павел Андреевич Федотов. Именно он ввел в русский бытовой жанр критический анализ окружавшей его общественной действительности, стремясь раскрыть противоречия и пороки, раздиравшие русское общество того времени.
Павел Андреевич явился родоначальником, предтечей нового направления в искусстве. Он был единственным живописцем второй половины XIX века, открывшим новый метод, которому суждено было лечь в основу творчества художников последующих поколений.
Однако само положение Федотова в истории русской живописи было довольно сложным. Павел Андреевич, обличитель и аналитик, давший жизнь критическому реализму в русском изобразительном искусстве, не боявшийся поучать, выступает в своем позднем творчестве романтиком, находящим красоту в реальном мире. Тем самым живописец определял одну из последних вспышек романтизма в русской живописи. Подобная двойственность творчества Павла Андреевича определила дальнейшую жизнь творческого наследия живописца.
Именно творческую традицию 1850-60х годов XIX века, а точнее ее анализ, автор ставит целью данной работы.
Насколько сильным было влияние П. А. Федотова на художников следующего поколения? В чем оно проявлялось? Кто именно наследовал, и как это отражалось в работах последователя? Какие методы, идеи, сюжеты Павла Андреевича были востребованы?
Вопрос о традициях Федотова в русской живописи XIX века в российской историографии достаточно подробно изучен. Этой проблеме уделяли внимание многие исследователи, начиная с современников художника. Одним из авторов, освятившим данный вопрос, является Галина Константиновна Леонтьева. В первой части своей работы "Павел Андреевич Федотов. Основные проблемы творчества", вышедшей в свет в 1962 году, Галина Константиновна анализирует само творчество художника, а во второй – влияние последнего на русскую живопись, журналистику, общественную мысль в 1850-60х годах XIX века.
Дмитрий Владимирович Сарабьянов, автор великолепной монографии "Павел Федотов", в своей работе "П. А. Федотов и русская художественная культура 40х годов XIX века" затрагивает вопрос о последователях Федотова во второй половине XIX века.
Также существуют Интернет-сайты, посвященные творчеству Павла Андреевича Федотова; но ценной информации в них мало, и чаще она неполная, разрозненная и не всегда достоверная.
Работа состоит из двух глав. В первой главе автор хотел бы кратко осветить основные этапы творчества П. А. Федотова, давая небольшой анализ последних. Эта часть работы представляется автору необходимой, т.к. проанализировать влияние творчества художника на последующие тенденции русской живописи без освещения творчества самого художника довольно трудно.
Вторая глава посвящена краткой характеристике работ отдельных русских живописцев 1850-1860х гг, в которых наиболее ярко проявляются черты творчества Павла Андреевича Федотова.
Глава 1. Краткая характеристика творчества Павла Андреевича
Павел Андреевич Федотов пришел в искусство уже взрослым человеком: решив полностью посвятить себя живописи, он подает в отставку, тем самым завершая свою военную карьеру.
Первые попытки рисовать Павел Андреевич осуществляет в середине 1830х годов: он пробует неумелой еще рукой запечатлевать все, что видит вокруг себя ежедневно – лица товарищей по службе, жизненные сцены из своих будней, тем самым начиная свой творческий путь с непосредственного наблюдения жизни.
Основная тема творчества Федотова – "судьба маленького человека". Сюжеты своих произведений он берет из окружавшей его действительности, рисуя портреты и бытовые сцены из жизни купцов, мелких чиновников, военных (т. к. сам служил), мещан. Работы Федотова - кусочек настоящей, непарадной жизни обычного человека, живущего в России в середине XIX века. Человека со своими пороками и слабостями, что художник, разумеется, не преминул подчеркнуть. Павел Андреевич обличал, порицал, иронизировал над окружающими его людьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этих людей.
В 1840х годах Павел Андреевич задумывает и выполняет серию нравственно – критических сепий: "Первое утро обманутого молодого" (1842-1844), "Мышеловка" (1846), "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" (1844) и др.
Прежде чем приступить к работе над композицией, П. А. Федотов тщательно представляет себе то пространство, в котором будут жить и действовать его герои. В процессе подготовительной работы художник неоднократно меняет композицию, распланировку сепии. Он старается четко и логично скомпоновать фигуры людей, предметы, добираясь до каждой мелкой детали и тщательно продумывая положение последней.
