Смекни!
smekni.com

Развитие Урала в начале ХХ века (стр. 2 из 4)

В начале XX в. на Урале работали драматические трупы под руководством М.Т. Строева, В.К. Верховского, О.П. Зарайской.

В 1910–1912 гг. в Екатеринбурге было построено новое здание драматического театра на 1 600 мест; в это же время приступили к постройке театров городские власти Оренбурга и Перми. С 1908 г. началась театральная жизнь в Нижнем Тагиле.

Развитие промышленности серьезно отразилось на архитектурном облике уральских городов. Увеличилось значение зданий культурно-просветительского назначения, торговых, банковских и гостиничных объектов. Многие из них были постройками эклектичными, использовавшими отдельные декоративные элементы модерна. Это отразилось даже на деревянном зодчестве уральцев.

Культура под идеологическим контролем

Грандиозные исторические цели, поставленные компартией, требовали создания особой социально-психологической атмосферы, поддерживающей энтузиазм и веру в правильность избранного пути. Все источники распространения знания – учебные заведения, печать, радио и кино – превратились в единую систему пропаганды официальной идеологии. Живопись, кинематограф, театр, массовые праздники служили утверждению в обществе новой морали, советского патриотизма и исторического оптимизма. Писатели, художники, музыканты, поэты должны были строго следовать инструкциям ЦК ВКП(б), резолюциям руководящих органов творческих союзов. Согласно резолюции о политическом воспитании деятелей искусств, принятой на первом совещании активистов профсоюза работников искусства на Урале (Урал-рабис) в 1929 г., все артисты и творческие работники должны были посещать политкружки. С 1938 г. новый учебный план для студентов художественных и музыкальных заведений предусматривал обязательное изучение произведений классиков марксизма-ленинизма об искусстве. Росли тиражи и разнообразие периодических изданий на Урале: помимо центральных выходили областные, районные, городские газеты и журналы. Па предприятиях распространялись газеты-многотиражки и стенгазеты. Именно газеты и радио сообщали о новых победах строителей социализма; создавали образы «врагов народа» и призывали к бдительности, единству, подвигам. Для подготовки журналистов создавались специальные центры – в Свердловске с 1936 г. работал Коммунистический институт журналистики КИЖ и Газетная партшкола.

«Освобождением» библиотек от «вредной» литературы занимались комиссии по проверке фондов библиотек: в 1930 г. «чистили от книг, чуждых рабочему читателю» Свердловскую библиотеку им. В.Г. Белинского; в 1935 г. проводилась новая кампания – только из 14 библиотек Березиковского района Пермской области было изъято 567 книг (из них: 93 книги Л. Троцкого, 183 – Г. Зиновьева, 6 – К. Каутского).

Благодаря такой «заботе» партии и правительства советские люди имели минимум информации и ограниченное представление о происходящем в стране и мире, искренне верили в идеалы и мифы, создаваемые властями через искусство и печать.

Ученые Урала: научный поиск и трагедия судеб

Развитие уральской науки в 1930-е гг. полностью зависело от центральной власти – создание новых исследовательских институтов и их компетенция определялись постановлениями правительства. Научные центры Урала (НИИ черных металлов, химии, прикладной минералогии, золота и платины и др.) выполняли заказы отраслевых ведомств и промышленных предприятий по совершенствованию технологий и изысканию новых месторождений. Интересные исследования в области теоретической физики проводились в Уральском физико-техническом институте известными учеными СП. Шубиным, А.А. Соколовым и их учениками. В 1932 г. был открыт Уральский филиал АН СССР (УФ/\И), ученые которого стали проводить исследования в области геологии и минералогии, геофизики, металловедения, электрохимии и химии минерального сырья.

В 1930 г. в Свердловске был создан проектный институт машиностроения (Урал-гипромаш). Вместе с тем, все стандарты изделий для машиностроительный индустрии Урала разрабатывались и испытывались в Москве и Ленинграде. Недостаток финансовых средств препятствовал созданию региональной исследовательской базы и развитию уральской науки, что стало предметом обсуждения на XII областной конференции ВКП(б) в 1934 г. В 1938 г. ученые, инженеры, техники 95 предприятий Урала обратились к наркому тяжелой промышленности с просьбой помочь в оборудовании исследовательских лабораторий на заводах.

Уральские ученые активно занимались распространением научных знаний среди населения. В Свердловске в 1935 г. был открыт Дом техники. Коллекция экспонатов, собранных известными уральскими учеными. 4. А. Лазаревым и М.О. Клером к XVII Международному геологическому конгрессу, стала основой Геологического музея, который начал работу в 1937 г. Многообразная научно-исследовательская работа уральских краеведов в 1930-е гг. была подменена участием краеведов в ряде кампаний: организации массового геологического похода (1931–1934 гг.), оказании помощи в возведении новых предприятий в Алапаевске, 1 Березниках, Челябинске и строительстве Камской гидроцентрали. В ходе экспедиций, организованных И.Ф. Коноваловым (г. Березники), удалось найти алебастр, медистые песчаники, известняки. Многое сделали уральские краеведы для развития метеорологии и феноменологии. В 1934 г. В.А. Батмановым была составлена Биоклиматическая карта Урала – первая фенологическая карта в СССР. Богатый материал но уральскому фольклору был собран в 1930-е гг. краеведом В.П. Бирюковым.

Гуманитарные исследования краеведов и историков ограничивались административными указаниями и запретами, созданием закрытых для изучения фондов в архивах и библиотеках. Трагедией для исторической науки края явилось уничтожение источников при ликвидации монастырей и разрушении храмов, при выполнении директив о чистках библиотек. Люди, принимавшие участие в этих мероприятиях, не имели представления о духовной и исторической ценности уничтожаемых книг.

Литература и искусство: социалистический реализм в действии

В 1930-е гг. архитектура и кино, все виды и жанры литературы и живописи должны были соответствовать критериям социалистического реализма. Инструкциями ЦК ВКП(б) определялась главная тема литературы и искусства – созидание новой жизни, борьба за социализм. Образ светлого будущего и нового человека противопоставлялся темному, мрачному прошлому и тем, кто мешал движению в прекрасное завтра.

В уральской литературе того времени наиболее известны произведения «Урман» И. Панова, «Стручок» Б. Гранина о новых явлениях общественной жизни, «Бунт» и «Долматов монастырь» И. Поповой о прошлом уральского края. Появились сборники стихов «Убеждение» К. Реута, «Бой» П. Куштума, «Вторая родина» Б. Ручьева.

Рассказы, повести, стихи и даже сказки (например, «Малахитовая шкатулка» или «Хозяйка медной горы» П.П. Бажова) создавали образ прошлой жизни, полной несправедливости, жестокости и унижений рабочего человека, или прославляли революцию и советскую власть, сделавших счастливыми всех людей. Известно стихотворение В. Маяковского «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», посвященное изменениям в быту рабочих ВИЗа и прочитанное в Свердловске в 1928 г.

Исключением оказались появившиеся в 1935–1937 гг. первые книги рассказов молодого писателя Б. Рябинина избравшего главными темами своего творчества мир природы и жизнь животных, – «Каменные загадки» и «Мои друзья».

Попытки художественного осмысления прошлого и советской действительности предпринимались писателями-рабочими. В литературно-художественном журнале «Штурм» публиковались рассказы и повести рабочих, являвшихся членами Уральском Ассоциации пролетарских писателей (УралАПП). Наиболее известными были «Моя жизнь» работницы А. Коревановой, «Моя школа» слесаря А. Бондина, «Я люблю» машиниста Л. Авдетко. Выступая на III конференции УралАПП в 1931 г., И.Д. Кабаков в своем докладе назвал появление пролетарских писателей одним из громадных достижений культурной революции. Однако были и противоречия: «призыв ударников-рабочих в литературу», объявленный УралАПП в 1930 г., способствовал вовлечению рабочих в новую сферу деятельности и распространению культуры, но уровень творческого мастерства писателей-рабочих был очень низким.

Участие в социалистическом строительстве являлось обязательным для всех деятелей культуры. В 1930-е гг. театры шефствовали над заводами и стройками: проводили концерты в цехах и Дворцах культуры, отправлялись на гастроли в промышленные районы, помогали создавать репертуар театрам рабочей молодежи, участвовали в Днях ударника, высмеивая лодырей и нарушителей трудовой дисциплины.

Художники направлялись в творческие командировки, их картины были гимном героическому труду, преображающему мир, и людям, побеждающим все трудности и невзгоды. Однако на этих картинах нельзя было увидеть обессилевших от голода и непосильной работы ссыльных, заключенных ГУЛАГа, беспризорников или умирающих от недоедания крестьянских детей…

Многие художники специализировались в жанре монументальной живописи, изображали символику советского государства, вождей, наиболее значительные события Октябрьской революции и Гражданской войны, героические трудовые подвиги. Эти темы стали главными и в театре. Даже театры оперы и балета, ориентировавшиеся на классику, уступали свои сцены «советским операм» и «красному балету». В репертуаре Свердловского оперного театра наряду с произведениями М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина были оперы «Декабристы» В. Золотарева, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского. По свидетельству современников «самой советской» оперой была «Поэма об Урале* М. Фролова, посвященная 15-й годовщине Октябрьской революции и социалистическому преображению края. Оперу Б. Трамбицкого «За жизнь» (1938 г.) критики назвали новым советским оперным произведением.