Уже в ранних работах Павел Андреевич особое внимание уделяет композиции движения. Он добивается исключительной связности движения рук, слаженности поз, точности поворотов фигур – движение вырисовывается в четкий и слаженный узор отдельных элементов.
Для П. А. Федотова все герои его работ одинаково важны: смысловая нагрузка сюжета распределяется примерно одинаково между всеми персонажами. Тщательное, особое внимание к каждому герою – важная черта творчества Павла Андреевича. Так, например, фигуре мальчика, просящего мать купить ему игрушку (сепия "Модный магазин", 1844-1846), казалось бы, персонажа второстепенного, Федотов делает около полутора десятков набросков.
В неустанных поисках натуры, в бесконечном множестве набросков Павел Андреевич шлифует образы своих героев. В сепиях он делает первые попытки психологической и социальной характеристики своих персонажей, с огромным упорством ища способы выражения внутреннего состояния и общественного положения людей в их мимике, позах, одежде, которую они носят, обстановке, которая их окружает. Всё, всё, каждая мелкая деталь имеет свое значение, дополняет и углубляет сюжет картины.
В своих сепиях художник, исходя из натуры, идет к откровенному шаржу, сознательному усилению и подчеркиванию , карикатуре неприятных черт своих персонажей.
Одни из наиболее значительных работ Павла Андреевича, три картины маслом - "Свежий кавалер" (1846), "Разборчивая невеста" (1847), "Сватовство майора" (1848) – были представлены на академической выставке 1849 года.
В этих картинах, как и всегда, Павел Андреевич придает большое значение детали. Его герои обыденны, они живут в узком житейском кругу, и мир вещей – домашняя обстановка, одежда героев, предметы быта – имеет первостепенное значение в их характеристике. В "Сватовстве майора" все детали интерьера настоящие, действительно существовавшие вещи. Даже бутылку шампанского и кулебяку, определенные, а не какие-нибудь, художник специально приобретает для своей картины.
Созданию картин предшествовала огромная подготовительная работа. Десятки набросков, в которых живописец ищет композицию сцены, образы главных героев, выверяет позы последних, их состояние, место на поверхности холста. Чтобы найти подходящие натуры, Павел Андреевич много гулял по городу, толкался на рынках, заходил в разнообразные служебные конторы. Он неоднократно меняет жесты рук, мимику лица, наклоны головы своих персонажей.
В своих произведениях Павел Андреевич добивается обобщенной характеристики образов, поэтому критика персонажей в его картинах выливается в критику социального строя, их породившего, выработавшего их характер, обусловившего их психологию. Поистине поразительно умение Павла Андреевича в единичном, как бы случайном, выразить общее, закономерное, типичное.
В произведениях, созданных Федотовым в последний период его творчества, задачи искусства, идеи, сюжеты самих картин меняются. Теперь для художника становится более важным не обличение частных случаев общественных пороков людей, но "создание остротрагедийных образов, обнажающих уродливое состояние социального строя в целом" в императорской России.
Последние произведения Павла Андреевича отличаются особенной глубиной постижения человеческого характера; духовной насыщенностью образов. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. В последних картинах художник явно тяготеет к однофигурной композиции, соответственно, возрастает глубина психологической характеристики героя. А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. Центральные работы этого периода - "Анкор, еще, анкор!" (1850-1851), "Игроки" (1852), "Вдовушка" (1851). В последних работах Федотова хорошо видно, что художник в совершенстве овладел живописным мастерством, цвет в его произведениях помогает раскрытию замысла, активно участвует в восприятии зрителем изображаемого. Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине "Анкор, еще, анкор!". Тревожная, напряженная цветовая гамма – сочетание теплых красновато-коричневых тонов интерьера и холодного ярко-синего квадратика неба в окне замечательно помогает передать характер замысла произведения. В любой работе Павла Андреевича, будь то рисунок с оригинала, набросок натуры или любая деталь интерьера в картине есть печать строгой требовательности художника к себе, его тщательности. Одна из самых важных особенностей творческого метода Федотова – огромная роль наблюдения в творческом процессе.